Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема 27. Характеристика интереса как одного из видов мотива
Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Существует много оснований для классификации потребностей: 1. По происхождению их делят на: биологические, или естественные (потребность в еде, сне, жилище), социальные (потребность в общественной деятельности, труде, общении), культурные (соответствует требованиям общества). 2. А. Маслоу предложил систему классификации потребностей как иерархическую структуру (схема 28), в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей, которые делятся на первичные (нужды) и вторичные (потребности роста). К первичным потребностям относятся физиологические потребности и потребности в безопасности. После того как первичные потребности достаточно удовлетворены, актуализируются вторичные потребности: в любви и самоотдаче, уважении, познании, эстетике, красоте и самовыражении. 3. Согласно теории Д. Макклеланда, людям присущи три вида потребностей — во власти, успехе и причастности. А. Н. Леонтьев отмечает, что наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако, потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Представим себе ситуацию: человек очень хочет есть, но при этом опаздывает к девушке на
свидание. У него есть выбор — удовлетворить одну потребность или другую. Может быть, у него такая девушка, ради которой он готов умереть с голоду, а может он решит к ней опоздать и пойти пообедать. Однако может случиться так, что он заработался, и предмет его потребности остался никак не представленным — ни в восприятии, ни в мысленном плане, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет же потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, называется мотивом деятельности. Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив» и используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивация — процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение. 2. Функции, характеристики и виды мотивов Функции мотивов: 1) побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния); 2) стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости); 3) направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель); 4) организующая (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности); 5) смыслообразующая (придает личностный смысл деятельности); 6) объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источником ее поведения). Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и содержание. Сила мотива определяется интенсивностью мотиваци- онного побуждения. Устойчивость проявляется в постоянстве интересов, привычек, мотивационных установок. К содержательным характеристикам мотива относятся: направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/не- удовлетворенность потребностей — биологических или социальных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной). В психологии выделяют следующие группы мотивов: • ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек; • мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей, направленность устремлений личности; • мотивы выбора средств достижения цели, зависящие от степени подготовленности и успешной реализации поставленной цели в данных условиях; • мотивы социального характера, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и другие); • мотивы группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе; • индивидуально-личностные мотивы, характерные для конкретной личности. Возможный вариант возникновения мотива В. И. Ковалев представил следующим образом (схема 29). Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.
Таким образом, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы, установки, которые будут определять мотивационную сферу личности. 3. Мотивация и личность В процессе развития и формирования личности многие ведущие мотивы поведения становятся характерными для нее. Это такие мотивы, как мотив достижения, или мотив избегания неудачи, стремления к общению (аффилиации), оказания помощи другим (альтруизм), агрессивности, власти и другие. Доминирующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характеристикой. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека, называют мотивационной сферой личности. Рассмотрим наиболее значимые социальные мотивы личности, определяющие ее отношение к себе и людям. Мотив достижения, или мотив избегания неудачи связан с выбором цели, которую субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Вспомним известную притчу: один философ решил найти самого лучшего полководца из всех живущих ранее на земле. Для этого обратился с просьбой к Всевышнему. Он показал на человека, стоявшего перед вратами в преисподнюю. Философ узнал в нем сапожника, жившего в его городе. На что Всевышний сказал: «Да, всю жизнь он был сапожником, а если б захотел, то стал бы лучшим полководцем всех времен и народов». Установлено, что людям, ориентированным на успех, соответствует адекватная реалистическая самооценка, в противоположность индивидам, ориентированным на неудачу, которым свойственна заниженная или завышенная самооценки. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.). Мотив стремления к общению (аффилиации) проявляется, как направленность человека наладить добрые, эмоционально-поло- жительные взаимоотношения с людьми, в стремлении сотрудничать с ними, постоянно находиться вместе. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, стремятся к равноправному сотрудничеству. Мотив оказания помощи другим лежит в основе альтруистического поведения, которое осуществляется ради блага другого человека по собственному убеждению, без надежды на вознаграждение, без расчета или давления со стороны. Эти формы поведения разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до благотворительной помощи. Мотив агрессивности лежит в основе действий, наносящих человеку моральный, материальный или физический ущерб. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку. Агрессия рассматривается как явление, по своей сути противоположное альтруизму. Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину. Мотив власти проявляется как склонность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение разнообразными методами (убеждение, принуждение, внушение, запрещение и т. п.). А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Сформированные в процессе жизни и деятельности человека мотивы, ставшие привычными или основными, характеризуют личность и лежат в основе ее типичного поведения. 4. Мотивация и деятельность Вопрос о мотивации деятельности возникает, когда необходимо объяснить причины поведения человека. Любая форма поведения может быть объяснена как внешними, так и внутренними причинами. В первом случае говорят о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации, во втором — о мотивах, потребностях, целях субъекта. Соответственно выделяют внутреннюю (диспозиционную) и внешнюю (ситуационную) мотивации, которые взаимосвязаны между собой. Экспериментальные исследования ситуативной мотивации позволяют проектировать поведение человека в типичных ситуациях. Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека — причинное объяснение его поступков. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека — механизм каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс, направленный на осмысление и объяснение причин поступка другого человека, а также способность предсказывать его поведение. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией отношений между людьми, она включает объяснение, оправдание или осуждение поступков человека. Различают три типа каузальной атрибуции: • личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок), • объективную (причина приписывается объекту, на которое направлено действие), • обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам) . Исследования в области изучения причинной обусловленности поведения человека выявили следующие закономерности: • установка влияет на восприятие человека и может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания качеств, свойств, особенностей чему-либо зависит от таких показателей как степень уникальности, типичности поступка и степень социальной желательности/нежелатель- ности; • люди с большей готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков самой личности, которая их совершает, чем независящим от нее внешним обстоятельствам; • на результат каузальной атрибуции могут повлиять три фактора: близость или удаленность субъекта от того места, где было совершено действие; возможность субъекта предвидеть его исход и преднамеренность; • есть тенденция приписывать ответственность за несчастье тому человеку, которого оно постигло («сам виноват»), В целом изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру. Одной из разновидностей мотивации деятельности, связанной с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач является мотивация достижения. Исследования мотивации достижения были начаты американским психологом Мак-Кле- ландом в 50-е годы XX века. Он считал, что формирование мотивации достижения зависит от условий воспитания и социальной среды. Мотивация достижения является побочным продуктом социальных мотивов. Американскими психологами Р. М. Иерксом и Дж. Д. Додсо- ном в 1908 году был открыт закон оптимума мотивации. Он показывает зависимость качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый закон утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется: сначала оно повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно второму закону, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Выводы 1. Процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих действия, то есть определяющих поведение, называют мотивацией. Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни, называют мотивационной сферой личности. 2. Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. 3. Мотив — это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. Функции мотива: побуждающая, стимулирующая, направляющая, организующая, смыслообразующая, объяснительная. В качестве характеристик мотива выделяют силу, устойчивость и содержание. 4. В процессе развития и формирования личности многие ведущие мотивы поведения становятся характерными для человека. К их числу относят: мотив достижения, или избегания неудачи, стремления к общению, оказания помощи другим, агрессивности, власти и другие. Доминирующие мотивы влияют на черты личности и являются важной психологической ее характеристикой. 5. Каузальная атрибуция представляет собой мотивированный процесс, направленный на осмысление и объяснение причин поступка другого человека, а также способность предсказывать его поведение. 6. Закон оптимума мотивации показывает зависимость качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Измерьте уровень мотивации достижения с помощью разработанной шкалы — теста-опросника[3]. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ). Суждения 1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета. 2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. 3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями. 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах п редосторожн ости. 10.Мои близкие считают меня ленивым. 11.Думаю, в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам. 12.Терпения во мне больше, чем способностей. 13.Мои родители слишком строго контролировали меня. 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. 16.Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. 17. Я усердный человек. 18.Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. 19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях. 20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 22. Мне кажется, настойчивости во мне больше, чем способностей. Обработка результатов Результат можно оценить с помощью следующей таблицы (табл. 8).
Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15,17, 20. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Задание 2. Определить уровень мотивации одобрения мы предлагаем с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Суждения 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде. 3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. 4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой. 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии. 6. Был(и) случай(и), когда я бросал что-то делать, потому что не был уверен в своих силах. 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. 8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кем бы он ни был. 9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться. 10. Случалось, я пользовался оплошностью человека. 11. Я всегда с уважением отношусь к людям значительно старше меня по возрасту. 12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же. 13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему. 14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему. 16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. 17. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой. 19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам. 20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. Код: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 15, 16, 20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13,17, 18, 19. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения. Чем большую сумму баллов вы набрали, тем большее значение для вас имеет мнение окружающих и их одобрение вашего поведения. Контрольные вопросы 1 Объясните понятия «мотивация», «потребности», «мотивы» 2 Расскажите о классификации человеческих потребностей 3 Охарактеризуйте виды мотивов 4 Какие функции выполняют мотивы? 5 Объясните влияние доминирующих мотивов на личность человека 6 Рассмотрите наиболее значимые социальные мотивы человека Приведите примеры 7 Какова роль мотивации в деятельности человека? 8 Объясните механизм каузальной атрибуции 9 Объясните закон «оптимума мотивации» Литература 1 БодалевА А ПСИХОЛОГИЯ О ЛИЧНОСТИ М,1988 2 Ильин е п Мотивация и мотивы СПб , 2000 3 Леонтьев А н Деятельность Сознание Личность М. 1999 4 Маклаков А Г Общая психология СПб , 2002 5 Маркова а к и др Формирование мотивации учения М,1990 Глава 3 СПОСОБНОСТИ 1. Понятие способностей. Общие и специальные способности Разницу достижения успехов людей, оказавшихся в одинаковых условиях, объясняют степенью развития способностей человека. Там, где один человек достигает высшего уровня мастерства, другой, при всем своем старании, лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть лишь человек с определенными способностями. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение, имеет разные трактовки. Под способностями понимают: • совокупность всевозможных психических процессов и состояний; • высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности; • задатки, анатомо-физиологические основания быстрого и эффективного приобретения умений, навыков, способствующих успешному выполнению различных видов деятельности. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б. М. Теплов. Основные положения его теории: 1. Под способностями понимаются индивидуально-психоло- гические особенности, отличающие одного человека от другого. Например: для музыканта — это не длинные пальцы рук, а прежде всего музыкальный слух, чувство ритма. 2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности. Нередко способности бывают не замечены и не оценены по достоинству. Например, Сурикову В. И., способному, но не обладавшему из-за отсутствия обучения графическими навыками, на экзамене инспектор Академии художеств сказал: «За такие рисунки вам даже ходить мимо Академии надо запретить». Н. В. Гоголь, по мнению учителей начальной школы, был не способен к изучению русского языка. Великий физик И. Ньютон считался неуспевающим учеником, пока не заинтересовался математикой и физикой. Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности — прижизненное образование, имеющее врожденную основу. При отсутствии задатков тех или иных способностей их дефицит может быть восполнен за счет интенсивного развития других. Многие из природных способностей являются общими для человека и животных. В качестве таковых могут выступать познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Формируются при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Например, дрессировка животных для цирковых артистов. Итак, когда мы говорим о способностях, то имеем в виду способности к чему-либо определенному — к математике, литературе, музыке и т. д. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие (схема 30).
Специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.). Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.). 2. Способности, задатки и индивидуальные различия людей Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Некоторые из них утверждают, что способности биологически обусловлены и целиком зависят от природных задатков. Обучение и воспитание может лишь изменить скорость их проявления. В качестве доказательства врожденности задатков обычно указывают факты их раннего проявления у одаренных детей. Музыкальная одаренность Моцарта выявилась в три года, Гайдна — в четыре, талант в живописи и скульптуре у Рафаэля — в восемь лет, Ван-Дейка — в десять. Подкрепляют эти доказательства исследования родословной выдающихся представителей науки и искусства, показывающие родственные взаимосвязи у выдающихся людей. Прабабушка Л. Н. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина Евдокия Трубецкая были сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Шиллер, Гельдерлин, философы Шелллинг и Гегель, физик М.Планк имели одного предка Иогана Канта, философа XV века. Интересна в этом отношении родословная семьи немецких музыкантов Бахов, родоначальником которой был булочник В. Бах, любивший музыку и пение. В семье Бахов на протяжении двух веков было около 60 музыкантов, из них более 20 выдающихся. Всемирную славу этой фамилии принес И. С. Бах. В пользу наследственности способностей свидетельствуют также существующие многочисленные династии артистов, художников, военных, врачей, педагогов. Однако в большинстве случаев следует говорить о социальной наследственности, где ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил профессию родителей. Противоположным вышеизложенной позиции является мнение о том, что особенности психики полностью определяются качеством воспитания и обучения. Дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение и воспитание с раннего возраста, ничем не отличаются от образованных европейцев. Различные случаи ранней социальной изоляции приводят к состоянию «маугли». С позиции этого представления у каждого ребенка можно сформировать любые способности. Большинство исследователей считает, что наследственность создает пределы для развития способностей, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания. Отечественный психолог А. Р. Лурия ярко продемонстрировал изменение в выполнении творческих конструктивных задач у группы детей при соответствующем обучении и воспитании и отсутствие таковых изменений у другой группы, где деятельность была организована репродуктивными методами. Из пяти пар шестилетних однояйцовых близнецов были созданы две группы. Обе конструировали модели из мелких деревянных деталей: первая группа просто копировала модель, а вторая получала конструкции, обклеенные бумагой, и детям надо было думать, как создать такую модель. Умственные способности испытуемых второй группы оказались выше, чем у испытуемых первой. Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данной концепции создают специальные центры «выращивания» одаренных детей, внушая родителям, что умственный потенциал их детей не уступает умственному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспира, Моцарта и Эйнштейна. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать задатки, которые индивидуальны у каждого человека. По сути дела природные различия между людьми являются различиями в задатках, предпосылках развития способностей. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные, индивидуальные различия между людьми. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а результатом развития, в процесс которого сами задатки включаются лишь как предпосылки. Важное значение имеют особенности нервной системы и структуры мозга. Они оказывают влияние на развитие способностей к любому виду деятельности. Причем, как свидетельствуют исследования способностей отечественными психологами, в задатках следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, и прежде всего те, которые проявляются у человека в самом начале овладения какой-либо деятельностью. Успех или неудача при решении проблем связаны также с некоторыми качествами личности. Особенно важны здесь такие психологические характеристики, как собранность и настойчивость. 3. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренность — это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей. Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность. Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли. Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26—30 лет, у врачей в 33—34 года, у художников в 30—35 лет, у писателей в 40—44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев. Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности. Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения. Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей. Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время — полководческие. 4. Формирование способностей Развитие любой способности связано с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных систем и охватывает период от рождения до шести-семи лет. Здесь происходит совершенствование работы анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отделов коры головного мозга, когнитивных (восприятия, памяти, внимания, мышления) процессов личности, что в свою очередь создает условия для формирования общих способностей. Мощный фактор развития одаренности — адекватный механизм преодоления трудностей. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одним из самых ранних показателей одаренности является время, в течение которого двух-трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Нередко уже в три-четыре года дети умеют читать и считать, увлекаются разными интеллектуальными занятиями. Ускоренное умственное развитие у них проявляется и при дальнейшем обучении. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет уже закончил философский факультет. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Сначала развитию способностей содействуют различные игры детей, в которых изначально формируются элементы двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, музыкальных, творческих способностей. Затем существенное влияние на этот процесс оказывает учебная и трудовая деятельность. Важно знать, что способности проявляются, формируются и развиваются в деятельности. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, что способствует развитию глубоких устойчивых интересов. Деятельность должна быть творческой. Важно организовывать ее так, чтобы перед ребенком ставились цели, немного превосходящие его наличные возможности. Следовательно, деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что JI. С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста или слишком трудна, то она не приводит к формированию новых умений и навыков. Важным моментом развития способностей выступает многоплановость и разнообразие видов деятельности, что содействует разностороннему развитию ребенка. Необходимо также воспитывать качества личности, такие как настойчивость, требовательность к себе. Современное образование уделяет проблеме развития творческих интеллектуальных способностей детей и подростков большое внимание. Для одаренных детей необходима развивающая среда. В Москве существуют для таких детей специальные школы: «Созвездие», Колмагоровский интернат, школа № 57, спецшколы. Для выявления одаренных детей проводятся интеллектуальные марафоны, олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т. д. Выводы 1. Под способностями понимают психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности. 2. Среди видов способностей выделяют специальные (проявляются только в отдельных видах деятельности) и общие (проявляются во всех видах деятельности человека). 3. Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные, индивидуальные различия между людьми. 4. Общие способности называют одаренностью. Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |