Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятийные основы и методологический аппаратСтр 1 из 56Следующая ⇒
ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
В. Г. ГЛУШКОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
УТВЕРЖДЕНО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ УНИВЕРСИТЕТА
БЕЛГОРОД «Кооперативное образование» 2007 Рекомендовано к изданию
Протокол № ……. 2007 г.
Автор Глушкова Валентина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальной работы и документоведения
Рецензенты Полонский Андрей Васильевич, доктор филологических наук, профессор кафедры языка и стиля массовых коммуникаций БелГУ
Невлев Владимир Кузьмич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и документоведения
Ответственный за выпуск
Глушкова В.Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2007. – с.
Учебное пособие предназначено для самостоятельной и индивидуальной работы студентов вузов потребительской кооперации по курсу «Профессионально-этические основы социальной работы». Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» дневной, заочной форм обучения.
Издательство БУПК «Кооперативное образование», 2007
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие охватывает базовые знания в сфере профессиональной этики социального работника, которые необходимы для профессиональной деятельности специалиста. Представленный материал призван также способствовать формированию культуры делового общения, развития умений и навыков самостоятельной организации межличностного взаимодействия,. Данное пособие рекомендуется при изучении дисциплин: «Профессионально-этические основы социальной работы», «Психология», «Социальная психология», «Социальная педагогика». В пособии рассматриваются следующие вопросы: теоретические и методологические основы профессиональной этики социального работника, нормы профессионального этикета, вопросы профессиональной аксиологиии и деонтологии. Материал представлен таким образом, чтобы максимально облегчить восприятие и запоминание информации. Каждая глава соответствует отдельной теме. Все главы имеют повторяющуюся структуру. В подзаголовке указаны основные вопросы, рассматриваемые в данной главе. Основные положения и определения выделены жирным курсивом. Примеры представлены курсивом. Каждая глава завершается резюме и списком контрольных вопросов. В конце пособия дается словарь основных терминов. Работа со словарем помогает закрепить изученный материал, а также учит оперировать профессиональной лексикой.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………….. 1. Понятие о ценностях ……………………. 2. Место и роль ценностей в социальной работе……. 3. Профессионально значимые ценности социальной работы… 4. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы……….. 5. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы………… 6. Развитие профессионально-этической системы социальной работы……………………………… 7. Деонтологические вопросы социальной работы……. 8. Основные деонтологические принципы…………… 9. Профессиональный долг социального работника…….. 10. Становление личности социального работника 11. Особенности этического кодекса социальной работы… 12. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника………….. 13. Институциализация профессиональной этико-аксиологической системы социальной работы... 14. Регулирование деятельности соц. работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………. 15. Этика взаимопонимания в деятельности социального работника……… 16. Этико-аксиологические основания современной социальной работы в потребительской кооперации…… Литература
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ О ЦЕННОСТЯХ
1. Цели и задачи курса 2. Понятийные основы и методологический аппарат 3. Понятие о ценностях 4. Виды ценностей 5. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества Цели и задачи курса Дисциплина “Профессионально-этические основы социальной работы” представляет собой одну из основных общепрофессиональных дисциплин. Цель изучения дисциплины “Профессионально-этические основы социальной работы” состоит в формировании целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытии сущности и обоснования необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формировании основ ценностно-этического мышления специалиста. Задачи изучения дисциплины “Профессионально-этические основы социальной работы”: 1) изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе; 2) анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом; 3) изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы; 4) изучение деонтологических вопросов социальной работы; 5) анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности. Все это позволит овладеть ценностно-этическими основами деятельности и профессиональной морали в социальной работе, сформировать основу ценностно-этического мышления.
Понятийные основы и методологический аппарат Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более ста лет назад. Именно тогда некоторые благотворительные организации начали поиск новых моделей систематической работы со своими подопечными. До этого, как известно, бедных и нуждающихся делили на «достойных» и «недостойных», то есть на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. Новый взгляд перевел помогающих на сторону всех бедных, всех нуждающихся в помощи, то есть всех людей, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество. Современный социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха. Процесс, посредством которого этого можно достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация и т.д. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть способность действовать самостоятельно в данном социальном коллективе людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках. Социальной работе присущи некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые просчеты здесь особо заметны. Поэтому сегодня большое значение в социальной работе имеет проблема разработки моральных принципов, норм, ценностей и понятийного аппарата этики социальной работы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 327. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |