Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидууму противостоит не общество, а только другие индивидуумы и сложившаяся структура взаимоотношений, которая не устраивает индивидуума.




 

Какие бы социальные катаклизмы не сотрясали общество, само его существование никогда не подвергалось сомнению. Если люди живут, то они живут в обществе. Там, где подавление существует, его осуществляет не общество, а способ его организации, при котором одни индивиды имеют больше прав за счет других. Сама по себе общественная организация жизни людей тут ни при чем.

Жизнь всегда заставляла людей учиться жить друг с другом бок о бок, учиться уважать друг друга, граничивать собственный эгоизм и индивидуализм. В этом и заключался рост сознания человека.

Содержание развития человека состоит в преодолении индивидуализма и связанного с ним подавления индивидуальности, в развитии умения жить вместе и более сплоченно, избегая вражды, насилия, преодолевая групповую, национальную разобщенность, отчуждение.

Завоеванная во многих современных странах демократия – это не победа индивидуализма, это равное ограничение индивидуумов, равная совокупность прав и обязанностей у каждого, равные возможности для развития индивидуальности.

Развитие общества при таком взгляде предстает как совершенствование формы проживания людей в зависимости от уровня развития и эволюции сознания человека. Уровень развития индивидуальности, самоуважения и чувства собственного достоинства, а также способность жить сообща с другими без применения насилия, без враждебности определяет уровень общественных отношений.

 

Освободив индивидуума от необходимости бороться за физическое выживание, человеческое общество стимулирует развитие и проявление индивидуальности в духовной сфере. Ум, знания, профессиональные навыки, трудолюбие, а также умение общаться с людьми, организовать их, поддержать, сплотить для достижения какой либо цели – эти свойства индивидуальности определяют ее положение в обществе.

Развитие индивидуальности – движущая сила развития общества. Чтобы жизнь общества продолжалась, чтобы его развитие не остановилось, общество заинтересовано в максимальном развитии индивидуальности. Как жизнь нуждается для своего продолжения в индивидууме, так и ее развитие нуждается в индивидуальности.

 

Интересам общества противоречит недостаточное развитие индивидуальности: слабый контроль над собственными инстинктами, эгоизм, нетерпимость, неуважение других людей, пренебрежение ими. Непременным условием развития общества является развитие составляющих его индивидуумов. Если исходить из главных, коренных интересов общества и каждого индивидуума, которые состоят в одном – в развитии, то противоречия между интересами общества и индивидуальностью не существует.

 

Когда стоит вопрос о самом существовании жизни, то жизнь общества имеет приоритет перед жизнью индивидуума, это объективно существовало всегда и существует до настоящего времени.

 

Показателен пример Западной Европы: при возникновении угрозы терроризма, выбор между правами человека и безопасностью однозначно сделан в пользу безопасности.

 

Когда же вопрос стоит о содержании жизни, о ее смысле, который состоит в ее развитии, то на первый план выступает человек, как индивидуальность.

 

Именно неповторимый характер индивидуальностей, взаимодействующих в обществе, является условием и главной движущей силой развития.

Рассматривая эволюцию человеческого общества, мы можем заметить не только увеличение масштабов социальных образований, но и отработку вариантов их организации и управления ими. Если первые их варианты построены подобно сообществам животных по принципу пирамидальной иерархии, где простым членам сообщества отводилась роль винтика, то демократия, представляющая собой сознательное ограничение прав индивидуума во имя интересов всего сообщества, является уже чисто человеческим изобретением. С точки зрения теории систем она явилась новым шагом человеческого сообщества на пути его самоорганизации, уменьшив проявления борьбы сословий и дав каждому члену сообщества возможность почувствовать себя не винтиком, а полноправным гражданином.

Французские просветители – Руссо, Вольтер и др. сформировали свою концепцию гражданского общества. В их понимании – это сообщество граждан, где государство гарантирует и обеспечивает каждому гражданину его права. Другими словами это принцип: не человек для государства, а государство для человека. Предоставляя человеку свободу, гражданское общество создает условия для верховенства права и торжества идеалов справедливости.

Примат индивидуального начала появляется лишь с распространением и утверждением в Европе христианской традиции, где изначально присутствовало понятие о личной ответственности каждого христианина перед Богом.

Можно задать вопрос: слагается ли благо общества из блага отдельных его членов? Общественное благо должно включать в себя также и благо последующих поколений. Более того, глядя на историю человечества, мы видим, что благо общества и индивидуума далеко не всегда совпадает. Совпадение наблюдается лишь в равновесной ситуации: в мирное время, в отсутствие катаклизмов, когда имеющиеся ресурсы достаточны для всех. В этих условиях демократия дает возможность каждому члену общества раскрыть свои творческие и организаторские потенциалы, принося своей деятельностью пользу и себе, и обществу. Но либерализм и демократия не являются самоцелью, а лишь средством достижения системой оптимальных условий для своего развития. В чрезвычайных же обстоятельствах – кораблекрушении, стихийном бедствии во время войны, когда жизненных ресурсов на всех не хватает и кому-то надо воевать, рискуя собой, спасать других, всеобщее равенство не является оптимальным. Тогда, как бы это ни было плохо для отдельных личностей, более эффективной или даже необходимой оказывается диктатура или единоначалие. Кому-то приходится при этом нести бóльшее бремя трудов и рисковать или даже жертвовать своей жизнью.

Знание законов природы позволяет расставить естественные ценности в определенной иерархии. Фундаментальная ценность - Жизнь природы; производная - жизнь общности, к которой принадлежит человек, как часть жизни человеческого рода; и только после этого - жизнь человека, как индивидуума. Именно с точки зрения этой иерархии естественных ценностей следует определить место другим ценностям. Несмотря на утрату абсолютного значения, которые им пытаются придать некоторые философы, в этом случае они перестанут быть отвлеченными от жизни идеями, будут иметь под собой твердую реальную опору.

Итак, как это ни парадоксально звучит, приоритет жизни общества – основа оптимизма индивидуума.

 

Раньше гуманизм признавал ценность каждого человека как наиболее развитого живого существа, его право на свободу, счастье и творчество, за исключением преступников, в том числе и внешних агрессоров, покушающихся на свободу и права других людей, ограничивая при этом права тех, кто в своем развитии еще не достиг зрелости: животных, детей, не достигших совершеннолетия, душевно больных и народов, отстающих в развитии. За ними следовало присматривать, чтобы они не могли причинить вреда себе и другим, и по возможности воспитывать.

Неизбежно происходит медленная, фундаментальная переоценка ценностей современной цивилизации.

Высшей ценностью общества официально провозглашается человек – человек вне зависимости от его материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений.


   Нормы совместного существования и деятельности людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому нуждающемуся в ней, помощи. основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципов гуманизма и социальной справедливости.

 

Главной ценностью российского общества в Конституции РФ провозглашен человек.

Государство, являясь основным субъектом социальной работы, берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека – это забота и государства, и самого человека, и его окружения.

2. Формы и виды помощи и взаимопомощи:

Исторический подход

 

Люди всегда помогали друг другу. При этом в истории существовали самые различные виды помощи и взаимопомощи. Достаточно подробно они рассматриваются в курсе «История социальной работы», поэтому ограничимся лишь отдельными фактами.

Первые представления о помощи и взаимной поддержке относятся к стадии родового общества. Именно в родовой общине складывались механизмы дарообмена, помощи в бытовой и хозяйственной сферах, распределения излишков продуктов. Тогда же оформились субъекты и объекты помощи, принципы, регулирующие дарообмен и взаимную поддержку.

В языческом родовом пространстве славян существовали такие, например, виды помощи, как милостыня, общинная тризна, подаяние натуральными продуктами, княжеские пиры, выкуп пленных, круговая порука и др.

 

Много воспоминаний осталось, например, о племенах, населявших территорию нынешней России. Многие древние путешественники единодушно утверждают, что славянским племенам присущи честность и товарищество, гостеприимство, радушие, доброжелательность, милосердие и справедливость.

Действительно, суровые природно-климатические условия, определившие способ хозяйствования, делали славян естественными коллективистами и обусловили совместное проживание и деятельность как необходимые и единственно возможные формы существования. В этот период российской истории развилась общинная помощь. Не только соплеменники всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку своих соседей в случае нужды, но и чужие люди. С чужеземцами, пришедшими к славянам с мирными целями, они обращались исключительно заботливо, обеспечивая им помощь и защиту, и даже пленники у славян по прошествии определенного времени получали свободу. Таким образом, у славянских племен этика взаимной помощи распространялась как на «своих», так и на «чужих» более ли менее одинаково (конечно, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию племени).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...