Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эпигенетическая теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Один из таких подходов принадлежит американскому психологу Э. Эриксону. Основные положения его учения: 1) человек на протяжении жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества; 2) процесс прохождения этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания; 3) эпигенетический принцип означает, что личность развивается, переходя от одной ступени к другой по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста; 4) жизнь человека включает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего совершенствования личности (табл. 5).
Проблема онтогенетического развития в рамках современной отечественной психологии основывается на том, что организм всегда находится в известных активных отношениях со средой. Развитие личности в концепции JI. С.Выготского JI. С. Выготский выдвинул положение о том, что общение ребенка со взрослыми является основной движущей силой психического развития и что все психическое развитие может быть понято как формирование известных функциональных новообразований, отличающих одну стадию развития в онтогенезе от другой, формируемых в общении ребенка с окружающим миром. Он выделяет пять этапов в развитии личности. 1. У новорожденного отсутствует самое примитивное «Я», то есть личность и отношение к другим. Первый год жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о которой мы так же ничего не помним, как о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. 2. Следующая стадия характеризуется двумя основными переменами: овладение ребенком вертикальной походкой (приспособление к пространству, расширение власти над вещами) и речью, что приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других высших функций. Понятие «Я» развивается у ребенка вместе с понятием о других. 3. Следующей стадией в психическом развитии ребенка является возраст игры (ребенок легко может быть другим, как и самим собой), однако у него еще нет дифференциации собственной игры и деятельности взрослого. 4. Ребенок школьного возраста более социализирован и индивидуализирован. Только к 12 годам он преодолевает эгоцентрическую логику и переходит к овладению мыслительными операциями. 5. В подростковом возрасте, связанном с половым созреванием, совершаются две крупнейшие перемены в жизни ребенка: открытие своего «Я» и оформление мировоззрения, отношения к миру. Деятельностный подход в развитии личности (А. Н. Леонтьев)
А. Н. Леонтьев, опираясь на учения П. П. Блонского и Л. С. Выготского, делает акцент на то, что сознание, психика не только проявляются, но и формируются в деятельности, и определяет следующие условия развития личности (схема 26). Условия развития личности Обучение и воспитание
Понятие «ведущей деятельности» (Д.Б. Эльконин) ем ребенка к действительности, определенным типом его деятельности (табл. 6). Личность формируется в результате деятельности ребенка внутри систем «ребенок — общественный взрослый» и «ребенок — общественный предмет». При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества и вместе с тем его интеллектуальных, познавательных и физических сил. Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существующих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизведение или моделирование этих отношений в их собственной деятельности, их сообществах, группах и коллективах. Таким образом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности.
Таким образом, в детском развитии имеют место периоды, в которые происходит освоение: • задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе формирование мотивационно-потребностной сферы; • общественно выработанных способов действий с предметами и формирование интеллектуально-познавательных и операционально -техниче ских в озможносте й. Переход от одного этапа к другому происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами, а также мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Данные переходы сопровождаются кризисами и известны в детской психологии как «кризис трех лет» и «кризис полового созревания». В обоих переходах наблюдается тенденция к самостоятельности и ряд негативных явлений, связанных с отношениями со взрослыми. Анализ взглядов отечественных психологов позволяет выделить следующие этапы онтогенетического развития: • эмбриональный, или этап внутриутробного детства, который сводится к процессу роста или созревания и реализуется за счет наследственно заложенных программ; • прижизненный, в результате рождения ребенок вступает в активные взаимоотношения с окружающей средой, что влияет на его психические процессы. Здесь выделяют периоды: младенчество, раннее и дошкольное детство, младший школьный, подростковый, юношеский и взрослый возрасты. Каждый период жизни по-своему уникален, его повторение невозможно. Сформированные личностные подструктуры и качества очень трудно изменить. Это требует немалой ответственности от людей, занимающихся вопросами образования и воспитания. В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности способствует обеспечению ее всестороннего развития. Выводы 1. Личность — это человек в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и социальную ценность. 2. В психологической структуре личности принято выделять: направленность, способности, темперамент, характер и самосознание. 3. Самосознание личности — это способность выделить себя из окружающей среды, определить отношение к ней и к самой себе. 4. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. 5. В зарубежной психологии распространение в изучении личности получили следующие теории: биогенетическая (ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма), социогенетическая (объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой), психогенетическая (не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов). 6. В отечественной психологии изучение личности опирается на культурно-историческую концепцию J1. С. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева. 7. Индивид в своем развитии испытывает потребность быть личностью. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |