Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как узнать о своей коммуникативной позиции?




Попробуйте два простых диагностических приема. Первый: обратите внимание, как часто к вам на улице обращаются люди со всякими мелкими вопросами: как доехать, пройти, который час и т. д. Человек, находящийся в ситуации неопределенности, особенно чувствителен к позициям. Он интуитивно выбирает в собеседники человека «безопасного», то есть находящегося в открытой коммуникативной позиции.

Второй прием: попросите мало или совсем незнакомого вам ребенка 5—6 лет быстро, экспромтом нарисовать ваш портрет. С рисунка на вас будет смотреть ваша коммуникативная позиция. О ней однозначно скажет форма рта, глаз, общее эмоциональное ощущение, исходящее от портрета.

Причины коммуникативных барьеров могут заключаться и в различных аспектах взаимоотношений партнеров по общению, скажем,

110

в истории их былых взаимоотношений (не прощенные обиды, раз и навсегда сделанные выводы и прочее). Или в различных культурных, этнических, религиозных и прочих разногласиях. Помните? «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности, пола и возраста.

Для профессионального коммуникатора знание причин возникновения барьеров оборачивается особой задачей: формирование такого образа самого себя, такого сообщения, которые этих барьеров не создавали бы. Не стоит представлять это как манипуляцию сознанием реципиентов. Во многих случаях такая постановка проблемы — как мне не вызвать защитной реакции со стороны слушателя — совершенно естественна и целесообразна. Мы ведь уже знаем, что барьер выставляется не только «по делу», но и случайно, при ложном истолковании ситуации, личности коммуникатора, его слов и намерений. Избегание барьеров такого рода правомерно и достигается за счет серьезного и всестороннего продумывания коммуникатором своего имиджа и сообщения, с тем чтобы они максимально соответствовали авторскому замыслу. Такую работу Ю. Крижанская и В. Третьяков удачно назвали «адекватной самоподачей» и посвятили ей немало увлекательнейших страниц в своей книге (48).

Однако история риторики, современная социально-психологическая практика насыщены информацией и другого свойства — манипулятивного, когда знание эмпирических закономерностей используется для того, чтобы, обойдя барьеры, оказать направленное информационное воздействие на личность и поведение реципиента. Многие исследования межличностной коммуникации 1950—1980 гг. методологически выполнены именно в таком манипулятивном ключе: поиск факторов, повышающих эффект воздействия на реципиента. Особенно ярко эта тенденция, как мы уже отмечали выше, прослеживается в американской социально-психологической традиции.

111

Каналы передачи информации

В качестве источников информации в межличностной коммуникации используются не только речь и другие знаковые системы, да и сама информация не ограничивается значениями. Это чувства, отношения, трудноуловимые личностные смыслы и ценности. Для их передачи применяются не знаковые, не речевые средства. Соответственно выделяют два основных канала передачи информации: вербальный и невербальный. По вербальному каналу информация передается в знаковой форме. Прежде всего речевой, но есть еще азбука Морзе, язык глухих, различные шифры и прочее. По невербальному каналу информация транслируется в разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны, даже в рамках породившей их субкультуры.

Классифицировать виды невербальных средств информации принято по сенсорным каналам. Наиболее популярными в общении современных людей являются оптические и акустические средства, или иначе — коммуникативные системы.

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы, походка и так далее. К этой же системе можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз.

Акустическая система — это различные качества голоса коммуникатора (тембр, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь — паузы, покашливания, смех и другое.

Кинестетическая система — это прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление. Яркий пример — рукопожатия.

Вкус и обоняние в наименьшей степени задействованы в коммуникативном процессе, хотя ольфакторная система независимо от нашей воли участвует в общении и влияет на наши отношения друг

112

с другом. Наши обонятельные рецепторы способны принимать информацию от другого человека на расстоянии до 10 метров. Неосознаваемая интерпретация запаха как «приятного» ими «неприятного» влияет на процесс общения и его результат.

Особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения. Так, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека. Социальные психологи выделяют особый класс ситуаций, которые характеризуются специфическим сочетанием пространственно-временных координат — так называемые хронотопы. Хорошо известен, например, хронотоп вагонного попутчика. Специфическая ситуация общения двух чужих друг другу людей в замкнутом уютном пространстве, под ритмический аккомпанемент колес, на протяжении довольно значительного времени приводит к неожиданным психологическим эффектам. Именно так можно объяснить удивительную откровенность, которая возникает порой в отношениях вагонных попутчиков. Соседу по купе зачастую можно сказать то, что не решаешься сказать близким, или поделиться, наконец, самой заветной мечтой-фантазией (естественно, с присказкой «Вот у меня однажды был случай...»). Интересно, что люди в такой ситуации часто обмениваются адресами и телефонами и практически никогда не пользуются ими в дальнейшем. Поезд останавливается, распахиваются двери вагона, и магия отношений постепенно исчезает. Не менее известен и хронотоп больничной палаты. Кто имел «удовольствие» достаточно продолжительное время пролежать на больничной койке с постоянным соседом, знает, о чем идет речь.

Не так давно человечество было весьма изобретательно в создании невербальных языков общения и, в частности передачи информации. Существовал язык живых цветов, прикрепленных к одежде, язык духов и мушек, несших в себе некоторую зашифрованную

113

информацию. В наследство нам достались обессмысленные фразы типа: «Желтая роза — эмблема печали...», некоторые названия духов, например «Вечер» и «Быть может», легкомысленные искусственные родинки у губ модниц 30-х гг.

Невербальная коммуникация в целом по-прежнему играет огромную роль в человеческом взаимодействии. Можно сказать, что значительная часть информационного обмена разворачивается в подводной части коммуникативного айсберга — в области невербального общения. Именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и тем, что они помогают прояснить участникам общения намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...