Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 11. ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




1. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, функции

2. Профессионально-этический кодекс социального работника

3. Структура и содержание «Профессионально-этического кодекса социального работника России»

 

Профессиональный этический кодекс

 

Профессиональная этика, профессиональное общение призваны помочь решить стоящие перед работниками и специалистами задачи. Не случайно все больше и больше профессиональных объединений, фирм создают свои профессиональные этические кодексы (кодекс – свод законов; совокупность правил, убеждений).

Одним из первых профессионально-этических кодексов является “Клятва Гиппократа” – приписываемый Гиппократу текст, сжато формулировавший моральные принципы поведения врача.

 

Профессиональные моральные (этические) кодексы – это совокупность нравственных принципов и конкретных этических норм и правил деловых взаимоотношений и общения.

 

Как правило, профессионально-этические кодексы охватывают такие аспекты, как духовно-нравственные основы деятельности работников организации, профессиональные качества работников, моральные обязательства работников перед своей организацией и профессией, нравственные принципы взаимоотношений работников с клиентами и партнерами и этические обязательства работников организации перед обществом.

Опыт деятельности ряда известных фирм США и Западной Европы показывает, что строгое соблюдение установленных правил и проведение воспитательной работы с персоналом обеспечивают им значительную прибыль.

Контроль за выполнением норм деловой этики осуществляют руководители высшего уровня. Некоторые фирмы имеют штатные единицы специалистов по деловой этике. Этика включается в качестве основной дисциплины в программы обучения управляющих низшего и среднего звена. Вот пример.

Американская телефонная компания MCI, потрясенная крупнейшим скандалом с махинациями в руководстве, наняла ответственного за корпоративную этику. Исполнительный вице-президент “по этике и ведению бизнеса”, она же “директор по этике”, будет подотчетна непосредственно председателю и исполнительному директору. Среди прочих задач ей предстоит провести с 55 тысячами сотрудников компании курсы по этике. И, конечно, зорко следить за нарушениями. Для тех, кто захочет сообщить о неблаговидном поведении своих коллег, открыта специальная “этическая горячая линия”. Глава корпорации так прокомментировал нововведение: ”MCI остро нуждается в создании модели хорошего корпоративного управления в сочетании с этическим принципами».

 

Очевидно, что потребность в создании специфических систем морали – профессионально-этических кодексов – для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда деятельность специалистов направлена на человека, когда именно человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда специалиста при этом весьма высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к выполнению профессионального долга во многом определяется качеством их работы и конечным результатом.

Для выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация.

 

Любой кодекс нe является застывшим, мёртвым документом. Он должен отвечать потребностям общества и профессиональной группы и постоянно совершенствоваться вместе с развитием общественных отношений и изменением целей, задач и содержания профессиональной деятельности.

 

Профессионально-этический кодекс

Социального работника

 

Стандарты профессионального поведения социального работника основываются на кодексе профессиональной этики, служащем руководством в повседневных ситуациях. В основе профессиональной этики социального работника лежат фундаментальные общечеловеческие ценности, признание достоинства и уникальности каждой личности, ее прав и возможностей.

В практике социальной работы уже давно имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса – Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и системе административного регулирования – уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы. Предусмотрена также система отчётности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они нe могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Есть и еще один важный момент. Профессиональная социальная работа, будучи совсем ещё молодой, становится, тем не менее, одной из самых массовых профессий, хотя далеко ещё не все возможные сферы социальной среды ею освоены. Однако, несмотря на признанную полезность и необходимость социальной работы для общества, она не относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий. Это обстоятельство порождает соответствующие проблемы, главной из которых является проблема нехватки и недостаточного квалифицированного уровня кадров. Далеко нe все люди морально готовы к тому виду деятельности, который называется профессиональной социальной работой. Это является одной из причин, делающих необходимым введение особых, дополнительных форм регулирования деятельности специалистов – профессиональных этических кодексов.

Статус кодекса получил рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной деятельностью набор профессиональных этических норм.

 

Профессионально-этический кодекс социального работника регулирует деятельность специалистов, формирует основные принципы профессиональной морали и указывает на специфику черт личности, делающих её профессионально подготовленной к деятельности в качестве социального работника, а также освещает те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.

Кодекс представляет собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятых ассоциацией или союзом профессиональнык социальных работников, и в дальнейшем служит стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

 

Основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...