Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшей постоянной, неизменяемой компонентой этической системы социальной работы является ее гуманистическая направленность.




 

Как мы уже говорили, есть также и изменяемая, «подвижная» часть профессионально-этической системы, которая содержательно зависит от множества факторов. К ним в первую очередь следует отнести:

– общие тенденции в развитии научного знания, прежде всего общей философской этики и аксиологии;

– тенденции в развитии профессиональной социальной работы;

– ценностные ориентиры государства;

– ценностные ориентации современного (российского) общества.

 

Изучение тенденций в развитии философской этики позволяет сделать вывод о том, что профессиональная этика и аксиология в социальной работе повторяют основные пути и этапы развития и становления общей этики и аксиологии – осознание, осмысление и утверждение их как самостоятельных отраслей знания в системе наук о социальной работе.

 

Происходит оформление профессионально-этической системы в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности, обоснование и детализацию ее отдельных структурных элементов, специализацию в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, обоснование системы и иерархии ценностей, конструирование и обоснование этических идеалов социальной работы.

 

Основными тенденциями в развитии социальной работы являются:

увеличение ее масштабности;

объективное повышение значимости в жизни социума;

приобретение социальной работой статуса профессиональной деятельности в масштабах социума;

гуманизация;

специализация и профессионализация.

 

Анализ тенденций развития общества и государства 90-х годов показывает, что ценностные ориентиры государства во многом остаются декларациями, лишенными четкости и целостности.

 

Приоритеты общественного развития смещены: главенствующее, самодовлеющее значение имеет рынок, в то время как человек рассматривается всего лишь как инструмент. Государство в настоящее время оказалось без научно обоснованной, целостной идеологии: без определенных духовных приоритетов, без четких целей, идеалов, без ценностно-нравственной системы.

 

Не реализуются в стране и права граждан, декларированные Конституцией РФ. Провозглашение государством человека высшей ценностью воспринимается обыденным сознанием как ничего не значащие слова, государство перестает осознаваться как социальное. У населения формируется ощущение чуждости государства и личности друг другу. Ценностные ориентиры государства оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций общества. Происходящая дифференциация по материальному, социальному, духовному и нравственному признакам, все большее отчуждающая людей друг от друга, атомизирующая общество, не может не сказаться на системе ценностей социальной работы и иерархии ценностей специалистов.

Исследование ценностных ориентаций современного (российского) общества показывает, что в общественном сознании населения современной Росси имеют место противоположные тенденции.

С одной стороны – стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей и основы моральности (гуманизм, сострадание, коллективизм, справедливость, свободу. равенство, патернализм и т.д.), которые могут рассматриваться как стремление сохранить себя как нацию. С другой стороны, налицо ситуативно обусловленное тяготение к переоценке ценностей и к необходимости соблюдать моральные нормы. Кроме того, часть населения, осознавая свою неспособность в современных условиях обеспечить свое благополучие, готова отказаться от реализации части ценностей (например, от свободы) в обмен на стабильность и защищенность. Это является определенным доказательством дегуманизации общественных отношений.

 

Учитывая вышесказанное, отметим, что основные тенденции развития профессиональной этики и аксиологии профессиональной социальной работы лежат в плоскости движения общества и человека к социальному прогрессу и предполагают осознание, осмысление и утверждение ее как относительно самостоятельной отрасли. Они включают в себя, как уже отмечалось, оформление их в виде целостных систем воззрений, отражающих реальные условия деятельности, проработку отдельных структурных элементов, специализацию и детализацию в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалиста. Неизбежным представляется некоторое дистанцирование профессионально-этической системы социальной работы от общественной (массовой) морали, стремление сохранить традиционную систему ценностей и основы гуманизма и моральности, противостоять ситуативно обусловленному тяготению к переоценке ценностей и освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы.

На этой основе будет происходить гуманизация и самой социальной работы, а следовательно, повышаться роль ее профессионально-этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты.

В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...