Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Задание 1. Проанализируйте картину продуктивности (реа- лизованности, готовности использовать и развивать свои спо­собности) собственной жизни и определите свой психологиче­ский возраст. Для этого заполните таблицу 7. В колонке «воз­раст» вам необходимо определиться с конечной цифрой вашей жизни и оценить ее продуктивность по пятилеткам. В каждой пятилетке вы оцениваете по 10-балльной шкале степень вашей продуктивности (реализованное™), ставя «+» в соответствую­щей колонке. Таблицу необходимо заполнить до конца, спрог­нозировав возможности реализации своих способностей в тече­нии всей жизни.

Расчеты производят по формулам:

1. Показатель реализованное™ (продуктивности жизни):

Р = сумму баллов до настоящего времени разделить на сумму баллов всей жизни.

Таблица 7. Картина продуктивности жизни (по А. Кронику)

Возраст

Количество баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-65 66-...                    

 

2. Психологический возраст:

Н - Р умножить на продолжительность жизни (итоговая цифра в колонке «возраст»),

3. Коэффициент взрослости:

К = Н разделить на хронологический возраст (возраст по паспорту), умножить на 100 %.

Если К < 100 %, то у вас большой неизрасходованный потен­циал, вам необходимо быть более активным и решительным. Если К = 100 %, то у вас адекватная самооценка и вы рациональ­но строите свою жизнь. Если К > 100 %, то вы стремитесь успеть больше, чем это характерно для вашего возраста, чувствуете себя уставшим от жизненных забот. Вам необходимо пересмотреть свои планы и наметить новые пути реализации ваших возмож­ностей.

Задание 2. Проанализируйте, какие факторы влияют на фор­мирование вашего «образа Я» (попробуйте зафиксировать в виде схемы). Какова его роль в осуществлении регуляции поведения? Сравните реальный «образ Я» (те качества личности, которыми вы обладаете в данный момент) и идеальный «образ Я» (то, к чему вы стремитесь в идеале). Узнайте мнение родных и знако­мых об их представлении о вас в реальном и идеальном образах. Можете нарисовать эти образы либо написать личностные ха­рактеристики. Полученная информация в случае необходимости поможет скорректировать вам свое поведение.

Контрольные вопросы

1 Что такое личность?

2 Раскройте понимание психологической структуры личности

3 Расскажите о теориях личности, разработанных в зарубежной психо­логии

4 Каковы основные теоретические положения рассмотрения личности в отечественной психологии?

5 Какие этапы в становлении личности выделяет JIС Выготский?

6 Какие условия влияют на формирование личности?

Литература

1 Л смолов Л. Г. Личность как предмет психологического исследова­ния М, 1984

2 Берне р В. Я-концепция и воспитание М , 1986

3 БодалевА. А. Психология о личности М , 1988

4 Зинченко В. П., Моргунов Е Б. Человек развивающийся М , 1994

5 Леонтьев А. н Деятельность Сознание Личность М,1999

6 Петровский В. А. Личность феномен субъектности Ростов н/Д, 1993

7 Юнг к Г. Проблемы души нашего времени М , 1998


Глава 2

МОТИВАЦИЯ

1. Понятия мотивации, потребности, мотива

Причины активности человека и животных изучались еще мыслителями древности. Демокрит рассматривал нужду (потреб­ность) как основную движущую силу, которая сделала ум чело­века изощренным. Гераклит, говоря о связях побудительных сил и разума, отмечал, что «всякое желание покупается ценой пси­хеи». Злоупотребление вожделениями ведет к их ослаблению, умеренность в удовлетворении потребностей способствует разви­тию и совершенствованию интеллектуальных способностей че­ловека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Главное заключается в том, какое место они занимают в его жизни. Аристотель считал, что любое волевое движение и эмоциональное состояние, опреде­ляющие активность человека, имеют природное основание.

В зарубежной психологии проблема мотивации была рассмот­рена психологами разных школ:

• Психоанализ. 3. Фрейд считал, что в основе мотивации поведения лежит стремление удовлетворить врожденные инстинкты: инстинкт жизни (воспроизведение себе по­добных — половая потребность; поддержание жизни — физические потребности) и смерти (агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничтожение).

• Бихевиоризм. Основой активности индивида является неко­торая потребность, нужда организма, вызванная отклоне­нием физиологических параметров от оптимального уров­ня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, оно и приводит организм в состояние активности.

• Гуманистическая психология. А. Маслоу описал человека как «желающее существо», потребности которого требуют постоянного удовлетворения, стремящегося к беспрерыв­ному развитию.

В отечественной психологии человека рассматривают как дея­теля. А. Н. Леонтьев выделил два класса мотивов — неосознавае­мые и осознаваемые. К неосознаваемым мотивам относятся вле­чения, конформизм, установки. Влечения являются внутренним стимулом к совершению определенного действия и выражаются в стремлении удовлетворить недостаточно осознаваемую потреб­ность. Конформизм проявляется в том, что человек действует не­осознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, со­ответствует она или не соответствует собственной внутренней позиции. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оце­нивать и действовать по отношению к людям или объектам.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек от­дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности. Осоз­нание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых мотивов личности (схема 27).

Интересы

Для ответа на вопрос «Почему организм вообще приходит в состояние активности?» анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если ставится вопрос: на что направлена активность организма, исследуются проявле­ния мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Эмоциональные проявления познавательных потребностейчеловека


 


 







Содержание

определяется направ­ленностью интересов

материальные

профессиолнальные

познавательные

эстетические и другие

Цель:

непосредственный интерес

характер — интерес

К процессу деятельности

Устойчивость

выражается в длительности

сохранения' • устойчивые

• неустойчивые

опосредованный — интерес к результатам деятельности


 


 


Широта:

широкие — разносторонность интересов

узкие — наличие одного-двух изолированных интересов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...