Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пример интерпретации рисунка «лягушка-помидор»




Лягушка-помидор, заметившая опасность


 

Центральная смысловая часть фигуры. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, его обдумыва­ние и планирование, реализация.

Несущая, опорная часть фигуры. Лапы хорошо прорисова­ны — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на существенные положения и значимую ин­формацию.

Контуры фигуры. Гладкие, ровные. У человека нет «защиты» от окружающих, нет агрессии.

Общая энергия. На рисунке дано только необходимое коли­чество деталей, чтобы дать представление о придуманном несу­ществующем животном (тело, голова, конечное! и.) Характерно: экономия энергии, астеничность ор>анилма.

Общая оценка рисунка. Выражены творческие возможности: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (лягушки).


Приложение к части 2, главе 8

Ответы на задание 1:

1 — агрессия;

2 — страх;

3 — радость;

4 — гнев;

5 — гордость;

6 — восторг;

7 — уныние;

8 — удивление;

9 — удовольствие.


 


Приложение к части 3, главе 3

Практическая работа № 4. «Способности»

Задание 1. Определите уровень вашего творческого потен­циала, а также границы вашей любознательности, развитие лич­ностных качеств (веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым), особенности зрительной и слу­ховой памяти, степень сосредоточенности, способность абстра­гироваться.

Цель: изучение своего творческого потенциала.

Метод: тест «Ваш творческий потенциал».

Инструкция: выберите один из вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значитель­ных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решите предпринять какое-то дело, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) нет.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое аб­солютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты­ваете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворитесь тем, что успели добиться;

в) да, но только если это вам нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжите делать свое дело, даже когда очевидно,, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя:

а) из своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспом­нить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запомните только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один(одна), вы:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстракт­ных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите мечтать, но о вещах, которые связаны с ва­шей работой.

17. Когда какая-то идея вас захватывает, то вы станете ду­мать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы­слушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка результатов

«а» — 3 балла, «б» — 1 балл, «в» — 2 балла. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознатель­ности;

вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя;

вопросы 9, 15 — постоянство;

вопрос 10 — амбициозность;

вопрос 11 — зрительную память;

вопросы 12 и 13 — слуховую память;

вопрос 14 — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16 и 17 — способность абстрагироваться;

вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши спо­собности, то вам доступны самые разнообразные формы творче­ства.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят про­цесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способно­сти? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение к части 3, главе 4

Практическая работа № 5. «Темперамент»

Цель: Изучение своего типа темперамента.

Метод: Г. Ю. Айзенк «Личностный опросник»(ЕРО).

Инструкция: ответьте «да» или «нет» наследующие вопросы:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подо­ждать, прежде чем действовать?

6. Вы всегда исполняете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, без пауз на об­думывание?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы «несчаст­ный» человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело «пошло на спор»?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпа­тичным незнакомцем (незнакомкой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывают случаи, когда вам хочется остаться в одиночестве?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете       ли вы книги встречам с людьми?

16.Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас часто такие мысли, о которых вам бы не хотелось, чтобы узнали другие?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все го­рит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь немного приятелей (подруг), но зато особенно близких вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю пове­селиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать про вас, что нервы у вас часто натяну­ты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно воз­вращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мыс­ли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты дейст­вий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что иногда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым чело­веком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе че­ловек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольст­вие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Обработка результатов по трем шкалам: экстравертирован- ность «Э», нейротизм «Н», лживость (искренность ответа на дан­ный тест) «Л».

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл по каждому параметру.

«Э» - «да» 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 39, 44,49,53, 56

«нет» 5, 13, 15,20,29,32,34,37, 41,46,51.

«Н» - «да» 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23,26, 28, 31,33, 35, 38, 40, 43,45,47,50, 52,55,57

«Л» — «да» 6, 24, 36

«нет» 12, 18, 30, 42, 48, 54

Количество баллов складывается. Если по шкале «Л» (лжи) вы набрали больше 5 баллов, то, скорее всего, вы склонны к преувеличению своих качеств, соответственно результаты не от­ражают действительность.

