Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль национального менталитета в формировании норм и принципов социальной работы




Без сомнения, учитывая вышеизложенное, иэтнокультурные стереотипы, и национальный характер как устойчивый комплекс ценностей, установок, поведенческих норм имеют огромное значение для социальной работы: для ее становления, для определения ее сущности и содержания, развития ее технологий, а также для ее профессионально-этических основ и реализации ее миссии.

Вспомним, что социальная работа, независимо от того, в каких формах она выступает, объективно направлена на изменение внешнего мира и самого человека, их состояний, возможностей и взаимосвязей. Это реально только в том случае, если мы будем знать об объекте своей деятельности как можно больше и соответственно выбирать подходящие именно для него как представителя определенной этнокультуры формы и принципы работы. Можно опять-таки вспомнить известную поговорку: «Что для русского хорошо, то для немца – смерть».

Кроме того, социальная работа – это также часть культуры, поэтому она объективно выстраивается на ценностях конкретного общества.

Обычаи и традиции народа всегда отражают и закрепляют его систему ценностей, культурных установок и моделей поведения, поэтому они также оказывают влияние на формирование норм и принципов социальной работы.

 

Этические традиции взаимопомощи русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, их доброжелательность, сострадание, милосердие, в труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы тех и других не противоречат друг другу. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, профессиональная социальная работа в России призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.

Нынешняя этнополитическая ситуация способствует возрастанию роли этнических ценностей в жизнедеятельности общества.

 

Осмысление своей этничности необходимо для полноценного культурного и социального развития человека, поскольку восприятие чужой культуры возможно лишь при понимании своей.

В то же время в полиэтническом обществе, как правило, происходят контакты между носителями различных культур, в частности в молодежной среде, представители которой активно взаимодействуют друг с другом, несмотря на национальность. В этих процессах происходит взаимовлияние одних культур, заимствование элементов культуры одного этноса (как позитивных, так и негативных) представителями других этнических групп, при этом общество в целом становиться более богатым в культурном отношении.[11]

В последней четверти ХХ века в мировом масштабе очень четко стало проявляться роли этнического фактора в общественной жизни. Сущностью этого процесса, получившего научное название «этнический парадокс современности» является возрождение интереса к своим корням, проявляющееся в самых разных формах: от реанимирования дедовских обрядов и обычаев, фольклоризации культуры до стремления создать свою национальную государственность.

Вместе с тем широко известны примеры, когда объективное повышение значимости этнического фактора в жизни общества, имело своими последствиями нарастание негативных тенденций в межэтнических контактах. В наиболее уродливой форме данное явление проявилось в Чечне, Прибалтике. Менее трагично – в других полиэтнических регионах. Так, например, на материале исследования этнических групп Узбекистана была прослежена связь между изменением этносоциальной ситуации (усиление этнокультурных ориентаций узбекского населения в сторону традиционной национальной культуры, смены языкового и культурного приоритетов) и повышением степени напряженности в сфере межэтнического восприятия и взаимодействия.

Обращение к подобным примерам с необходимостью приводит выводу о том, что национальная политика, особенно в полиэтнических регионах, должна строиться с прогнозом бесконфликтности межэтнических отношений, который невозможен при игнорировании или недооценке особенностей обыденного или житейского национального сознания, включающего в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, стереотипы, чувства, настроения и пр.

Именно обыденное национальное сознание, в частности, сверхпозитивный образ своей этнической группы, негативные стереотипы по отношению к иноэтническим группам, усиление этноцентристских тенденций являются психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов. [12]

 

Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

На современном этапе

В условиях современной России процессы реформирования экономики и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем моральном уровне общества. Мораль в современных условиях должна не только адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.

Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных неrативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.

Новые экономические условия, тотальная социальная незащищенность людей в период перехода к рыночным отношениям диктуют потребность в создании разветвленной системы социальной защиты населения, способной решать многозначные задачи и обеспечивать помощь индивидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Профессионально-этическая система социальной работы не может и не должна оставаться неизменной. Она должна, с одной стороны, гибко и динамично адаптироваться к внешней среде, отражая ее изменяющиеся требования, возрастающие потребности социума, но, с другой стороны, профессионально-этическая система должна быть относительно стабильной, сохраняя свою сущностную основу и не реагируя на сиюминутные запросы, не имеющие отношения к базовым потребностям личности, группы, общества.

В профессиональной социальной работе сущностной основой, которая остается неизменной на протяжении исторически обозримого прошлого, является оказание помощи индивиду, группе и всему обществу, объективно в этом нуждающимся, в изменении их статусов, способов и форм функционирования, организации качественно новых отношений, основанных на гуманизме, сострадании, справедливости и солидарности с целью реализации их ценности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...