Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок
Каждый из структурных компонентов социальной перцепции является узким местом с точки зрения ее эффективности. И его можно проанализировать именно с этой точки зрения. Правда, сначала необходимо определиться с понятием эффективности. Что означает словосочетание «социальная перцепция прошла успешно»? Часто в качестве критерия предлагается использовать такой полужитейский подход: если это помогло людям вместе сработаться, выполнить задачу, значит, социальная перцепция была эффективной. Думается, этого недостаточно. Мы должны снова обратиться к понятию замысла, с помощью которого анализировали эффективность коммуникативного акта. Только в том случае мы говорили, что критерием эффективности является понимание реципиентом замысла автора сообщения, а в данном случае понятие «замысел» будет соотнесено с наблюдаемым. И это логично: занимая в социальном познании более пассивную, на первый взгляд, позицию, именно наблюдаемый является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла — истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять 136 и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя. Для построения такого поведения наблюдателю необходим высокий уровень: □ культуры, дающий возможность на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями: «Я знаю, что за этим может стоять»; □ рефлексии, позволяющий развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым: «Я знаю, что надо посмотреть на эту ситуацию шире, чем я обычно привык это делать»; □ интеллекта, помогающий отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого: «За внешним сходством моего и его поведения могут стоять различные причины»; □ личностной зрелости, позволяющий развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека: «Мой партнер и мои чувства по отношению к нему — это не одно и то же». Кроме того, наблюдателю необходим обширный репертуар поведенческих реакций, чтобы реализовать адекватное данной ситуации общения поведение: «Я знаю, как вести себя именно в этой ситуации». В социальной психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана, хотя серьезных, систематических исследований очень мало и многие предположения не подтверждаются экспериментально. Исследовались такие качества наблюдателя, как пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка, установки и другие. Прослежены некоторые возрастные особенности развития социально-перцептивных процессов. Так, у детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по 137 мимике, затем по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. Для дошкольников важную роль в процессах восприятия играет оформление облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения. А. А. Бодалев в своей книге приводит данные о влиянии профессии на особенности восприятия. Воспринимая и интерпретируя другого человека, педагоги больше всего ориентируются на его речь (даже более узко — на ее грамотность), а хореографы и спортивные тренеры — на физические данные (21). Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя. Е. Мелибруда назвал образ «я» и самооценку психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей: «Я имею в виду те мысли, оценки, суждения и убеждения относительно самого себя, которые имеют отношение как бы к тем внешним, видимым проявлениям личности, о которых человек может спокойно говорить. Я подразумеваю также и оценки, которые человек выносит своим, скрытым от других, но доступным ему самому особенностям, и те ощущения, которые он до конца не осознает, но которые беспокоят и волнуют его. Нередко именно эти элементы образа «я», от которых человек хочет избавиться, вытеснить их или вовсе забыть, становятся источником трудностей и проблем в восприятии и понимании окружающих людей» (63, с. 179). Более подробно влияние психологических свойств наблюдателя на процесс социальной перцепции мы рассмотрим, анализируя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 578. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |