Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чем выше в иерархии ценностных ориентаций личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на способы нацеленного на нее поведения.




 

Поэтому неудивительно, что ценностное отношение в наибольшей мере распространяется на способы поведения, направленного на высшие, финальные ценности. Такие правила, как и сама финальная ценность, становятся самоценными. Примером тому могут служить принципы нравственности. Личность придерживается их не ради достижения какой-либо цели, а в силу их самоценности.

Средства организации поведения, вызванного стремлением к финальным ценностям, образуют глубинные установки самосознания культурного человека, связанные с его пониманием смысла жизни, долга, счастья, чести и т.д.

Ценностное отношение представлено в процессе духовно-практического освоения действительности в нескольких взаимосвязанных аспектах:

1) это исходные для процессов духовно-практического отражения оценки действительности (моральные суждения о справедливости, ответственности благе и т.д.);

2) ценности выражают факт существования уже утвердившихся социальных, в т.ч. моральных норм (нравственные отношения нормативного характера – устойчивые представления людей, стереотипы житейской мудрости, пословицы и поговорки);

3) ценностное отношение дано в системе аргументации необходимости исполнения социальных норм, предлагаемой личности со стороны общества;

4) ценностное отношение дано в оценках отдельных поступков, осуществляемых на базе уже действующих, утвердившихся в обществе социальных норм;

5) ценностное отношение представлено в сознании личности в виде итога постижения всей системы общественных требований.

Моральная норма показывает личности исходную необходимость постижения разрешенных каналов взаимодействия с другими людьми. Ценность же не только подтверждает необходимость выполнения нормы, но и в целом способствует более глубокому пониманию ее содержания.

Благодаря расширенному обоснованию системы социальных норм личность все более переходит к ценностному уровню сознания, способному достаточно далеко отходить от исходной формальной нормативности. В этике это получает выражение в крылатом выражении Демокрита: «Не следует мудрецу повиноваться законам», т.е. у мудреца закон в душе, или, что по сути то же самое, – в ценностных уровнях сознания.

Ценностные ориентации индивида представляют собой основной "канал усвоения духовной культуры общества", превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом.

Личность строит, приобретает определенную "траекторию своего движения" сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Выбор жизненной цели, планов, перспектив человек осуществляет на основе познания обстоятельств и самого себя, постоянно оценивая, сравнивая и сопоставляя и себя, и других людей, обращаясь в прошлое, живет в настоящем, ориентируясь на будущее. Ценностные ориентации личности, таким образом, обеспечивают стержень, общую линию, некую ось, которая уравновешивает поступки, поведение, деятельность, отклоняющиеся в ту или иную сторону от общего стержня, линии, направленности.

 

Таким образом, ценность человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.

 

Резюме

· Социальный работник работает с людьми, он постоянно вовлечен в общественные отношения, а любые общественные отношения неизбежно предполагают наличие определенных правил поведения, социальных норм, нравственных ценностей, моральных ориентиров.

· Мораль – это совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к другому человеку и к обществу в целом.

· Мораль можно рассматривать в двух важнейших плоскостях:

как отношение человека к самому себе и

как отношения человека с другими людьми.

· Этика – учение о базовых принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения добра и зла, в самом общем плане, а также система норм нравственного поведения человека или общественно–профессиональной группы.

· Профессиональная этика – это наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих суть профессии и регулирующих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

· Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг, предпринимательской деятельности и пр.).

· Любая деятельность вообще предпринимается человеком и обществом в рамках их ориентации на определенные, признаваемые ими ценности, и в соответствии с этой ориентацией деятельность может получить ту или иную направленность.

· Ценности – это то, что дорого для человека, что имеет для него значение. Это значимые для человека объекты (материальные и идеальные).

· Ценность определяется нe столько свойствами объекта, сколько свойствами человека – его отношением к объекту.

· Важнейшие для человека ценности определяют его «систему координат» – систему ценностных ориентаций.

· Финальные ценности - это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений.

 

· Инструментальные ценности – это средства и условия, необходимые, в конечном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей.

· Производные ценности – это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних.

 

· Иерархия ценностных ориеитаций у разных людей строится по-разному. Одна и та же цeнность может быть финальной для одного человека и инструментальной для другого.

· Можно выделить два уровня, на которых в культуре функционируют ценностные парадигмы: уровень обыденного сознания и уровень идеологической мысли.

· Ценностные парадигмы идеологии носят обобщенный характер и охватывают прежде всего типичные для тех или иных социальных групп представления о том, как должно быть устроено «хорошее» общество.

· Идеология – это система идей, на основе которых строится объяснение социальной действительности, оценка событий политической, экономической, культурной жизни общества.

· Ценности вообще и социально-политические ценности в частности нельзя навязать человеку силой.

· Ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения.

 

· Чем выше в иерархии ценностных ориентаций личности находится ценность, тем больше человек склонен накладывать печать ценности и на способы нацеленного на нее поведения.

· Средства организации поведения, вызванного стремлением в финальным ценностям, образуют глубинные установки самосознания культурного человека, связанные с его пониманием смысла жизни, долга, счастья, чести и т.д.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем вы видите цели и задачи данного курса?

2. В чем состоит основная задача современного социального работника?

3. Что такое мораль и нравственность?

4. Что такое этика?

5. Дайте определение профессиональной этики.

6. Дайте определение понятия «ценности».

7. Чем определяется ценность?

8. Что такое система ценностных ориентаций человека?

9. Дайте определение и приведите примеры финальных ценностей.

10.  Дайте определение и приведите примеры инструментальных ценностей.

11.  Дайте определение и приведите примеры производных ценностей.

12.  Как строится иерархическая структура ценностных ориентаций человека?

13.  Назовите два уровня функционирования ценностных парадигм.

14.  Что такое идеология?

15. Чьи интересы она выражает?

16.  Какие приоритеты провозглашает государственная идеология?

17.  Можно ли ценности вообще и социально-политические ценности в частности навязать человеку силой?

18.  Являются ли ценности и идеалы регуляторами человеческого поведения?

 

 

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности

2. Место и роль ценностей в социальной работе

3. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...