Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы и тонкости педагогического воздействия
Что такое эффективное педагогическое воздействие? Очень часто под ним понимается воздействие, приведшее к желаемому поведению ребенка. Если это все, чего стоит добиваться, то педагогическое воздействие вполне может быть построено по монологическим принципам. Соответственно от взрослого оно потребует мастерства и некоторого дозированного количества личных психологических сил. Только надо помнить, что подобный эффект воздействия не содержит в себе ответ на вопрос, каковы были мотивы изменения поведения со стороны ребенка и как глубоко эти изменения затронули его личность. Содержательные личностные изменения тоже не понятны: 127 закрепились ли в сознании некоторые нравственные принципы или ребенок постиг искусство манипулирования взрослыми. Подойдем к проблеме с другой стороны. А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев под воспитательным воздействием понимают «психологический результат организации совместной деятельности педагога и воспитанников, проявляющийся в изменении психологических характеристик этих людей, а также в перестройке их поведения» (102, с. 19). Соглашаясь с таким пониманием педагогического воздействия, рассмотрим его как двусторонний диалогический процесс, по сути дела — взаимовлияние. В воспитательном воздействии, отмечают Бодалев и Ковалев, как ни в каком другом коммуникативном процессе, важно соответствие трех пластов сообщения педагога: текста, подтекста и контекста. Текст — то, что говорится, подтекст — то, что (возможно) имеется в виду, контекст — информационное воздействие ситуации общения, которое накладывает отпечаток на смысл текста и контекста. Реакции детей на различные пласты сообщения весьма разнообразны. Скажем, педагог заложил основной воспитательный смысл в подтекст сообщения, а ребенок прямо и незамысловато реагирует на открытый текст. «В следующий раз ты войдешь в этот класс только с родителями», — изрекает педагог, пытаясь через угрозу изменить поведение подростка на уроке. А на следующий день с изумлением обнаруживает на уроке... маму ученика. Кстати, не обязательно надо искать в этой ситуации умысел и издевку со стороны ученика. Умение реагировать на подтекст — дело тонкое, доступное и свойственное далеко не всем. Да и приобретается оно с возрастом. А вот противоположная ситуация. Новый педагог искренне сообщает ребенку: «Ты так интересно рассказываешь о своих рыбках, слушала бы и слушала...» — и с изумлением видит, как у ребенка гаснут глаза и взгляд делается настороженно-подозрительный. Это «видавший виды» ученик углядел во фразе учителя несуществующий там контекст («подлизывается»). Куда заложить основную мысль сообщения, чтобы быть уверенным, 128 что она дойдет до воспитанника? Лучше всего — в сам текст. Умению читать между строк надо учить, кроме того, подтекстное общение таит в себе много опасностей. Велик риск непонимания (если только это не хорошо известная обоим партнерам коммуникативная игра). Кроме того, увлечение этим типом общения обесценивает в глазах ученика слово взрослого. Другой важный момент: что говорится воспитателем и как говорится. Взрослый, продумывая сообщение, которое он хочет адресовать ребенку, прежде всего заботится о его содержании. И лишь в десятую очередь думает о том, как он это скажет. Ребенок же в преобладающем большинстве случаев реагирует на это самое «как». Форма воздействия для ребенка не менее ценна, чем его содержание. А если совсем объективно, то даже более ценна. И это справедливо. Как сказал в свое время Эмерсон, «то, что ты представляешь собой, настолько подавляет меня, что я не слышу, что ты говоришь». В своем воздействии мы прежде всего транслируем не определенные значения, а личностные смыслы, отношения, систему своих взглядов на мир вообще и данного ребенка в частности. Смысловые же вещи автором сообщения закладываются чаще всего не в текст, а в форму сообщения. Именно на эти смысловые, отношенческие моменты и реагирует ребенок. Особая форма воспитательного воздействия — критика. В отличие от обратной связи, критика выполняет функцию целенаправленного влияния. Ее цель — изменить поведение критикуемого в совершенно определенном направлении. Причем очень важно разводить два вида критики. Смысл первого вида можно выразить фразой: «Так не делай», при этом часто остается открытым другой вопрос «А как делать?». Смысл второго: «Лучше делай так, а не так». И это значительно продуктивнее. Критика как момент диалога взрослого и ребенка выполняет функцию обратной связи (вот как ты это делаешь сейчас) и способствует дальнейшему развитию ребенка, побуждая его менять и совершенствовать свое поведение, стиль общения (вот как это делать лучше). 129 Практические советы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |