Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эпигенетическая теория психосоциального развития личности (Э. Эриксон)




В последние десятилетия усиливается тенденция к интегри­рованному, целостному рассмотрению личности с позиций раз­ных теорий и подходов. Один из таких подходов принадлежит американскому психологу Э. Эриксону. Основные положения его учения:

1) человек на протяжении жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества;

2) процесс прохождения этих стадий регулируется в соответ­ствии с эпигенетическим принципом созревания;

3) эпигенетический принцип означает, что личность развива­ется, переходя от одной ступени к другой по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста;

4) жизнь человека включает восемь психосоциальных кризи­сов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность после­дующего совершенствования личности (табл. 5).

Таблица 5. Стадии развития личности по Э. Эриксоиу

Стадии Нормальная линия развития Аномальная линия развития
1. Раинее младенчество (до 1 года) Доверие к людям формирует­ся с удовлетворением основ­ных потребностей ребенка, в общении, любви родителей Подозрительность как ре­зультат плохого обращения, отлучение ребенка от груди, эмоциональная изоляция
2. Позднее младенчество (от 1 до 3 лет) Автономия формируется с приобретением ребенком са­мостоятельных навыков, в том числе навыка контроли­ровать естественные отправ­ления Несамостоятельность, сомне­ния в себе и гипертрофиро­ванное чувство стыда возни­кают у ребенка, если он ощущает неприспособлен­ность, сомневается в своих способностях
3. Раннее детство (от 3 до 5 лет) Инициативность проявляет» любознательности, активно­сти в изучении окружающего мира, подражании взрослым, появлении первых элементов полового поведения Бокорность формируется при переживании ребенком повторных неудач, гиперопе­ки со стороны взрослых, по­давлении инициативы и т. п.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие — ребенок учит­ся работать, готовясь к вы­полнению будущих услож­няющихся задач, при этом развивается вкус к работе Чувство неполноценности — слабо развитые трудовые на­выки, избегание сложных за­даний, соревнований с дру­гими детьми развивает чув­ство неполноценности
5. Подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет) Идентификация — усвоение образцов поведения значи­мых для подростка людей. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление ми­ровоззрения, жизненное са­моопределение Спутанность ролей — неспо­собность к идентификации или связанные с ней трудно­сти могут привести к пута­нице ролей, которые подрос­ток играет в аффективной, социальной и профессио­нальной сферах

 

Окончаниетабл 5

Стадии Нормальная линия развития Аномальная линия развития 1
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Опыт близких отношений приобретается в поиске бли­зости с любимым человеком, вместе с которым ему пред­стоит совершить цикл «рабо­та — рождение детей — от­дых» Изоляция от людей связана с j избеганием интимных близ­ких отношений либо нераз­борчивые беспорядочные связи, что приводит к замы­канию на самом себе
7. Средняя взрослость (от 45 до 60 лет) Генеративность характеризу­ется развитием чувства со­хранения рода, интересом к последующему поколению и его воспитанию Застой — состояние псевдо­близости обрекает супругов на существование для самих себя, приводит к оскудению межличностных отношений
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Удовлетворенность прожитой жизнью Отчаяние

 

Проблема онтогенетического развития в рамках современной отечественной психологии основывается на том, что организм всегда находится в известных активных отношениях со средой.

Развитие личности в концепции JI. С.Выготского

JI. С. Выготский выдвинул положение о том, что общение ребенка со взрослыми является основной движущей силой пси­хического развития и что все психическое развитие может быть понято как формирование известных функциональных новооб­разований, отличающих одну стадию развития в онтогенезе от другой, формируемых в общении ребенка с окружающим миром. Он выделяет пять этапов в развитии личности.

1. У новорожденного отсутствует самое примитивное «Я», то есть личность и отношение к другим. Первый год жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о кото­рой мы так же ничего не помним, как о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности.

2. Следующая стадия характеризуется двумя основными пе­ременами: овладение ребенком вертикальной походкой (приспо­собление к пространству, расширение власти над вещами) и ре­чью, что приводит к перестройке всех особенностей детского


мышления, памяти и других высших функций. Понятие «Я» раз­вивается у ребенка вместе с понятием о других.

3. Следующей стадией в психическом развитии ребенка яв­ляется возраст игры (ребенок легко может быть другим, как и самим собой), однако у него еще нет дифференциации собствен­ной игры и деятельности взрослого.

4. Ребенок школьного возраста более социализирован и ин­дивидуализирован. Только к 12 годам он преодолевает эгоцен­трическую логику и переходит к овладению мыслительными опе­рациями.

5. В подростковом возрасте, связанном с половым созрева­нием, совершаются две крупнейшие перемены в жизни ребенка: открытие своего «Я» и оформление мировоззрения, отношения к миру.

Деятельностный подход в развитии личности (А. Н. Леонтьев)

е

Деятельность

А. Н. Леонтьев, опираясь на учения П. П. Блонского и Л. С. Выготского, делает акцент на то, что сознание, психика не только проявляются, но и формируются в деятельности, и опре­деляет следующие условия развития личности (схема 26).


Условия развития личности

Обучение и воспитание

Сферы развития личности

 

 

 

1

Мотивационно- потребностная

 

Интеллектуально- ] познавательная 1

oneрационно- техническая
           

Схема 26. Деятельностный подход в развитии личности


 

Понятие «ведущей деятельности» (Д.Б. Эльконин)


ем ребенка к действительности, определенным типом его дея­тельности (табл. 6). Личность формируется в результате деятель­ности ребенка внутри систем «ребенок — общественный взрос­лый» и «ребенок — общественный предмет». При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества и вместе с тем его интеллектуальных, познавательных и физических сил. Усвоение детьми задач, мотивов и норм отношений, существую­щих в деятельности взрослых, осуществляется через воспроизве­дение или моделирование этих отношений в их собственной деятельности, их сообществах, группах и коллективах. Таким об­разом, взрослый человек выступает перед ребенком как носитель общественно выработанных эталонов и мер, необходимых для ориентации в окружающей действительности.

Таблица 6. Периодизация психического развития в детском возрасте

Возраст Ведущая деятельность Тип деятельности
Младенчество Непосредственно-эмо- циональное общение «Ребенок — обществен­ный взрослый»
Раннее детство П редметно-ман и пуляти ная деятельность »Ребенок — обществен­ный предмет».
Дошкольный возраст Ролевая игра «Ребенок — обществен­ный взрослый»
Младший школьный возраст Учебная деятельность «Ребенок — обществен­ный предмет».
Подростковый возраст Интимно-личное общение «Ребенок — обществен­ный взрослый»
Юношеский возраст Учебно-профессиональ- ная деятельность «Ребенок — обществен­ный предмет».

 

Таким образом, в детском развитии имеют место периоды, в которые происходит освоение:

• задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе формирование мотивационно-потребностной сферы;

• общественно выработанных способов действий с предмета­ми и формирование интеллектуально-познавательных и операционально -техниче ских в озможносте й.

Переход от одного этапа к другому происходит при возник­новении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами, а также мотивами деятель­ности, на основе которых они формировались. Данные переходы сопровождаются кризисами и известны в детской психологии как «кризис трех лет» и «кризис полового созревания». В обоих переходах наблюдается тенденция к самостоятельности и ряд не­гативных явлений, связанных с отношениями со взрослыми.

Анализ взглядов отечественных психологов позволяет выде­лить следующие этапы онтогенетического развития:

• эмбриональный, или этап внутриутробного детства, кото­рый сводится к процессу роста или созревания и реализу­ется за счет наследственно заложенных программ;

• прижизненный, в результате рождения ребенок вступает в активные взаимоотношения с окружающей средой, что влияет на его психические процессы. Здесь выделяют пе­риоды: младенчество, раннее и дошкольное детство, млад­ший школьный, подростковый, юношеский и взрослый возрасты.

Каждый период жизни по-своему уникален, его повторение невозможно. Сформированные личностные подструктуры и ка­чества очень трудно изменить. Это требует немалой ответствен­ности от людей, занимающихся вопросами образования и воспи­тания. В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности способствует обеспечению ее всестороннего развития.




Выводы

1. Личность — это человек в системе его устойчивых соци­ально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и социальную ценность.

2. В психологической структуре личности принято выделять: направленность, способности, темперамент, характер и самосоз­нание.

3. Самосознание личности — это способность выделить себя из окружающей среды, определить отношение к ней и к самой себе.

4. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

5. В зарубежной психологии распространение в изучении лич­ности получили следующие теории: биогенетическая (ставит в ос­нову развития личности биологические процессы созревания ор­ганизма), социогенетическая (объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающей средой), психогенетическая (не отри­цает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдви­гает развитие собственно психических процессов).

6. В отечественной психологии изучение личности опирается на культурно-историческую концепцию J1. С. Выготского и тео­рию деятельности А. Н. Леонтьева.

7. Индивид в своем развитии испытывает потребность быть личностью. Развитие личности осуществляется в условиях со­циализации индивида и его воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 561.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...