Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иерархия ценностных ориеитаций у разных людей строится по-разному. Одна и та же ценность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого.




Так, для пушкииского Скупого рыцаря деньги бьли финальиой ценностью, а его сын рассматривал их лишь как инструментальную ценность - финальной он считал чувственные наслаждения, которые становятся доступнымн благодаря деньгам.

Ha вершине иерархии ценностных ориентаций может быть эгоистический интерес, а может быть и альтруистческое стремление жертвовать всем ради блага друrих людей. Личность может ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни с какими коллективными мнениями, или, наоборот, ориентироваться нa конформистское следование этим мнениям, или жe стремиться гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с коллективными.

Можно заметить определенную разницу между мужским и женским типами структуры ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более концентрированы нa ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (мода, макияж, украшения). Исследования показывают, что определенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций и в зависимости от возраста человека.

 

       Одной из самых главных проблем пожилого человека (если не считать тяжелые болезни, нищету, инвалидность, потерю близких, бесприютность) является драма невостребованности, ощущение или опасение своей ненужности. Соответственно, социальные службы должны стремиться находить вохможным смягчить ситуацию и помочь пожилому человеку преодолеть, смягчить драму невостребованности путем включения в общественно-полезную деятельность.

 

У человека высокой культуры финальными являются духовные ценности. Они имеют приоритет не только над материальными, но и всеми другими ценностями.

Существуют и другие способы систематизации ценностей. несомненный интерес представляют работы Г. Риккета, Г. Мюнстерберга, Б. Ерасова, Г. Выжлецова и др.

Согласно теории американского ученого Г. Оллпорта в зависимости от ценностной парадигмы можно выделить шесть типов личностей:

– теоретическая (высшую ценность видит в истине);

– экономическая (выше всего ценит пользу, выгоду);

– эстетическая (к высшим ценностям относит красоту, форму, гармонию);

– социальная (наивысшей ценностью считает любовь людей);

– политическая (на вершину иерархии ценностных ориентаций ставит власть);

– религиозная (придает особо важное значение постижению единства мира и поиску смысла своего существования в нем).[1]

 

Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества

Ценностные представления и идеалы могут быть очень разнообразными они складываются по-разному в различных культурах и изменяются в ходе исторической эволюции.

 

Свои комплексы ценностей образуются у разных народов, поколений, возрастов, социальных групп, профессий, семей и, наконец, у каждого отдельного человека.

 

Чтобы быть объективным, беспристрастным, человек должен выйти за рамки личных, индивидуальных ценностных представлений и не судить исключительно по принципу «мне нравится – мне не нравится». При этом нужно отдавать отчет в том, что полностью освободиться от ценностей и идеалов, которые сложились в культуре его эпохи, его народа, его социальной среды, невозможно.

Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли.

 

Обыденное сознание занято вопросами повседневной жизни людей, житейских «малых дел»: ежедневного быта, покупок вещей и продуктов, труда и отдыха, будней и праздников, общения с друзьями, родственниками.

Ценностные парадигмы повседневной жизни начинают формироваться с детства: любовь матери, отношения с близкими людьми, домашний уют, защищенность и т.д. Культура повседневности тяготеет к выдвижению на первый план вещественно-материальной оболочки ценностей, подмене ценностей их вещественными носителями.

Над человеком, полностью погруженным в повседневность, нависает угроза стать покорным рабом обстоятельств, чем-то вроде машины для жизнеобеспечения себя и своей семьи. Жизнь такого человека течет как бы помимо его воли. Он плывет по течению, не зная, что впереди, и чувствует себя игрушкой в руках неведомых сил, определяющих его судьбу. Это подавляет его личность, делая его похожим на автомат, механически выполняющий заданные ему операции.

Спасение от обыденности достигается тогда, когда жизнь человека обретает смысл. Способность придать своей жизни смысл не заложена в человеке природой. Она дается культурой. Культура задает человеку «поле» смысложизненных (экзистециональных) ценностей, в котором он имеет возможность найти смысл своей жизни.

Идеология – это система идей, на основе которых строится объяснение социальной действительности, оценка событий политической, экономической, культурной жизни общества.

 

В идеологических суждениях в конечном счете находят выражение взгляды, обусловленные ценностями и идеалами, которые являются типичными для больших социальных групп, сообществ, классов, народов. Идеология так или иначе выражает интересы определенных социальных групп.

Система ценностных ориентаций определяет направленность личности, составляет основу взаимоотношения с людьми и социумом в целом. Проведенные исследования показали, что наиболее актуальными ценностями для лиц без определенного места жительства являются: «нормальная жизнь», «создание семьи». Благополучия хотели бы 15%, нe знают, что является для них ценным в настоящий момент, - 13%. Быть состоятельными хотели бы 6%. Анализ ценностей,при реализации которых человек был бы счастлив, показал, что для 29% опрошенных такой ценностью является семья.

Таким образом, основными ценностями для лиц БОМЖ являются долговременные (ценности- цели), те, к которым следует стремиться как к конечной цели индивидуального существования. Среди них наиболее значимыми являются: нормальная жизнь, семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, самостоятельность, богатство. Ценности, необходимые для успешного развития человека (ценности-средства: исполнительность, ответственность, аккуратность) в любой ситуации у лиц БОМЖ практически отсутствуют или неявно или неявно выражены. Это значит, что ценности, актуальные для развития «здесь и сейчас», не востребованы в настоящем, что нe способствует адаптации. Сама иерархия ценностей слабо развита.

 Следовательно, у лиц без определенного места жительства можно констатировать обеднение ценностной сферы, своеобразный ценностный вакуум.

 

Идеология, так или иначе выражая интересы определенных социальных групп, не может быть беспристрастной.

Ценностные парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают прежде всего типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как должно быть устроено «хорошее» общество.

 

Проекты идеального устройства общества разрабатывались многими мыслителями, начиная еще с Платона. Он, кстати, считал, в духе своего времени, необходимым социальное неравенство людей.

Из истории известно, что участники народных восстаний большей частью оставались в плену господствующей в общественном сознании идеологии. Например, сподвижники Разина и Пугачева не помышляли об изменении общественного строя, они желали лишь «хорошего царя».

Государственная идеология, как правило, провозглашает приоритет общественных, национальных, общегосударственных интересов над личными, семейными, групповыми. Внедрение идеологических ценностей в обыденное сознание и подчинение частных житейских интересов человека общенациональным, государственным целям – это, несомненно, один из путей, который выводит личность за узкие рамки повседневного бытия и отрывает широкие возможности выбора форм общественно-полезной деятельности и обретения в ней смысла жизни. Однако ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой. «В них нельзя войти, как в новую квартиру, надеть, как новый костюм, употребить, как хлеб и воду. К ценностям невозможно просто приобщиться, их нужно сотворить самостоятельно...».[2]

Ценности и идеалы выступают как цели, на достижение которых направлена деятельность человека. Для организации этой деятельности существуют определенные средства. И в этом случае мы также можем говорить о ценностях, ценностях средствах (например, исполнительность, ответственность, аккуратность и обман, подкуп, насилие, перекладывание ответственности на других).

Человек может рассматривать в качестве ценностей и сами способы деятельности – правила, принципы, способы поведения. Для медиков «клятва Гиппократа», принцип «не навреди» становятся не просто способом действий, не просто нормой их профессиональной деятельности, но также и ценностью, символом врачебной этики. Верующие относятся как к величайшим ценностям к ритуалам, установленным религией, – проведению богослужений, поклонению церковным святыням, выполнению обрядов.

Русские старообрядцы уходили с насиженных мест в ссылку, шли на смерть, самосожжение, не желаю отказаться от «двуперстия» (обычая креститься двумя пальцами) и некоторых других ритуальных действий, которые они считали нормами «истинного» православия.

 

Таким образом, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...