ХОЛЕРИК - «Э» > 12, «И» > 12.

САНГВИНИК - «Э» > 12, «Н» < 12.

ФЛЕГМАТИК - «Э» < 12, «Н» < 12.

МЕЛАНХОЛИК - «Э» < 12, «Н» > 12.

Если ваш результат «Э» = 12, «Н» = 12, то у вас смешанный тип темперамента.


Оглавление

Часть 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПСИХОЛОГИИ

КАК НАУКИ.......................................................... 6

1. Предмет изучения психологии, ее задачи.................... 6

2. Отрасли психологии.................................................. 9

3. Методологические основы психологии.................... 13

4. Основные методы психологических исследований... 14

4.1. Объективные методы.................................... 16

4.2. Описательные методы.................................... 22

4.3. Методы психологической помощи................ 23

Глава 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ........................... 26

1. Развитие психологических знаний в рамках учения

о душе (с древности до XVII века)....................... 26

2. Представления о психике в философских учениях (XVII век — середина XIX века) 30

3. Выделение психологических знаний

в самостоятельную науку (середина XIX века по настоящее время) 34

3.1. Становление психологии как самостоятельной науки 34

3.2. Современные подходы и направления

в зарубежной психологии.................................... 37

3.3. Отечественная школа психологии.................. 42

Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕПСИХИКИ................ 49

1. Понятие психики и ее физиологические основы........ 49

2. Эволюционное развитие психики............................. 52

3. Сознание и его психологические характеристики..... 54

4. Роль врожденного и приобретенного

в развитии человека............................................. 57

< Плавление                                                                                285

Глава 4. ЧЕЛОВЕК КАК СУ БЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............... 62

Понятия индивида, личности, индивидуальности..... ....... 62

Понятие деятельности....................... .............................. 64

Виды деятельности и ее развитие................................... 67

Умения, навыки, привычки и их формирование............. 70

Часть 2

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Раздел 1. Познавательные процессы


Глава 1. ОЩУЩЕНИЕ.............................................................. 76

1. Общее понятие об ощущении......................................... 76

2. Виды и свойства ощущений........................................... 77

3. Чувствительность анализаторов...................................... 79

4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений .... 81

5. Развитие ощущений..................... ...............................  82

Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ........................................................... 86

1. Общее понятие о восприятии................ .......................  86

2. Основные характеристики восприятия........................... 88

3. Классификация восприятия.................. ......................... 91

4. Индивидуальные различия в восприятии.......... ...........  93

5. Развитие восприятия и наблюдательности у детей........... 95

Глава 3. ВНИМАНИЕ............................................................. 100

1. Понятие внимания........................................................ 100

2. Свойства внимания..................... ...............................  101

3. Виды и функции внимания.......................................... 104

4. Развитие и воспитание внимания............. .................  107

5. Управление вниманием аудитории............. ................  110

Глава 4. ПАМЯТЬ................................................................... 116

1. Общая характеристика памяти................ .....................  116

2. Свойства и виды памяти.................. ..........................  118

3. Процессы памяти....................... .................................  121

4. Возрастные и индивидуальные особенности памяти ... 124

5. 11риемы рационального заучивания............ ..............  126



Глава 5. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ............................................ 132

1. Мышление и его формирование............................. 132

2. Типология мышления.................... ......................  135

2.1. Формы мышления............................................... 135

2.2. Виды мышления.................... ............................  136

2.3. Операции мышления................. .......................  137

2.4. Индивидуальные особенности мышления............ 137

3. Мышление и речь....................... .........................  137

4. Способы активизации мышления............. ...........  140

Глава 6. ВООБРАЖЕНИЕ...................................................... 145

1. Сущность воображения.......................................... 145

2. Виды воображения................................................. 146

3. Функции воображения, его развитие..................... 148

4. Воображение и творчество.................. .................  151










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...