Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важнейшие перцептивные ситуации




Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, посредством которых взрослые выражают свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, помогающие их понять и оценить. Естественно, что при этом наиболее полно, точно воспринимаются те особенности другого, которые «встроены» в цели и задачи общения, обладают ценностью для самого наблюдателя. Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого им будет применен тот или иной механизм социального познания.

В современной социальной психологии выделено и изучено достаточно много механизмов социального познания. Они могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются:

1-я ситуация — ролевого, межгруппового взаимодействия, в которой партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к некоторой социальной группе. В этой ситуации, как правило, ставится задача присвоения ему определенных признаков, на основе которых может быть построен поверхностный, первичный контакт. Эта ситуация может быть определена как монологическая, объектная, так как другой человек воспринимается сквозь призму социально выработанных ролевых и межгрупповых представлений, обобщений. Механизмы восприятия, релевантные такой задаче, — схемы первого впечатления, стереотипизация, физиогномическая редукция, внутригрупповой фаворитизм.

2-я ситуация — межличностного взаимодействия, требующая не просто категоризации воспринимаемого лица, соотнесения его с определенной группой или ролью, но понимания, установления доверительных отношений в процессе общения или совместной деятельности. Эта ситуация может быть определена как диалогическая,

144

ориентированная на взаимопонимание. Механизмы понимания: идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия.

3-я ситуация — непонимания партнера, прежде всего такого партнера по общению, с которым предполагается установление определенных отношений или налаживания совместной деятельности. Непонимание предполагает анализ причин поведения, соответственно, механизм социального познания, применяемый в такой ситуации, — причинно-следственное приписывание, или каузальная атрибуция.

Обратимся к более подробному описанию этих механизмов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 512.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...