Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессионально значимые ценности социальной работы




 

К профессионально значимым ценностям социальной работы относятся:

- преимущество индивида по отношению к обществу. Социальный работник способствует возвращению клиента в общество его полноправным членом. Социальный работник не должен нарушать права и свободы клиента, но в то же время он стоит на страже общественных интересов, стремясь не допустить, чтобы свобода действий клиента принесла вред окружающим людям;

- конфиденциальность в профессиональной деятельности социального работника, которая включает:

- информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах,

- согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также в научных целях;

- готовность отделить личные чувства и нужды от профессиональных отношений, так как основу профессионального взаимодействия социального работника с клиентом составляют ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм;

- стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям в соответствии с нуждами и предпочтениями клиента;

- готовность социального работника к передаче своих знаний и умений другим, что, несомненно, будет способствовать развитию общества, изменению курса социальной политики, законодательства, развитию учреждений социальной защиты и общественных институтов;

- уважение к индивидуальным и групповым различиям во взаимодействии с клиентом и оказание ему помощи независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, социального происхождения, возраста, семейного, имущественного или сословного положения, политических взглядов, умственных и физических недостатков;

- стремление к развитию самопомощи у клиента, что считают основной задачей социального работника;

- готовность этично, компетентно, профессионально действовать от имени клиента даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон;

- стремление к социальной справедливости, экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества, доступности необходимых ресурсов, услуг, возможностей для развития социальной справедливости;

- стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности, ответственность за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, престиж профессии.

 

Специалисты выделяют также и другие ценности социальной работы:

- соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник выступает от имени общества и выполняет задачу стабилизации и гармонизации отношений в обществе, которая достигается лишь тогда, когда отсутствует ущемление в правах социально незащищенных слоев населения. Социальный работник определяет приоритеты и оказывает содействие в решении жизненных проблем клиента;

- личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Социальный работник должен предвидеть результат своей деятельности, учитывать последствия, в том числе и отдаленные, принимаемого решения не только для клиента, но и для общества. В то же время соц. работник не может нести ответственность за поступки клиента, совершаемые им после утери связи с социальным работником;

- уважение права клиента на принятие решения на любом этапе совместных действий. Соц. работнику необходимо выяснить, каким представляется клиенту конечный результат их совместной деятельности, и предложить аргументированный вариант выхода из ситуации. Клиент имеет право самостоятельно решать свою судьбу и согласиться или отказаться от помощи;

- принятие клиента таким, какой он есть. Соц. работник не имеет права предъявлять своим клиентам одинаковые требования. Ему необходимо учитывать индивидуальность клиента, что даст ему возможность объективно оценить способности клиента, а также применить при необходимости методы психолого-педагогической коррекции личностных качеств клиента с целью его более полной социальной адаптации;

- конфиденциальность. Вся информация, которой владеет социальный работник в силу своей профессиональной деятельности, конфиденциальна, и он обязан уведомить об этом своего клиента. Сведения могут быть сообщены третьему лицу только с согласия клиента и только тому, кто может помочь в решении проблем клиента. Кроме того, необходимо уведомить лиц, которым сообщена информация, о ее конфиденциальности.

- доброжелательность. Она помогает верный тон в общении с клиентом, способствует улучшению обратной связи и откровенности со стороны клиента;

- бескорыстие. Соц. работник зачастую делает для клиента гораздо больше, чем это предписывается инструкцией. Соц. работник должен деликатно, но твердо отказаться от всех материальных благодарностей от клиента.

- честность и открытость во взаимоотношениях соц. работника и клиента. Это способствует доверительности со стороны клиента, положительно сказывается на эффективности оказания услуг клиенту. Соц. работник не должен скрывать негативную информацию или приукрашать ее. Необходимо в деликатной форме ознакомит клиента с результатами деятельности, объяснить ошибки и спрогнозировать совместное достижение поставленной цели;

- полнота информированности клиента о предпринимаемых действиях. Недостаток информации негативно сказывается на принятии решения клиентом и в конечном итоге – на качество оказываемой клиенту помощи. Достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным участником процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия;

- отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента. Социальный работник обязан уважать убеждения, взгляды, идеи, мнения своего клиента, даже если они не совпадают с его собственными.

Главное для социального работника – это оказание помощи клиенту, и этому должна быть подчинена вся его деятельность.

 

Специфическими ценностями социальной работы, ее ценностями-средствами являются:

– любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

– участие;

– вера во   внутренние           силы клиента,  в возможность      изменить ситуацию;

– желание помочь и пожертвовать;

– накопление знаний;

– приобретение опыта;

– социальное творчество.[4]

 

       Независимо от того, на какую систему и иерархию ценностей мы будем ориентироваться, само по себе декларирование данной иерархии гуманными ни человека, ни общество не сделает. Гуманистические ценности должны быть усвоены каждым человеком с тем, чтобы направить его деятельность на реализацию данных ценностей. Одновременно эти ценности могут стать основой для разработки государственной стратегии и тактики развития общественных отношений. Вследствие этого

 

Важнейшей целью социальной работы в обществе является привнесение и утверждение в общественном и индивидуальном сознании гуманистических ценностей, их утверждение в государственной политике и практике.

           

       Это можно делать по-разному. В частности, через воспитание гуманного отношения к животным.

В Германии, в пригородах г. Касселя, обитает много лягушек. Чтобы они не гибли на дорогах, вдоль автострады натянута сетка. А перед сеткой на определенном расстоянии друг от друга вкопаны ведра. Таким образом, лягушки, желающие пересечь автостраду, попадают в эти ведра. Что же происходит потом? Местные жители и туристы, гуляющие в окрестных лесах, увидев в ведре лягушку, берут ведро, переносят его через дорогу и выпускают лягушку на другой стороне, куда она и стремилась. Затем они возвращают пустое ведро на место. И такой неписаный закон эффективно работает уже не одно десятилетие, воспитывая в людях ответственность, любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому, а также давая уверенность в защищенности и безопасности в обществе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...