Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности




           Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивида и общества.

Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности – правила, принципы, способы поведения. Ценности являются регуляторами человеческого поведения. Ценности определяют способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.

Всякая деятельность, в том числе и профессиональная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, основание же самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Профессиональная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование.

           

Что заставляет человека заниматься, например, предпринимательством? В числе мотивов (которые, как известно, определяются ценностными ориентациями человека) можно выделить:

– жажду денег, стремление сколотить состояние, приумножить его;

– жажду власти;

– стремление к независимости, свободе;

– стремление реализовать свои творческие и деловые способности;

– служение обществу, желание получить общественное признание.

Эти мотивы могут действовать как отдельно, так и в различных комбинациях. При этом одни мотивы могут быть ступенькой для других. Например, деньги могут дать человеку власть. Власть, в свою очередь, дает возможность еще больше увеличить денежные доходы или реализовать свои деловые способности в служении обществу. Все выделенные мотивы профессиональной деятельности естественны и нормальны. Важно, чтобы деятельность человека реализовывалась в рамках государственных законов и установленных в обществе нравственных норм и принципов, не вредила другим людям, и приносила благо не только отдельному человеку и его семье, но и обществу.

 

Г. Форд прославился не только своим богатством и предприимчивостью, пройдя путь от слесаря до владельца автомобильных заводов, но и тем, что ввел в 1915 г. на своих заводах самую высокую ставку заработной платы и снизил цены на выпускаемые его предприятиями автомобили до уровня самых дешевых в Америке. Разбогатев сам, он обеспечил множество людей рабочими местами с достойной оплатой труда, а также качественными и доступными по цене автомобилями.

 

Каждый вид профессиональной деятельности, каждая сфера общества – образование, здравоохранение, услуги, искусство, предпринимательство – обладает своей совокупностью образцов поведения, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, своей ценностной системой, т.е. своей профессиональной культурой. Именно эта система ориентирует субъекты на те или иные формы профессиональной активности, обеспечивает передачу накопленного опыта, способствует устойчивости профессии во времени.

 

Можно говорить, таким образом, о культуре профессиональной деятельности и трех ее компонентах:

1) представление о ценностях профессии: представитель профессии определенным образом видит ее цели и обладает собственной шкалой ценностей, важности, в соответствии с которой он судит о потребителях, клиентах, потребностях в его товаре или услугах, качестве товара или услуг, ожидаемых результатах труда и вознаграждении за свой труд;

2) правила и нормы поведения при планировании и осуществлении профессиональной деятельности, вытекающие из представлений о ценностных основаниях своей профессиональной деятельности;

Конкретное поведение профессионала, в процессе которого он на практике реализует выработанные правила и нормы профессионального поведения.

 

Не случайно главной функцией культуры профессиональной деятельности является сохранение и воспроизведение ценности различных форм и типов этой деятельности, передача их из поколения в поколение.

       Культура профессиональной деятельности – это не обособленный и замкнутый в себе организм. На ее развитие влияет целый ряд факторов:

1) общечеловеческие ценности, общие представления о смысле жизни, о месте человека в мироздании и его предназначении, о природе, о добре и зле;

2) национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни конкретной страны (одна культура одобряет более раскованное поведение, другая – более сдержанное, в одних культурах поощряется твердая и однозначная позиция при принятии решения, в других ценится склонность к компромиссам; особенно сильно различие культурных норм Запада и Востока);

3) нормы и образцы взаимодействия данной профессиональной группы, способы воспрозведения и ретрансляции этих образцов;

4) ценностно-мотивационное отношение к труду, к профессии (профессиональная этика).

 

Базовыми ценностями предпринимательства на Руси были: труд, собственность, богатство, практицизм и рациональность, профессионализм, предприимчивость, надежная деловая репутация, социальная ответственность.

Все эти положения о ценностях и ценностных ориентациях справедливы для любого вида профессиональной деятельности, включая, конечно, и социальную работу.

Место и роль ценностей в социальной работе

 

Социальная работа, как нормативная деятельность, непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, «хорошим» или «плохим» и т.д.

 

Процесс оказания помощи почти всегда призван помочь клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность.

Социальный работник нe может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя пo отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения.

По сути, социальному работнику необходимо согласовать, гармонизировать, с одной стороны, ценности культурной эпохи, ценности конкретного народа, ценности общества, государства, а с другой – индивидуальные ценности клиента как представителя определенной социальной среды (группы) и отдельной личности. При этом нельзя забывать, что социальный работник также имеет собственные ценности.

Социальный работник может утверждать, что он не навязывает своих ценностей клиентам. Однако беседа с клиентом в социальной работе полна нормативных и предписывающих утверждений, моральных суждений, которые должны направлять клиента к выбору «правильного» решения проблемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...