Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Задание 1. В рабочей тетради студента выполните практиче­скую работу № 5 (см. приложение к разделу 3). Определите свой тип темперамента, используя тест Айзенка.

Задание 2. Определите: какой тип темперамента описывает А. П. Чехов.

«Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действу­ют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает, или все читает запоем. Толь­ко тем и занимается, что любит».

«Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как подчиненный, едва ли мыслим, как начальник — невыносим».

«Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не по­могают».

«Вечно серьезен. Непременный член всевозможных комиссий, за­седаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы чело­век, покладист. На службе — счастлив».

Приведите свои примеры, подобрав отрывки из художест­венных произведений, характеризующие типы темперамента, либо определяющие темперамент самого автора.

Контрольные вопросы

1 Что такое темперамент как природное свойство личности?

2 Что вы знаете об исследованиях темперамента?

3 Что является физиологической основой темперамента?

4 В чем достоинства и недостатки каждого типа темперамента?

5 Какой тип темперамента у вас? Докажите это

6 Сформировался ли у вас индивидуальный стиль деятельности? В чем он выражается?

Литература

1 Белоус в в Темперамент и деятельность Пятигорск, 1990

2 Мерлин в с Очерк теории темперамента М , 1964

3 Русалов в А4 Биологические основы индивидуально-психологических различий М,1979

4 Стреляу я Роль темперамента в психологическом развитии ребенка М, 1982

5 Теплое б м Избранные труды Т 1 М, 1985


Глава 5 ХАРАКТЕР

1. Понятие характера

Характер (от греч. — «черта») — отличительный признак, ко­торый приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как его индивидуальность проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в свойствах темперамента, она обна­руживает себя и в чертах характера. Трудолюбие, леность, добро­совестность, трусость, честность, скрытность, доброта, эгоизм — все это различные черты характера. Характер — всегда индивиду­ально-своеобразное сочетание черт. Нет двух людей с одинако­вым характером. Трудности, которые испытывают преподавате­ли, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в пред­ставление о нем способность человека вести себя самостоятель­но, последовательно, целеустремленно. Бесхарактерный чело­век — тот, кто не проявляет этих качеств. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоян­но и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, зна­чит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации. Если одному человеку свойственна мужественность, а другому — тру­сость, можно ожидать вполне определенного поведения от того и другого при столкновении с опасностью.

Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте — к людям, в скромности — к себе, в аккуратности — к вещам. Отношения же связаны со взгляда­ми, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности со­ставляет стержень характера. Люди без твердых убеждений нико­гда не могут иметь твердого характера.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для ин­дивида способы поведения.

Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлени­ях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет со­четание силы, уравновешенности и подвижности нервных про­цессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных — смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. При соот­ветствующем индивидуальном подходе к методике воспитания и у того, и у другого возможно формирование смелости. Уравнове­шенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвиж­ность или инертность нервных процессов — все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятель­ность. Например, два человека могут иметь одинаковые убежде­ния, но один — горячий, порывистый, страстный, а другой — спокойный, рассудительный.

Кроме типа нервной системы, на формирование и проявле­ния характера влияют и другие биологические факторы, напри­мер, сердечно-сосудистая, пищеварительная и эндокринная сис­темы. Установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем существенно сказываются на характере человека. Замет­ные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане.

Таким образом, природные свойства нервной системы и осо­бенности организма оказывают влияние на формирование и проявление характера. Но и характер воздействует на типологи­ческие особенности нервной системы. Выдержка и самооблада­ние, например, могут тормозить природную склонность к взрыв­ным реакциям человека с холерическим темпераментом, а ини­циативность и самостоятельность — маскировать ригидность флегматика. И. П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в форми­ровании характера, то есть обусловленность его отношениями, сложившимися под влиянием общественно-исторических усло­вий жизни и деятельности людей.

2. Структура характера

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимно связаны и образуют целостную организацию, называемую струк­турой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Черта характера — это особенности личности, которые система­тически проявляются в различных видах ее деятельности и по ко­торым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях. Черты характера, относящиеся к первой группе, выра­жают направленность личности (устойчивые потребности, уста­новки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляют собой индиви­дуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмо­циональные черты характера.

Среди черт характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять пар глобаль­ных черт характера: самоуверенность — неуверенность; друже­любие — враждебность; сознательность — импульсивность; эмо­циональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гиб­кость — ригидность.

Частные черты характера: общительность — замкнутость, до­минантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впе­чатлительность — «толстокожесть», доверчивость — подозритель­ность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоя­тельность — конформизм, самоконтроль — импульсивность,

страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбие — аг­рессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — не­притязательность, оригинальность — стереотипность.

Характер человека всегда многогранен. Его структура обна­руживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, без­граничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека. В единстве и мно­гообразии черт характера есть ведущие. Ими определяется цель­ность характера, его сила. Наблюдательность Ч. Дарвина, кри­тичность ума В. Г. Белинского, страстность в науке И. П. Павло­ва, патриотизм Ю. Гагарина — это ярко выраженные черты их характеров. Своеобразие их сочетания у одного человека позво­ляет выделить типы характера.

3. Типология характеров

Рассматриваемые типологии характера основаны на следую­щих положениях:

1. Характер человека начинает формироваться в раннем дет­стве и на протяжении всей жизни проявляет себя как более или менее устойчивое качество личности.

2. Сочетание личностных черт, составляющих характер, не является случайным. Оно образует четко различимые типы, по­зволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с определенной типо­логией может быть разделена на группы.

Одна из современных классификаций принадлежит извест­ному отечественному психиатру А. Р. Личко (табл. 9). Она по­строена на основе наблюдений за подростками и описании их акцентуаций.

Акцентуация характера — это усиление отдельных черт ха­рактера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но гра­ничащие с патологией.

Немецкий ученый К. Леонгард предложил свою классифика­цию, основанную на оценке стиля общения с людьми (табл. 10).

Таблица 9. Классификация А. Личко

Тип Сильные стороны Слабые стороны
Гипертимный Активность, выносливость, общительность, находчивость, хорошее настроение, друже­любие Склонен к переоценке своих способностей, неразборчив в знакомствах, легко может ока­заться в асоциальной компа­нии
Шизоидный «Холодный» ум, хорошая ин­туиция, увлеченность делом, способность долго работать в одиночестве Замкнутость, трудно устанав­ливает контакты с людьми
Истероидный Артистизм, хорошая интуи­ция, стремление к яркому, не­стандартному Эгоцентричен, неадекватно себя оценивает, с целью при­влечения внимания готов к асоциальному поведению
Психоастени­ческий Раннее интеллектуальное раз­витие, склонность к размыш­лениям Нерешительность, тревож­ность, мнительность, замкну­тость
Лабильный Мягкость, способность к со­переживанию Дела и поступки зависят от настроения
Сензитивный Острое нравственное зрение, повышенная чувствительность Робок,отвергнутая любовь обостряет чувство неполно­ценности и может привести к суициду
Эпилептоид- ный Аккуратность, педантичность Преобладает злобно-тоскли- вое настроение, жесток
Конформный Стремление к устойчивости и стабильности Не переносит крутых пере­мен, склонен к алкоголизму
Циклоидный В «хорошей» фазе похож на гипертимный тип В субдепрессионной форме наблюдается вялость, склонен к алкоголизму
Неустойчивый Доверчивость и преданность группе Слабовольный, стремится к развлечениям, не любит тру­диться
1 Астеноневро- !тический Повышенная чувствитель­ность, способность рассчиты­вать на свои силы Часто ипохондрическое на­строение, повышенная утом­ляемость

 

