Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. На рис. 16 изображены различные эмоциональные состояния, попробуйте их определить. Правильность ответов проверьте в приложении.
Задание 2. Передай эмоцию. Это упражнение следует проделать в группе. Участники стоят в кругу с закрытыми глазами. Одного из участников просят передать эмоциональное состояние (например, сожаление). Он показывает выражение данной эмоции одному из участников, этот участник следующему, и так по цепочке передача выражения эмоции переходит от одного к другому. Обсудить, почем} изменился оттенок восприятия выражения эмоции. Задание 3. Условно разделиться на две группы. Первая группа вспоминает состояние перед экзаменом, вторая — состояния радости и любви. Группы не знают про задание партнеров. Они взаимодействуют между собой на невербальном уровне, передавая состояние друг друга. Обсудить, что изменилось в результате данного взаимодействия. Контрольные вопросы 1 Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства» 2 Назовите основные функции эмоций и чувств 3 Назовите основные виды эмоций, охарактеризуйте их 4 Опишите высшие чувства человека 5 Какова роль эмоций в регуляции поведения человека? 6 Какие чувства и в каком возрасте необходимо воспитывать у человека? Литература 1 Вилюнас в к Психология эмоциональных СОСТОЯНИЙ М,1976 2 Изард к е Эмоции человека СПб , 2000 5 Маклаков А 1 Общая психология СПб , 2002 4 Рогов е и Азбука психологии Эмоции и воля М,2000 5 Рубинштейн С Л Основы общей психологии СПб , 1999 Часть 3 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Личность - это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. А. Н. Леонтьев Глава 1 ЛИЧНОСТЬ 1. Общее понятие о личности Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, экономистов, педагогов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности — это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией. Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт, предприятие и т. п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям. Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В. Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них. К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 23).
В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Направленность личности. К ней относится система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит. Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его. Направленность — ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению. Сферы проявления направленности: • бытовая — материальные устремления, культурные и эстетические потребности; • профессиональная — стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии; • психологическая — идейность, патриотичность, политическая зрелость и т. п. Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее. Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологические особенности темперамента и характера нами будут рассмотрены в следующих главах. Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 24).
Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат — система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания — самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности. Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схематична, поэтому представляется целесообразным привести точку зрения одного из современных отечественных психологов — В. В. Сталина, что «единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы плюс самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл Я, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, конфликт его мотивов и видов деятельности. Это столкновение осуществляется посредством поступков, которые являются пусковым моментом формирования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Следовательно, единица самосознания (конфликтный смысл Я) — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа». Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности — одна из важнейших задач психологической науки. 2. Понятие «Я-образ» и проблема формирования самооценки Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотива- ционных установок. «Я-образ» — это представление личности о самой себе. Он — не статическое, а динамичное образование личности, может возникать как представление о себе в момент самого переживания — как «Я-реальное». Это «Я» все время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» человека, желаемым образом, соответствующим социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще существование фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя через призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» одновременно уживаются в человеке. Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к «ядру» личности, самооценка — важный регулятор ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооценки проиллюстрируем примером из притчи. Шел как-то Лев и повстречал зайца. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величество h> Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев повстречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя. А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с которым обычно избегал общения, но сегодня Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей ?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог. А потом Лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона размерами и стой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя ?Ь> В сознании каждого из нас формируется определенное представление о самих себе. Это представление мы получаем, сравнивая себя с другими людьми. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш собеседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так, как с тем партнером, которого считаем равным. При этом основанием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительности. Слишком значительное несоответствие между нашим представлением о самих себе и действительностью вредит взаимодействию с другими людьми. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Стремление к достижению высокой самооценки может реализо- вываться двумя способами: повышением притязания, чтобы испытать максимальный успех или понижением притязаний, чтобы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой положительные цели, активно включаются в деятельность, выбирают средства и способы, чтобы кратчайшим путем их достигнуть. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудач. Для них характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достижения успеха, уход от критики. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что личность начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего ее поведение становится неадекватным. Уровень адекватности самооценки получает объективное выражение в том, как личность оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и ее место в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность. «Я-концепция» — результат самопознания, воплощенного в целостном представлении личности о самой себе. Самопознание строго индивидуализировано. «Я-концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Факторы, влияющие на «Я-концепцию»: осознание личностью восприятия ее другими (родителями, сверстниками); самоанализ (анализ личностных достоинств и недостатков); социальные ценности, ожидания, идеалы личности; опыт ее социального поведения; внешние данные, ощущение силы и здоровья. «Я-концепция» может выполнять функции самообвинения и самопоошрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих — он доволен собой и ему не требуется поддержки других. «Я-концепция» может иметь и самообвинительные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуации с тем, чтобы сохранить прежний образ. Содержание «Я-концепция» формируется под воздействием различных социальных влияний. Особенно важны для личности контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют ее представления о самой себе. На первых порах практически любые контакты оказывают на нее формирующее воздействие, при этом с момента своего зарождения «Я-концепция» сама активно участвует в интерпретации личностного опыта. Таким образом, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий. 3. Основные подходы к изучению личности В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории (схема 25), а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая. Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Креймером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физической конституцией. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведе-
ние личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и другие) Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Когнитивный подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы. Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию JT.C. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева. Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое». Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Личность — относительно поздний продукт общественно-ис- торического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности — это становление единой системы личностных смыслов. Личность как субъект межличностных отношений рассматривается в единстве трех сторон: 1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивид- ных ее качеств: индивидуальности, мотивов, направленности (Л. И. Божович), структуры характера, особенностей темперамента, способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин); 2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного ее участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное (В. А. Петровский); 3) как «идеальная представленность» личности в жизнедея тельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потреб- ностной сфер личности других людей (В. А. Петровский). Современная психология считает, что личность биосоциальна. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации. Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулирует участие личности в деятельности. Таким образом, личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты. 4. Развитие личности Психическое развитие является общепсихологической категорией. Данное понятие имеет две подсистемы: развитие психики в филогенезе (развитие различных форм психического отражения в эволюционном процессе) и онтогенезе (развитие форм психического отражения личности, которые определяют формирование ее сознания и деятельности). Психическое развитие человека в рамках онтогенеза (от рождения до смерти) разработано в ряде теоретических концепций. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |