Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Задание 1. В рабочей тетради студента выполните практиче­скую работу № 4 (см. приложение к разделу 3). Определите уро­вень вашего творческого потенциала, а также границы вашей любознательности, уровень развития личностных качеств (веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независи­мым), особенности зрительной и слуховой памяти, степень со­средоточенности, способность абстрагироваться.

Задание 2. Проведите в группе дискуссию, желательно к дан­ному обсуждению привлечь опытных педагогов. Вопросы для обсуждения: роль урока в развитии творческих способностей. Влияют ли типы и формы уроков на развитие интеллектуальных способностей детей? Какова готовность педагога к организации творческой деятельности детей? Каждый ли ребенок готов к творчеству? Каковы формы вовлечения детей в творческо-поис- ковую деятельность? Нужна ли оценка творческой деятельности ребенка? Нужно ли управлять творчеством?

Контрольные вопросы

1 Какова роль способностей в жизни человека?

2 Определите понятие «способности» Опишите их виды

3 Какие способности называют актуальными, какие — потенциальными?

4 Охарактеризуйте уровни способностей

5 Каковы условия формирования способностей?

6 Какова роль задатков и социально-обусловленных качеств человека в формировании способностей?

7 В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

Литература

1 Айзенк Г. Проверьте свои способности М Просвещение, 1972

2 Бодалев а а Психология о личности М, 1988

3 Буджек Т. Как создать идею СПб ,1997

4 Дружинине н Психология общих способностей П,1999

5 Лейтес н с Способности и одараренность в детские годы М ,

1984

6 Одаренные дети М , 1991

7 Теплое Б. М. Избранные труды В 2-х т М , 1985 Т 1

8 ЭфенсонВ. П. Загадка гениальности М , 1991


Глава 4

ТЕМПЕРАМЕНТ

1. Понятие темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в пятом веке до нашей эры, описал четыре типа темперамента, которые получи­ли названия: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Темперамент оказывает существенное влияние на формиро­вание характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном меж­ду организмом и личностью.

Темперамент — характеристика личности со стороны осо­бенностей динамики ее психической деятельности (интен­сивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

Свойства темперамента составляют индивидуальные особен­ности человека. Для них специфична скорость возникновения, устойчивость и сила протекания психических процессов. Это, например, относится к быстроте восприятия и мышления, ус­тойчивости внимания и чувств, интенсивности эмоций, силе воли. Особенности динамики психической деятельности распро­страняются на все психические процессы: познавательные, эмо­циональные, волевые. Они обнаруживаются также в общении, в приспособляемости к новым условиям жизни и деятельности.

Можно выделить следующие основные компоненты, опреде­ляющие темперамент:

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления ак­тивно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

Выражение общей активности у людей различно. Можно отме­тить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пас­сивность, а с другой — большая энергия, активность, страст­ность и стремительность в деятельности.

2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппа­рата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижно­сти (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчали­вости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональ­ным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвиж­ности (быстрота смены эмоциональных состояний, возникнове­ния и прекращения их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и по­ступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним ус­тойчивым признакам можно до известной степени судить о не­которых свойствах темперамента.

Нет лучших и худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента, что невоз­можно вследствие врожденной его основы, а на разумное ис­пользование в конкретной деятельности его достоинств. Темпе­рамент характеризует динамичность личности, но не раскрывает ее убеждений, взглядов, интересов, способностей. Человек любо­го типа темперамента может достичь успехов. Например, среди крупнейших писателей А. И. Герцен — сангвиник, И. А. Кры­лов — флегматик, А. С. Пушкин — холерик, Н. В. Гоголь — ме­ланхолик.

2. История становления типологии темпераментов

С древнейших времен различали четыре типа темперамента: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокой­ный), холерический (энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

В Европе в начале 20-х годов XX века получила широкую из­вестность концепция Э. Кречмерао взаимосвязи между свойст­вами темперамента и строением тела. Он описал четыре консти­туционных типа: лептосоматик — человек с высоким ростом и крупным телосложением; пикник имеет средний рост, склон­ность к полноте; атлетик — высокий или средний рост, пропор­циональное телосложение; диспластик — непропорциональное телосложение. С названными типами строения тела Кречмер со­относит три выделенных им типа темперамента, которые называ­ет: шизотимик, истомик, циклотимик. Шиз от им ик имеет астени­ческое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям на­строения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Истомик обладает ат­летическим телосложением, он спокойный, невпечатлительный человек, с невысокой гибкостью мышления, педантичен. Цикло­тимик имеет пикническое телосложение, эмоционален, реалисти­чен во взглядах, легко контактирует с людьми.

