Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Увиденное настолько шокировало несчастную женщину, что она не нашла в себе сил что-либо говорить этим людям о нравственных нормах. А просто в слезах убежала с кладбища.




Супруги сообщили о произошедшем куратору городских погостов. Чиновник извинился за своих подчиненных, пообещав, что они получат строжайший выговор и в следующий раз выберут себе другое место для развлечений. Он добавил. Что прекрасно понимает. Как ранит людей, приходящих на кладбище скорбеть и оплакивать своих близких, подобное действо. Однако сами виновники совершенно не смутились, узнав, что на них поступила жалоба.

 

       Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, зародилась в глубокой древности. Конечно, она не была тогда отдельной отраслью знания. Представители ряда профессий, имевших жизненно важное значение для общества и человека (жрецы, врачи, учителя) ранее других осознали необходимость этической регламентации своей деятельности. Вспомним, например, «Клятву Гиппократа».

           Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности, и отношение к содержанию своей деятельности. Именно профессиональная этика определяет все другие аспекты профессиональной деятельности.

 

Мораль профессиональной группы является составной частью морали общества.

Профессионально-этическая система может рассматриваться как разновидность общей морали, которая несет в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности. При этом она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в обществе.

Первоначально профессионально-этические системы возникают как явление обыденного сознания, в дальнейшем они развиваются на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы, после чего систематизируются в виде кодексов. Кодексы заключают в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности, но и отношениям, возникающим в процессе профессиональной деятельности.

Любой вид деятельности развивается, а следовательно, развивается и профессионально-этическая система данного вида деятельности. Вспомним, например, тот факт, что «Клятва Гиппократа» уже давно признана устаревшей и заменена новым профессиональным кодексом.

 

Недавно американские и европейские врачи получили новый профессиональный кодекс, который пришел на смену клятве

Гиппократа. По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом еще 2,5 тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня.
Права пациента на собственный выбор, работа в команде, уважение к другим специалистами не было частью работы врача во времена Гиппократа. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов.

В практике повседневной деятельности профессионально-этическая система представляет собой совокупность норм поведения специалистов, побуждающих их действовать определенным образом.

 


Основными задачами профессионально-этической системы являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

 

Место и роль профессионально-этической

 системы в социальной работе

 

Возможны различные подходы к вопросам профессиональной этики. Так, можно рассматривать этику как нечто внешнее по отношению к содержанию самой профессиональной деятельности и оценивать скорее результаты деятельности, т.е. сам продукт и его ценность для общества, нежели саму деятельность.

А можно оценивать не столько результаты деятельности, сколько саму деятельность, ее сущность и содержание – цели, мотивы, средства и действия, применяемые специалистами и учреждениями для достижения поставленной цели. Как правило, именно эти аспекты в обычных условиях не являются предметом контроля со стороны общества и государства, формальных и неформальных организаций.

Разумеется, оптимальным является использование этических норм применительно как к конечному результату, так и к средствам, которые используются для его достижения. Известное изречение «Цель оправдывает средства» к социальной работе абсолютно неприменимо.

Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. Как социальному работнику реагировать на такое вешение своего подопечного?

 

В одной их австрийских газет появилось странное, с точки зрения морали, объявление. Мужчина по имени Жозеф предлагает нуждающимся купить у него одну почку. При этом он сообщает, что у него отличное состояние здоровья и полное отсутствие вредных привычек. За орган, с которым 38-летний австриец готов расстаться, он просит всего 247 тысяч долларов.

По словам безработного, на такой отчаянный шаг его подтолкнула давняя мечта приобрести квартиру в центре города. Правда, она нужна ему вовсе не для того, чтобы жить, а для того, чтобы выгодно сдать и получать дивиденды. Однако долгое время Жозеф никак не мог придумать, где ему достать деньги. Идею подбросила популярная телевизионная программа. В которой поднималась проблема донорства человеческих органов.

(По материалам Интернета)

 

В своей практической деятельности социальные работники нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать этические нормы и принципы.

 

Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, но творческое применение и в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Профессиональная этика позволяет повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитет профессиональной деятельности каждого социального работника, всей системы социальной защиты населения.

Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...