Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль воспитания и самовоспитания




 

Как мы уже говорили, формирование духовных потребностей личности является важнейшей задачей воспитания и самовоспитания.

Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

 

Наша система образования нe всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой живни, уникальность каждого человека на этой земле.

Современный этап жизни общества вообще и система подготовки социальных работников, в частности, предъявляет особые требования к воспитанию специалиста, поиска новых средств, форм и методов качественного совершенствования всей системы профессионального воспитания социальных работников. Особый акцент при этом должен делаться на взаимодействие воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействие между собой самих воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания. Для социального работника, покинувшего студенческую скамью, воспитателем является прежде всего его коллектив. Организация воспитания социального работника предполагает построение такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им профессиональных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии со стандартами профессиональной этики. При этом, несомненно, воспитание должно быть направлено на формирование самостоятельности, ответственности, принципиальности, чувства собственного достоинства, уважения к своей профессии, творческой активности и критического мышления.

В последнее время можно встретить такой термин, как «профессиональная социализация». Под ним понимается включение будущего специалиста в систему профессиональных отношений и самостоятельное воспроизводство им этих отношений. Профессиональную социализацию можно понимать как процесс освоения профессионального пространства и активного поиска своего места в нем.

 

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

 

Самовоспитание основывается на механизмах саморегуляции и предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание предполагает определенный уровень самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению и самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

 

В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

 

Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Социальный работник может использовать самые разнообразные способы и виды работы над собой. Один из них – самоисповедь, т.е. полный внутренний отчет перед собой о самом себе. Успех рефлексии тем больше, чем объективнее нашему психическому веркалу удается отразить реальность. Выразить "наболевшее" в словax, высказаться прямо и бесхитростно издавна считалось одним из действенных способов избавления от тягостных мыслей.

Трациции исповедоваться очень давние. Акт исповеди зафиксирован на ступени родоплеменных отношений. Магическая функция очищения исторически закрепилась в христианстве. Социальный работник не всегда имеет возможность найти собеседника с такими жe взглядами. В таких условиях эффективным средством становится самоисповедь.

Сознательное формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности, в поведении, т.к. задействует механизмы интеллектуального и моральноrо контроля, духовного очищения.

Самоубеждение – это принцип коммуникативноrо критико-аналитического, сознательнога воздействия на собственные личностные установки,          ядро           личностнык приоритетов.                      Основой                                               процесса являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения, заключающиеся в логическом обосновании практической пользы того или иного действия.

Использование различнык психотекник, являющихся  рациональным механизмом управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации, саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

В силах социального работника решать задачу самосовершенствования, овладеть своими мыслями, чувствами, поведением. Помогая себе самому, в первую очередь необходимо обучится искусству самонаблюдения. Во многих философских и мистических учениях, у Сократа, Кришнамурти, буддистов и Лаоцзы, подчеркивается, что самонаблюдение и самопознание являются необходимым шагом на пути развития. Самонаблюдение, кроме того, верный способ, помогающий избавиться от внутренних терзаний, к которым склонны сегодня многие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...