В США большую популярность приобрела в 40-х годах XX века теория У. Шелдона, который считал, что структура тела определяет темперамент. Он выделил три типа телосложения, заимствовав термины из эмбриологии:

• эндоморфный (из эндодермы образуются преимуществен­но внутренние органы), люди данного типа склонны к пол­ноте;

• мезоморфный (из мезодермы формируется мышечная ткань), для людей этого типа характерно атлетическое те­лосложение;

• эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань), для людей с таким типом характерно астеническое, то есть хрупкое телосложение, длинные конечности со сла­бой мускулатурой.

Лиц с определенным типом телосложения У.Шелдон назы­вает висцеротониками (от лат. viscera — внутренности), сомато- никами (от лат. soma — тело), церебротониками (от лат. cerebrum — мозг). Он считает, что каждый человек обладает все­ми названными группами свойств, а различия между людьми определяются конституцией тела.

И. П. Павлов считал, что физиологической основой темпера­мента является тип нервной системы (схема 31). Он характери­зуется различным соотношением силы, уравновешенности, под­вижности нервных процессов.


 

Сила процессов возбуждения и торможения зависит от рабо­тоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов — свойство, показы­вающее степень соотношения возбуждения и торможения. Нерв­ная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения, неуравновешена — при преоблада­нии одного из них.

Подвижность нервных процессов связана со скоростью реа­гирования на внешние раздражители.

Большой вклад в развитие теории темперамента в отечествен­ной психологии принадлежит Б.М. Теплову. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность пси­хических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимо­стью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (1985). Темперамент имеет два компонен­та — активность и эмоциональность. Активность характеризует степень энергичности, быстроты протекания психических про­цессов. Эмоциональность — их особенности.

Темперамент характеризует динамику психических процес­сов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В. С. Мерлин назвал «свойствами тем­перамента». К ним относятся: сензитивность, реактивность, ак­тивность, соотношение активности и реактивности, темп реак­ции, пластичность — ригидность, экстраверсия — интроверсия.

Сензитивность — повышенная чувствительность к воздейст­виям материального и социального мира. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раз­дражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек впечатлителен, эмоционально реагирует на внешние или внутренние воздействия.

Активность проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он пре­одолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выра­женности его целенаправленности, настойчивости, сосредото­ченном внимании.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реак­ций) и насколько — от цели и задач, которые он ставит перед собой, то есть насколько велик элемент случайности в его дея­тельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психиче­ских процессов — познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность—ригидность. Пластичность — это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся услови­ям жизни, деятельности; ригидность — инертность, неспособ­ность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения.

Экстраверсия—интроверсия. Эти свойства выражаются в пре имуществе обращенности личности в мир внешний (экстравер­сия) или внутренний — мир образов, мыслей, чувств (интровер­сия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замк­нутость.

Рассмотренные свойства в их сложном взаимодействии про­слеживаются в каждом типе темперамента.

Я. Стреляу в работе «Роль темперамента в психическом раз­витии» (1982) описывает основные типы темперамента с учетом склонности к определенной эмоциональной реакции. Согласно его исследованиям:

• человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) склонен к реакциям страха,

• холерик — к гневу и ярости,

• сангвиник — к положительным эмоциям,

• флегматик — не склонен к бурному выражению эмоций.

3. Характеристика типов темперамента

Сангвинический темперамент. Люди этого темперамента отли­чаются повышенной реактивностью и активностью при их урав­новешенности. Они живо откликаются на каждое событие, впе­чатлительны. Эмоции и чувства возникают и сменяются у них быстро. Поэтому плохое настроение им не свойственно, если оно возникает, то без труда вытесняется мажорной гаммой пережива­ний. Они энергичны, горячо берутся за новое дело, но быстро остывают, могут не довести его до конца. Реактивность и актив­ность у них сбалансированы, поэтому их легко организовать, они без труда сдерживают свои реакции и чувства. Поведение сангви­ников пластично. Они легко приспосабливаются к любой новой обстановке и новым требованиям, быстро переключают внима­ние, без трудностей сходятся с людьми, первыми завязывают дружбу. Легко осваивают и переделывают навыки. У сангвиников высокий темп реакции. Он проявляется в общей подвижности, в речи, в быстроте ориентировки, сообразительности, гибкости ума. Движения сангвиника быстрые и плавные, речь — громкая, быстрая, отчетливая, интонации разнообразные, сопровождают­ся мимикой и жестами. Сангвиники — экстраверты. Они общи­тельны, любят компании, их часто называют «душой общества». У них пониженная сензитивность, низкая чувствительность, вы­сокие пороги ощущений.

