Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как правильно критиковать поведение ребенка
С точки зрения М. А. Хазановой (121), для того чтобы критика выполняла функции, указанные выше, она должна отвечать некоторым условиям. Сформулируем их в парадигме долженствования. Итак, критика должна: — быть справедливой, то есть критиковать за реальное поведение или поступок, хорошо при этом зная или понимая, чем они были вызваны. «Критикую, потому что знаю, что произошло и почему произошло»; — исходить из переживания и осознания родителями чувства огромной любви к ребенку, искреннего беспокойства за его будущее. «Критикую, потому что очень люблю и хочу помочь»; — осуществляться в соответствии с принципом «здесь и сейчас». Критиковать только одно событие, один проступок, причем еще актуальный, живой в памяти и сознании его автора — ребенка. Обращение к прошлому опыту уместно тогда, когда есть смысл сравнить его с сегодняшним поведением. Возможно, сегодня ребенку удалось вести себя более конструктивно, либо в прошлом есть примеры более удачного поведения; — быть конструктивной. Недостаточно объяснить ребенку, что он поступил плохо. Нужно объяснить, что именно было плохо и почему. Важно показать возможные последствия поступка (пусть и не случившиеся в этот раз), а также показать ему, как выглядит ситуация глазами других участников; — ориентироваться на будущее, то есть содержать не только разбор ситуации, но и советы по конструктивному ее изменению: «как можно по-другому решить эту проблему»; — строиться на вере в возможности ребенка: «Я знаю, у тебя все получится». Кстати, очень опасна фраза «Если ты постараешься, у тебя все получится». Она оправданна только в том случае, когда взрослый перед ее произнесением обсудил с ребенком, что значит «постараться». 130 Мы рассмотрели важнейшие аспекты человеческого общения как процесса обмена информацией и создания общего информационного пространства. Подведем итоги. • В процессе общения обмен информацией приводит к ее развитию и изменению, превращению в общее смысловое поле партнеров. Возникновение общего информационно-смыслового пространства не обеспечивает автоматически взаимопонимания между партнерами, так как на коммуникативный процесс, его эффективность влияет целый ряд специфических психологических механизмов и феноменов. • В межличностной коммуникации функционирует механизм обратной связи, который призван облегчать процесс взаимопонимания. Однако эффективность его действия во многом определяется тем, как и в какой форме партнеры обмениваются сигналами обратной связи. • Цель любого коммуникативного сообщения — реализация некоторого личностного замысла; сообщение своими корнями уходит в мотивационно-потребностную сферу человека. Однако не каждое желание коммуникатора приемлемо для реципиента. Для защиты от информации, несущей в себе опасное, нежелательное воздействие, реципиентом создаются коммуникативные барьеры. Они чрезвычайно разнообразны по форме своего существования и причинам возникновения. • Коммуникативный процесс в человеческом общении очень богат по своим формам. Информация может транслироваться как с помощью знака, так и по невербальному каналу. Роль «невербалики» трудно переоценить. • Колоссальный потенциал взаимопонимания заложен в таком сопредельном коммуникации процессе, как слушание. Виды слушания находятся в соответствии с ситуациями общения. Для профессиональных коммуникаторов принципиально важное значение имеет техника активного слушания. 131 • Коммуникация — это всегда воздействие. Во многих ситуациях общения коммуникативное воздействие ставится как особая специальная задача. Различают диалогическое, монологическое и манипулятивное воздействия — по установке на реципиента и по своим техникам. Основные перспективы педагогического воздействия связаны с формированием у взрослых и детей установки на диалогическое общение. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |