Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 5 (см. приложение к разделу 3). Определите свой тип темперамента, используя тест Айзенка. Задание 2. Определите: какой тип темперамента описывает А. П. Чехов. «Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все читает запоем. Только тем и занимается, что любит». «Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как подчиненный, едва ли мыслим, как начальник — невыносим». «Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают». «Вечно серьезен. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, покладист. На службе — счастлив». Приведите свои примеры, подобрав отрывки из художественных произведений, характеризующие типы темперамента, либо определяющие темперамент самого автора. Контрольные вопросы 1 Что такое темперамент как природное свойство личности? 2 Что вы знаете об исследованиях темперамента? 3 Что является физиологической основой темперамента? 4 В чем достоинства и недостатки каждого типа темперамента? 5 Какой тип темперамента у вас? Докажите это 6 Сформировался ли у вас индивидуальный стиль деятельности? В чем он выражается? Литература 1 Белоус в в Темперамент и деятельность Пятигорск, 1990 2 Мерлин в с Очерк теории темперамента М , 1964 3 Русалов в А4 Биологические основы индивидуально-психологических различий М,1979 4 Стреляу я Роль темперамента в психологическом развитии ребенка М, 1982 5 Теплое б м Избранные труды Т 1 М, 1985 Глава 5 ХАРАКТЕР 1. Понятие характера Характер (от греч. — «черта») — отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как его индивидуальность проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в свойствах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера. Трудолюбие, леность, добросовестность, трусость, честность, скрытность, доброта, эгоизм — все это различные черты характера. Характер — всегда индивидуально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, целеустремленно. Бесхарактерный человек — тот, кто не проявляет этих качеств. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому — трусость, можно ожидать вполне определенного поведения от того и другого при столкновении с опасностью. Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте — к людям, в скромности — к себе, в аккуратности — к вещам. Отношения же связаны со взглядами, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлениях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных — смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соответствующем индивидуальном подходе к методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов — все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Например, два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один — горячий, порывистый, страстный, а другой — спокойный, рассудительный. Кроме типа нервной системы, на формирование и проявления характера влияют и другие биологические факторы, например, сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем существенно сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане. Таким образом, природные свойства нервной системы и особенности организма оказывают влияние на формирование и проявление характера. Но и характер воздействует на типологические особенности нервной системы. Выдержка и самообладание, например, могут тормозить природную склонность к взрывным реакциям человека с холерическим темпераментом, а инициативность и самостоятельность — маскировать ригидность флегматика. И. П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера, то есть обусловленность его отношениями, сложившимися под влиянием общественно-исторических условий жизни и деятельности людей. 2. Структура характера Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, называемую структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Черта характера — это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях. Черты характера, относящиеся к первой группе, выражают направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Среди черт характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять пар глобальных черт характера: самоуверенность — неуверенность; дружелюбие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность. Частные черты характера: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм, самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбие — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность. Характер человека всегда многогранен. Его структура обнаруживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, безграничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека. В единстве и многообразии черт характера есть ведущие. Ими определяется цельность характера, его сила. Наблюдательность Ч. Дарвина, критичность ума В. Г. Белинского, страстность в науке И. П. Павлова, патриотизм Ю. Гагарина — это ярко выраженные черты их характеров. Своеобразие их сочетания у одного человека позволяет выделить типы характера. 3. Типология характеров Рассматриваемые типологии характера основаны на следующих положениях: 1. Характер человека начинает формироваться в раннем детстве и на протяжении всей жизни проявляет себя как более или менее устойчивое качество личности. 2. Сочетание личностных черт, составляющих характер, не является случайным. Оно образует четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 3. Большая часть людей в соответствии с определенной типологией может быть разделена на группы. Одна из современных классификаций принадлежит известному отечественному психиатру А. Р. Личко (табл. 9). Она построена на основе наблюдений за подростками и описании их акцентуаций. Акцентуация характера — это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но граничащие с патологией. Немецкий ученый К. Леонгард предложил свою классификацию, основанную на оценке стиля общения с людьми (табл. 10).
