Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика социальной работы требует от специалистов и коллективов служения интересам общества и профессии, интересам клиентов и их групп.




 

Объектом социальной работы является человек, и это делает данную профессию особой. Но ведь и выполняют эту работу тоже люди, со своими взглядами, ценностями, моральными нормами. Совершенно очевидно, что индивидуальные представления о добре и зле всегда ограничены, наши моральные суждения и моральные оценки ограничиваются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, опыта, и групповые, национальные и прочие предрассудки, и стереотипы и многое другое. Социальный работник всегда стоит перед искушением считать свои моральные суждения, свое представление о нормальном абсолютно правильным. А ведь он, по сути, является лицом, изменяющим ситуацию и жизнь клиента, следовательно, ошибки здесь будут очень дорого стоить. Обращение к объективным, принятым и проверенным временем и практикой нормам и стандартам является абсолютно необходимым.

В практике социальной работы имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты действует система правового регулирования отношений между участниками процесса: Конституция Российской Федерации, указы президента и распоряжения местных органов власти и систем государственного регулирования (уставы, положения, должностные инструкции, приказы). Предусмотрена и система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все эти средства не могут быть признаны достаточными, поскольку не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике повседневной социальной работы. Решить эти задачи невозможно без более гибкой и действенной системы регулирования деятельности специалистов и контроля, какой и является профессионально-этическая система.

 

Этические нормы и принципы

Профессиональной социальной работы

Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в нашем случае в социальной работе, выполняют определенные функции.

Конкретные функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность (деятельность общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации), содержание (помощь человеку) и направленность профессии.

 

Учитывая сущность, содержание и направленность профессиональной социальной работы, основными функциями этики социальной работы можно считать следующие: оценочная, регулятивная, организационная, управляющая, мотивационная, координирующая, регламентирующая, воспроизводственная, воспитательная, коммуникативная, оптимизирующая, стабилизирующая, рационализирующая, превентивная, прогностическая, разрешения противоречий, информационная, социальная, социализирующая.

 

Остановимся на них подробнее.

· Оценочная – дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты.

· Регулятивная – позволяет регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии.

· Организационная – служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга.

· Управляющая – служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.

· Мотивационная – служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности.

· Координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи.

· Регламентирующая – направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту.

· Воспроизводственная – позволяет воспроизводить действия и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности.

· Воспитательная – служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента.

· Коммуникативная – служит средством коммуникации между специалистоми и их клиентами.

· Оптимизирующая – способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности.

· Стабилизирующая – способствует организации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений.

· Рационализирующая – облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения морали решения.

· Превентивная – предохраняет и предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу.

· Прогностическая – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие.

· Разрешения противоречий – способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами.

· Информационная – приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали.

· Социальная – способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе.

· Социализирующая – служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Такое многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

       Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться нормами и принципами профессиональной этики – наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному объекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

       Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентаций, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла.

Этическая оценка возможна на разных уровнях: от уровня отдельного клиента до уровня всего общества. По каким же критериям производится эта оценка?

Основными моральными критериями к профессиональному поведению и действиям социального работника можно назвать следующие: содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности, социальную целесообразность, сотрудничество участников процесса, обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса.

 

· Содействие общественному прогрессу. Социальный работник обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности приведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.

· Формирование высоконравственной личности. В процессе социальной работы формируется личность не только социального работника, но и, с помощью его воздействия, личность клиента. Таким образом, нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности – как его самого в качестве специалиста, так и его клиента.

· Социальная целесообразность. Социальная целесообразность основывается на потребностях и возможностях общества. Не будем забывать, что именно общество определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.

· Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких).

· Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Решая (или способствуя решению) проблемы клинта, социальный работник одновременно воздействует на материальные условия его жизни, его психику. Оказывается влияние и на своих коллег, социальный работник может служить им примером. Положительное влияние тем самым оказывается и на все общество, заинтересованное в максимальной эффективности социальной работы.

 

Рассматривая вопрос о ценностях социальной работы, мы говорили о профессионально значимых ценностях социальной работы. Без всякого сомнения, их можно рассматривать и как базовые этические принципы социальной работы. Вспомним их. Это: соблюдение разумных интересов клиента; личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий; уважение права клиента на принятие решения на любом этапе совместных действий; принятие клиента таким, какой он есть; конфиденциальность; доброжелательность; бескорыстие; честность и открытость во взаимоотношениях соц. работника и клиента; полнота информированности клиента о предпринимаемых действиях; отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

 

Профессионально-этическая система социальной работы этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.

Таким образом, профессиональная этика в социальной работе строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института и предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств у специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности. И многие этические проблемы социальный работник решает руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т.е. своими собственными нравственными принципами.

Резюме

· Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

 

· Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере, будь то производство продукции, предоставление услуг, предпринимательская деятельность и т.д.

· Мораль профессиональной группы является составной частью морали общества.

 

· Основными задачами профессионально-этической системы являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

 

 

· В своей практической деятельности социальные работники нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать этические нормы и принципы.

· Этика социальной работы требует от специалистов и коллективов служения интересам общества и профессии, интересам клиентов и их групп.

· Учитывая сущность, содержание и направленность профессиональной социальной работы, основными функциями этики социальной работы можно считать следующие: оценочная, регулятивная, организационная, управляющая, мотивационная, координирующая, регламентирующая, воспроизводственная, воспитательная, коммуникативная, оптимизирующая, стабилизирующая, рационализирующая, превентивная, прогностическая, разрешения противоречий, информационная, социальная, социализирующая.

· Основными моральными критериями к профессиональному поведению и действиям социального работника можно назвать следующие: содействие общественному прогрессу, формирование высоконравственной личности, социальная целесообразность, сотрудничество участников процесса, обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная этика?

2. Что дает профессиональная этика?

3. Какие этические нормы и стандарты определяют профессиональное общение?

4. Когда зародилась профессиональная этика?

5. Как профессиональная этика связана с общей моралью общества?

6. Каковы основные задачи профессионально-этической системы?

7. Что дает социальному работнику знание норм и принципов профессиональной этики?

8. Что требует этика социальной работы от специалистов?

9. Какие средства имеются в практике социальной для регулирования поведения и действий специалистов?

10.  Назовите основные функции этики социальной работы.

11.  Перечислитеосновные моральные критерии к профессиональному поведению и действиям социального работника.

12.  Назовите базовые этические принципы социальной работы.

13.  На чем строится профессиональная этика в социальной работе?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 551.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...