Таблица 10. Классификация К. Леонгарда

Тип Сильные стороны Слабые стороны
Гипертимный — высо­кая контактность Энергичность, жажда дея­тельности, инициативность Легкомыслие, склон­ность к аморальным поступкам, раздражи­тельность, несерьез­ность в отношении к делу
Дистимный — низкая контактность Серьезность, добросовест­ность, чувство справедливо­сти Пассивность, замед­ленное мышление, не­поворотливость, инди­видуализм
Циклоидный — смена настроения В период подъема гиперти- мен В период спада дисти- мен
Возбудимый — низкая контактность, замед­ленность вербальных и невербальных реакций Добросовестность, аккурат­ность, любит животных и маленьких детей Занудлив и угрюм, не­уживчив в коллективе, властен в семье, в со­стоянии эмоциональ­ного возбуждения пло­хо контролирует свои поступки
Застревающий — сред­няя общительность Стремится добиться высоких показателей в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе Самонадеян, ревнив, предъявляет непомер­ные требования к близким и подчинен­ным на работе
Педантичный — уме­ренная общительность Добросовестность, аккурат­ность, серьезность, надеж­ность в делах Формализм, занудли- вость, брюзжание
Тревожный — низкая контактность Дружелюбие, самокритич­ность, исполнительность Беззащитность, неуве­ренность
Эмотивный — общение ограничено узким кру­гом избранных Доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, испол н ител ьность Чрезмерная чувстви­тельность, слезливость
Демонстративный — |легкость в установле- ! нии контактов Обходительность, аристокра­тичность, способность ув­лечь других, неординарность мышления и поступков Эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынива­ние от работы
Экзальтированный — | высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость Альтруизм, имеет чувство со­страдания, хороший вкус, яркость и искренность чувств Паникерство, подвер­женность сиюминут­ным настроениям

 

Окончание табл. 10

Тип Сильные стороны Слабые стороны
Экстравертированный — высокая контактность Готовность выслушать, по­мочь Подверженность влия­нию, легкомыслие, страсть к развлечени­ям, участие в распро­странении сплетен
Интровертированный — низкая контактность, замкнутость Сдержанность, наличие твер­дых убеждений, принципи­альность Упрямство, ригидность мышления, упорное от­стаивание своих идей

 

Данная классификация относится к взрослым людям и пред­ставляет типологию характеров с точки зрения отношения к че­ловеку (но характер проявляется также и в отношении к дел}').

Э. Фромм предложил социальную типологию характеров, ко­торая определяет мышление, эмоции и действия индивидов, при­надлежащих данном)^ обществ)^. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его действовать именно так, как приходится действо­вать. Характер — это модель поведения, присущая данному чело­веку, позволяющая человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обду­манных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Фромм выделил следующие типы характера:

1. Мазохист — садист. Причины социальных событий, успехов и неудач прежде всего видят в людях. Данный тип характера свой­ственен авторитарной личности.

2. Разрушитель. Устраняет, уничтожает объект, вызывающий фрустрацию.

3. Конформист — автомат. Это тип сознательного и бессоз­нательного приспособленца.

4. Черты характера и отношения личности

В отечественной психологии выделяют следующие совокуп­ности черт характера, выражающие основные категории отноше­ний к:

1) коллективу и отдельным людям;

2) труду и достижению целей;

3) самому себе;

4) вещам и деньгам.

Отношение к коллективу и отдельным лицам (родным, друзь­ям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманно­сти, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т. д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.

Отношение к труду находит выражение в таких чертах харак­тера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициа­тивность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самооблада­нии, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности. Волевые черты иногда называют «хребтом» характера и в зависимости от их развития относят характер к сильному или слабому.

Отношение к самому себе находит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, ро­бость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний. В спорте, например, уровень притязаний выражается «мотивацией достижений». В одних случаях мотивом участия в соревнованиях служит стремление победить, стать чемпионом, установить рекорд (высокий уровень притязаний), в других — избежать поражения (пониженный уровень притяза­ний). По данным многих исследований, первый, как правило, приносит успех, второй же нередко приводит к неудаче.

Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах ха­рактера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бе­режливость, жадность, организованность, честность и других.

Как утверждал В. Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе при­писывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе окружающих людей. Прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, нужен ли он людям, авторитетен ли среди них. Отношение к самому себе проявляет­ся в самооценке своих действий.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно созда­ет в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая край­ность в характере человека — недооценка своих достоинств, ро­бость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действитель­ной значимости своей личности.

