Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности – это то, что дорого для человека, что имеет для него значение. Это значимые для человека объекты (материальные и идеальные).




 

Материальный или духовный объект имеет ценность, если человек видит в нем средетво удовлетворения каких-либо своик желаний и потребностей. Человеческие представления о том, что собою представляют ценности, называются ценностными представлениями. К ним относятся, например,представления о таких ценностях, как добро, красота, комфорт и т. д. Создавая в своем воображении мысленные образы объектов, в максимальной степени удовлетворяющих их желания и потребности, люди формируют идеалы - образцы, эталоны ценности. Содержание идеалов обычно рисуется человеку не слишком отчетливо и зачастую даже как следует нe осознается. Но тем нe менее в сравнении с существующими лишь в воображения и не всегда ясно осознаваемыми идеалами люди оценивают ценность реально существующих материальных и духовных благ.

Вечным упованием человека было полное насыщение и исчерпывающее удовлетворение всех его нужд.

Ценность – это не природное свойство предмета, события или явления. В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению, отношение, в котором проявляется признание этого как чего-то важного, значимого для человека.

Ценность определяется нe столько свойствами объекта, сколько свойствами человека – его отношением к объекту.

 

Свойства объекта тут, несомненно, приходится учитывать, но решающее значение имеют нe они сами пo себе, а сложившиеся в культуре представления о них и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои потребности. Таким образом, в ценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-то или кому-то. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на свои ценности.

Важнейшие для человека ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций.

 

Ценностные ориентации представляют собой одну из важнейших потребностей человека.

 

Виды ценностей

 

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. Среди них можно выделить финальные, инструментальные и производные ценности.

Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений.

 

Это самоценности, т. е. такие ценности, которые ценны сами по себе,а не потому, что служат средством достижения каких-либо иных целей. Стремление к ним не нуждается в каких обоснованиях – наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что последние позволяют приблизиться к финальным ценностям.

 Финальные ценности – это, например, человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм.

Счастье, справедливость, честь, необходимы людям нe ради peшeния каких-то других задач, а ради самих себя. Эти ценности и нужны лишь для того, чтобы была возможность иметь их  в большей степени. А наличие их открывает пути к множеству других ценностей. Люди способны использовать финальные ценности в качестве фундамента для действий, ведущих к разного рода жизненным успехам, но тяга к финальным ценностям обусловлена не расчетом на достижение другиx благ, а тем что без них нет вообще возможности жить достойной человека жизнью.

Инструментальные ценности – это средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей.

 

Красивые безделушки, модная одежда могут иметь инструментальную ценность как средства позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут быть инструментальной ценностью как условие достижения финальной ценности – здоровья; продвижение по службе может рассматриваться человеком в качестве инструментальной ценности при движении к ценности финальной – реализация своих личностных возможностей или творческих замыслов.

 

Производные ценности – это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних.

 

Подарок – производная ценность, знак любви, дружбы, уважения. Медаль или грамота – символ заслуг, которыми человек гордится, Старая вещь, фотография, записка – напоминание о дорогих душе переживаниях.

Ценности во многих случаях оказываются несовместимыми друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. Например: общение в кругу семьи – общение с друзьями; образование – отдых; жизнь – честь.

Дворянин предпочитал погибнуть на дуэли, чем стерпеть оскорбление чести.

У каждого человека образуется более или менее упорядоченная иерархическая структура ценностных ориентаций, ценностных представлений, с помощью которой он определяет, какие из ценностей являются для него более, а какие менее значимыми, и соответственно строит свое поведение, суждения, организует свою жизнедеятельность.

В этой структуре на вершине иерархии находятся финальные ценности, на более низких уровнях – инструментальные и производные ценности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 555.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...