Холерический темперамент. Людям холерического темпера­мента свойственны высокая реактивность и активность. Чувства возникают у них так же быстро, как и у сангвиника, но отлича­ются высокой интенсивностью и устойчивостью. Внешнее вы­ражение чувства отчетливое. Холерики активны, могут трудить­ся без устали, энергично. Однако реактивность у них преоблада­ет над активностью. Поэтому холерики нервны, необузданны, несдержанны, вспыльчивы, порывисты. Со всей страстностью отдаются делу, преодолевая различные препятствия. Они склон­ны к аффектам, сменам настроения, резки в общении с людь­ми. Им свойствен быстрый темп психических реакций. Говорят они быстро, сообразительны, моментально понимают суть во­проса и находят решение, движения резкие, стремительные. Хо­лерики менее пластичны, более ригидны, чем сангвиники. От­сюда большая устойчивость стремлений и интересов, более вы­ражено привыкание к определенным условиям. Холерики — экстраверты.

Флегматический темперамент. Человек флегматического тем­перамента отличается малой реактивностью. Только очень силь­ные впечатления могут вывести его из равновесия, заставить проявить свои переживания. У флегматиков чувства возникают медленно, сохраняются длительно, аффектов не бывает, мимика и жесты однообразны, невыразительны. По выражению И. П. Павлова, флегматик — «упорный труженик жизни», энер­гичен, может успешно выполнять работу, требующую большого монотонного напряжения; высокая активность преобладает над слабой реактивностью. Представители этого типа темперамента терпеливы, выдержанны, легко сдерживают порывы, не тратят напрасно силы, доводят дело до конца. Они ригидные, к новой обстановке приспосабливаются с трудом, ценят привычный об­раз жизни, привычную работу и круг общения, с трудом могут их изменить, внимание с одной деятельности на другую пере­ключают с трудом. Затруднена у них и переделка навыков. Темп реакций замедленный, движения медлительные, речь однообраз­ная, не быстрая. Флегматики — интроверты. На внешние впе­чатления они реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей и переживаний. С новыми людьми сходятся с трудом, не любят компаний, не стремятся быть в центре внимания.

Меланхолический темперамент. Люди меланхолического темпе­рамента высокочувствительны, потому легкоранимы, обидчивы, иногда слезливы. Для них характерна малая реактивность, медлен­ное возникновение чувств, но в то же время большая их глубина, и это накладывает отпечаток на весь склад их личности. Настроения у них устойчивы, но часто носят астенический характер. У мелан­холиков пониженная активность. Они не умеют и не любят рабо­тать быстро, без отдыха; легко устают, не любят новой работы, не­уверены в себе, трудности их пугают. При этом у них опускаются руки, снижается энергия. Темп психических процессов и движения у них замедленные, речь тихая, не быстрая, мимика слабая, невы­разительная. Меланхолики ригидные и интровертированные, замк­нутые, необщительные. Они смущаются при знакомстве с новыми людьми, иногда теряются при общении с ними, склонны уходить в себя, обращаться к миру собственных мыслей, образов, чувств. В привычной обстановке они могут быть очень контактными, от­личаются тактичностью, считаются с чувствами других людей.

4. Проявление темперамента в деятельности

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятель­ности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек вла­дел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в инди­видуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилуч­шие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуще­ствляется в процессе обучения и воспитания. При этом необхо­дима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

1) определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;

2) нахождение совокупности сильных и слабых сторон;

3) создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;

4) упражнение в совершенствовании сильных свойств и воз­можной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельно­сти. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортив­ные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно зани­маются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выпол­няют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навы­ков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражне­ния, если что-то неясно в содержании или технике, они склон­ны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, завися­щие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в со­стоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой

лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабиль­ные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у хо­лериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наиболь­шее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наи­менее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «силь­ных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожден­ных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его осо­бенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе мето­дической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотон­ной работе источники разнообразия и творческие элементы, хо­лерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого пере­ключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуве­ренность в себе. Учет темперамента необходим при выборе сти­ля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). По­рицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуве­ренности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно на­стаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологиче­ских качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному

темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. JI. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты ... зави­дуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Выводы

1. Темперамент — характеристика личности со стороны осо­бенностей динамики ее психической деятельности (интенсивно­сти, темпа, ритма, скорости психических процессов).

2. Темперамент — это врожденное свойство человека.

3. С древнейших времен различали четыре типа темперамен­та: сангвинический, флегматический, холерический, меланхоли­ческий.

4. По учению И. П. Павлова, физиологической основой тем­перамента является тип высшей нервной деятельности. Он ха­рактеризуется различным соотношением трех свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности нервных про­цессов (возбуждения и торможения).

5. К свойствами темперамента относятся: сензитивность, ре­активность, активность и их соотношение, темп реакции, пла­стичность — ригидность, экстраверсия — интроверсия.

6. Индивидуальный стиль деятельности — это целесообраз­ная, соответствующая особенностям темперамента система спо­собов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...