5. Формирование характера

Характер — прижизненное приобретение личности, вклю­чающейся в систему общественных отношений, совместную дея­тельность, общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность. П.Ф. Лесгафт сказал: «Дельным чело­век становится только на деле». Роль активной деятельности в формировании характера заключается в том, что в процессе ее происходит становление, закрепление и превращение опреде­ленных способов поведения в устойчивые и постоянные. Упраж­нение в них рождает привычки, пословица гласит «посей при­вычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу». Человек всегда ответствен за свой характер. Поэтому стремление объяснить неблаговидные поступки тем, что «у меня такой ха­рактер, и я ничего не могу с собой поделать», психологически несостоятельно.

Раннее детство — наиболее благоприятный период для фор­мирования многих черт характера. Сензитивный период жизни для становления характера — возраст от 2—3 до 9—10 лет. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характе­ра, начинает складываться привычный образ поведения, опреде­ленное отношение к действительности. Проявления настойчиво­сти, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошколь­нику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувст­вовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требо­ваний родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нель­зя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приуча­ется давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирова­ния характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его пове­дение в школе, дома, в общественных местах. Он вступает в но­вые для него отношения с учителями, в отношения с однокласс­никами. В младшем школьном возрасте формируются черты ха­рактера, связанные с общением со сверстниками. К подростку предъявляются более высокие требования, чем к младшему школьнику, для выполнения которых необходимо проявление силы воли. В ранней юности окончательно формируются базо­вые, нравственные, мировоззренческие основы.

Решающее влияние на становление характера оказывают се­мья и коллектив, воздействие которого на личность иногда силь­нее, чем влияние отдельных, даже очень авторитетных лиц. Не­обходимым условием воспитания характера является формиро­вание мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача фор­мирования мировоззрения, убеждений должна решаться в един­стве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действи­тельности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, тру­довой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий его мотив. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или ини­циативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни привива­лись ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, в которых он мог бы про­явить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на


16-6820 жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного ха­рактера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодо­лением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприя­тий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспита­теля, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитате­ли, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Формирование характера невозможно без самовоспитания. Стремление к самосовершенствованию имеет социальную на­правленность. Н. Островский отмечал, что «для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный бес­пристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего само­любия, выяснить свои недостатки, пороки и решить раз и навсе­гда, буду я с ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт». Особенно благоприятным периодом для самовоспитания харак­тера являются подростковый и юношеский возрасты, когда фор­мируется самосознание, осуществляется выбор цели жизни, про­фессии, друзей. В процессе самовоспитания характера человек должен свои действия и поступки постоянно сверять с мораль­ными принципами и нормами.

Формирование характера в процессе профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности предполагает хорошо продуманную систему соответствующих упражнений в поступ­ках, требует постоянной аккуратности в делах, формирование отзывчивости — систематического проявления заботы и внима­ния к людям не на словах, а на деле.



Выводы

1. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

2. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связа­ны между собой и образуют целостную организацию, называе­мую структурой характера.

3. Черты характера — это те особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в опреде­ленных условиях.

4. В отечественной психологии выделяют следующие сово­купности черт характера, выражающие основные категории от­ношений к действительности: к коллективу и отдельным лицам; к труду, достижению целей; к самому себе; к вещам, деньгам.

5. Характер человека формируется достаточно рано в онтоге­незе и на протяжении остальной его жизни, проявляет себя как более или менее устойчивый. Сочетание личностных черт, вхо­дящих в характер человека, образует различимые типы, позво­ляющие выявлять и строить типологию характеров.

6. Для становления характера сензитивным периодом являет­ся возраст от 2—3 до 9—10 лет: в дошкольные годы формируется отношение к труду, в младшем школьном возрасте — общение со сверстниками, в подростковом — сила воли, в ранней юности за­кладываются нравственные, мировоззренческие основы личности.

7. В формировании характера большое значение имеет се­мья, коллектив, а также самовоспитание и стремление к самосо­вершенствованию, имеющему сознательную направленность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...