Данная классификация относится к взрослым людям и представляет типологию характеров с точки зрения отношения к человеку (но характер проявляется также и в отношении к дел}'). Э. Фромм предложил социальную типологию характеров, которая определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данном)^ обществ)^. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как приходится действовать. Характер — это модель поведения, присущая данному человеку, позволяющая человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Фромм выделил следующие типы характера: 1. Мазохист — садист. Причины социальных событий, успехов и неудач прежде всего видят в людях. Данный тип характера свойственен авторитарной личности. 2. Разрушитель. Устраняет, уничтожает объект, вызывающий фрустрацию. 3. Конформист — автомат. Это тип сознательного и бессознательного приспособленца. 4. Черты характера и отношения личности В отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к: 1) коллективу и отдельным людям; 2) труду и достижению целей; 3) самому себе; 4) вещам и деньгам. Отношение к коллективу и отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т. д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми. Отношение к труду находит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому. Отношение к самому себе находит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний. В спорте, например, уровень притязаний выражается «мотивацией достижений». В одних случаях мотивом участия в соревнованиях служит стремление победить, стать чемпионом, установить рекорд (высокий уровень притязаний), в других — избежать поражения (пониженный уровень притязаний). По данным многих исследований, первый, как правило, приносит успех, второй же нередко приводит к неудаче. Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других. Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе окружающих людей. Прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, нужен ли он людям, авторитетен ли среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека — недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности. 5. Формирование характера Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, совместную деятельность, общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. П.Ф. Лесгафт сказал: «Дельным человек становится только на деле». Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в процессе ее происходит становление, закрепление и превращение определенных способов поведения в устойчивые и постоянные. Упражнение в них рождает привычки, пословица гласит «посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу». Человек всегда ответствен за свой характер. Поэтому стремление объяснить неблаговидные поступки тем, что «у меня такой характер, и я ничего не могу с собой поделать», психологически несостоятельно. Раннее детство — наиболее благоприятный период для формирования многих черт характера. Сензитивный период жизни для становления характера — возраст от 2—3 до 9—10 лет. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Он вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения с одноклассниками. В младшем школьном возрасте формируются черты характера, связанные с общением со сверстниками. К подростку предъявляются более высокие требования, чем к младшему школьнику, для выполнения которых необходимо проявление силы воли. В ранней юности окончательно формируются базовые, нравственные, мировоззренческие основы. Решающее влияние на становление характера оказывают семья и коллектив, воздействие которого на личность иногда сильнее, чем влияние отдельных, даже очень авторитетных лиц. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий его мотив. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, в которых он мог бы проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на 16-6820 жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи. На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Формирование характера невозможно без самовоспитания. Стремление к самосовершенствованию имеет социальную направленность. Н. Островский отмечал, что «для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт». Особенно благоприятным периодом для самовоспитания характера являются подростковый и юношеский возрасты, когда формируется самосознание, осуществляется выбор цели жизни, профессии, друзей. В процессе самовоспитания характера человек должен свои действия и поступки постоянно сверять с моральными принципами и нормами. Формирование характера в процессе профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности предполагает хорошо продуманную систему соответствующих упражнений в поступках, требует постоянной аккуратности в делах, формирование отзывчивости — систематического проявления заботы и внимания к людям не на словах, а на деле. Выводы 1. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. 2. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны между собой и образуют целостную организацию, называемую структурой характера. 3. Черты характера — это те особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях. 4. В отечественной психологии выделяют следующие совокупности черт характера, выражающие основные категории отношений к действительности: к коллективу и отдельным лицам; к труду, достижению целей; к самому себе; к вещам, деньгам. 5. Характер человека формируется достаточно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни, проявляет себя как более или менее устойчивый. Сочетание личностных черт, входящих в характер человека, образует различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. 6. Для становления характера сензитивным периодом является возраст от 2—3 до 9—10 лет: в дошкольные годы формируется отношение к труду, в младшем школьном возрасте — общение со сверстниками, в подростковом — сила воли, в ранней юности закладываются нравственные, мировоззренческие основы личности. 7. В формировании характера большое значение имеет семья, коллектив, а также самовоспитание и стремление к самосовершенствованию, имеющему сознательную направленность. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |