Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как перевести должное в возможное и желаемое?




В психотехническом багаже гештальтпсихологии есть такое упражнение. На листе бумаги запишите три предложения, которые касались бы лично вас и начинались словами «Я должен...». Прочитайте их вслух. А теперь прочтите их еще раз, но поменяйте начало на «Я предпочитаю». Зафиксируйте свои ощущения.

Напишите ниже три фразы, начинающиеся словами «Я не могу». Прочтите их вслух. А теперь еще раз, заменив «Я не могу» на «Я не хочу». Что вы скажете обо всем этом?

Столь же разрушительно, как стиль долженствования, на общение действуют категоричные слова, грубые, обидные оценки поступков и личностных черт партнера: «Ты всегда», «Вечно ты...», «Из-за тебя я никогда...». Мы говорили об этом при обсуждении обратной связи.

106

Как правило, коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своего слушателя, улавливать оттенки изменяющейся ситуации, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Из личного опыта

На одну из консультаций ко мне пришел отец мальчика, ученика 6-го класса, испытывающего серьезные проблемы в общении. Скорее даже, это другие дети и их родители испытывали серьезные трудности в общении с его сыном: он был очень обидчив, вспыльчив, в аффективном состоянии практически не контролировал свои действия и слова. Придерживаясь профессиональных правил, я описывала поведение мальчика в различных ситуациях, не прибегая к оценкам, терминам и диагнозам, и с огорчением наблюдала полное отторжение моих слов. Между нами стояла стена непонимания, атмосфера накалялась и понемногу начинала «искрить». По ходу разговора выяснилось, что папа — человек с несколькими высшими образованиями, сведущий в научной психологии — предпочитал строгие факты и четкую постановку вопроса. И я перешла на «умный» язык. Депривация, психастения, социально-психологический статус, IQ — консультация стала походить на научную сессию, но папа резко изменился. Он стал смотреть мне в глаза, попросил повторить мое имя (естественно, я назвалась в начале, но тогда эта информация разбилась о выставленную защиту). Пошла содержательная беседа, обсуждение путей помощи ребенку. Мне было невероятно трудно обсуждать реальные проблемы живого и симпатичного мне ребенка на этом неприспособленном к жизни языке. Но я справилась. Контакт состоялся. К следующей встрече я буду готовиться заранее. Хотя... кто знает? Психологический контакт — удивительная материя, возможно, в следующий раз он случится уже и на более простом, живом языке.

107

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьезной, противоречит присущей ему манере доказательства. Это в науке действует одна логика, общая. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании женской и мужской, детской психологической логики, логике богатых и бедных, здоровых и больных и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее неубедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой. Предпочесть индуктивный путь дедуктивному? Или наоборот? Использовать систему доказательств или риторический вопрос? Взывать к здравому смыслу или к чувствам? Излагать различные подходы или обосновывать свой как единственно верный? Нет единого рецепта. Д. Майерс в своем учебнике «Социальная психология» приводит данные по эффективности различных видов аргументации. Общий вывод прост: все зависит от ситуации и конкретного реципиента. И все же есть некоторые закономерности:

√ высокообразованные слушатели более восприимчивы к рациональным аргументам;

√ заинтересованная аудитория предпочитает рассудочные аргументы, а невнимательная больше реагирует на самого коммуникатора, его личностные особенности;

√ убедительность сообщения возрастает, если коммуникатор имеет возможность апеллировать к негативным эмоциям слушателей, например чувству страха;

108

√ информированная аудитория предпочитает двухстороннюю аргументацию (58).

И еще одно обобщение, может быть, самое главное: как правило, человеку кажется убедительным то доказательство, которое применил (или применил бы) в данном случае он сам. Все остальное — чужое, а значит — неубедительное.

Назовем еще причины, по которым возникают коммуникативные барьеры. Причина может быть в самом коммуникаторе, особенностях той внутренней позиции, которую он занял в отношении реципиента. Рассмотрим ее крайние варианты: позиции открытую и закрытую. Их существование и различное влияние на поведение и психологические реакции реципиента демонстрирует следующий эксперимент.

В комнате находится 10 человек, молча сидящих на стульях по кругу. Экспериментатор по очереди приглашает в комнату незнакомых людей, всего 10 человек, которые, встав в центре круга, осматривают сидящих и затем выходят из комнаты. За дверью помощник экспериментатора просит каждого описать внешность тех людей, которые ему запомнились (специально такая задача ни перед кем не ставилась). После этого объявляется перерыв, во время которого экспериментатор объявляет сидящим в комнате: «Сейчас я расскажу, как вас запоминают люди», — и дает заведомо ложную информацию. Тем, кого запомнили многие, он говорит, что его не запомнил никто, а тем, кого не запоминали совсем, сообщает, что они запомнились многим.

После перерыва вся история повторяется, только теперь в комнату входят новые 10 человек, которые за дверью описывают запомнившихся им в комнате людей. И что же? Тех, кому сообщили, что их не замечают, действительно перестают замечать. И наоборот, на самом деле не замеченных, но уверенных в том, что они бросаются людям в глаза, начинают вспоминать и описывать значительно чаще.

109

Что случилось? Изменилась внутренняя коммуникативная позиция испытуемых. Замечают, выделяют, реагируют на тех, кто занимает в отношении окружающих людей открытую коммуникативную позицию.

Этот эксперимент как нельзя лучше иллюстрирует мысль А. Маслоу: «...Зачастую проблемы межличностного общения являются прямым следствием коммуникационных барьеров внутри самой личности и... взаимопонимание между личностью и миром во многом обусловлено степенью их взаимного изоморфизма (схожести структуры и формы). ... Мир связан с личностью в той мере, в какой это обеспечено ею, на том языке, воспринять который она готова» (60, с. 167).

Практические советы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...