Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Задание 1. На рис. 16 изображены различные эмоциональные состояния, попробуйте их определить. Правильность ответов проверьте в приложении.

Рис. 16


 

Задание 2. Передай эмоцию. Это упражнение следует проде­лать в группе. Участники стоят в кругу с закрытыми глазами. Од­ного из участников просят передать эмоциональное состояние (например, сожаление). Он показывает выражение данной эмо­ции одному из участников, этот участник следующему, и так по цепочке передача выражения эмоции переходит от одного к дру­гому. Обсудить, почем} изменился оттенок восприятия выраже­ния эмоции.

Задание 3. Условно разделиться на две группы. Первая груп­па вспоминает состояние перед экзаменом, вторая — состояния радости и любви. Группы не знают про задание партнеров. Они взаимодействуют между собой на невербальном уровне, переда­вая состояние друг друга. Обсудить, что изменилось в результате данного взаимодействия.


Контрольные вопросы

1 Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»

2 Назовите основные функции эмоций и чувств

3 Назовите основные виды эмоций, охарактеризуйте их

4 Опишите высшие чувства человека

5 Какова роль эмоций в регуляции поведения человека?

6 Какие чувства и в каком возрасте необходимо воспитывать у чело­века?

Литература

1 Вилюнас в к Психология эмоциональных СОСТОЯНИЙ М,1976

2 Изард к е Эмоции человека СПб , 2000

5 Маклаков А 1 Общая психология СПб , 2002

4 Рогов е и Азбука психологии Эмоции и воля М,2000

5 Рубинштейн С Л Основы общей психологии СПб , 1999

Часть 3

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Личность - это то, что человек дела­ет из себя, утверждая свою человече­скую жизнь.

А. Н. Леонтьев


Глава 1 ЛИЧНОСТЬ

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, экономистов, пе­дагогов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не ис­ключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее на­учное понимание личности — это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу лично­стных характеристик не принято относить особенности челове­ка, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные по­ступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных обществен­но-исторических условий. Будучи от рождения наделенным со­ответствующими биологическими предпосылками, человек ста­новится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности боль­шое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятель­ность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, ин­ститут, предприятие и т. п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют форми­рование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые оп­ределяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется ин­дивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В. Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с дру­гими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается дея­тельность (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой разви­ваются познавательные процессы, чувства и воля, черты харак­тера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относи­тельно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как це­лостного образования. В современной психологии имеется не­сколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 23).

Схема 23. Структура личности в представлении отечественных психологов


 

В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относится система убежде­ний, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть оп­ределяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собст­венной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие зада­чи он перед собой ставит.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность — ведущее свойство личности, которое

определяется мировоззрением, системой потребностей и

мотивов; выражена в жизненных целях, в активной дея­тельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

• бытовая — материальные устремления, культурные и эсте­тические потребности;

• профессиональная — стремление достичь профессиональ­ных высот, привязанность к избранной профессии;

• психологическая — идейность, патриотичность, политиче­ская зрелость и т. п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида дея­тельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьют­ся задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности пока­зывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого ве­ликолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки оп­ределенных способностей. Знание их позволяет понять, кем мо­жет стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зави­сит от биологических свойств, основой его являются врожден­ные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с други­ми и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевы­вать, маскировать его природные особенности. Проявления тем­перамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологиче­ские особенности темперамента и характера нами будут рассмот­рены в следующих главах.

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отноше­ние к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 24).

Схема 24. Структура самосознания


 

Когнитивным компонентом самосознания является самопо­знание и как результат — система знаний о себе, своих возмож­ностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания — само­отношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когни­тивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, дей­ствий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегу­ляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соот­ветственно требованиям общества, условиям конкретной дея­тельности. Система сознательной саморегуляции целиком соци­альна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схе­матична, поэтому представляется целесообразным привести точ­ку зрения одного из современных отечественных психологов — В. В. Сталина, что «единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме, и не образы плюс самооценки. Единицей самосознания личности является конфликтный смысл Я, отра­жающий столкновение различных жизненных отношений субъ­екта, конфликт его мотивов и видов деятельности. Это столкно­вение осуществляется посредством поступков, которые являются пусковым моментом формирования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл Я запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Следовательно, единица самосознания (конфликтный смысл Я) — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа».

Формирование личности представляет собой целенаправлен­ный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углуб­ленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности — одна из важнейших задач психологической науки.

2. Понятие «Я-образ» и проблема формирования самооценки

Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведе­ние, исходя из понимания своих ценностей, идеалов и мотива- ционных установок.

«Я-образ» — это представление личности о самой себе. Он — не статическое, а динамичное образование личности, может воз­никать как представление о себе в момент самого пережива­ния — как «Я-реальное». Это «Я» все время меняется, напри­мер «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена

и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» яв­ляется идеальным «Я» человека, желаемым образом, соответст­вующим социальным нормам и ожиданиям окружающих. Воз­можно еще существование фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя через призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» одновременно уживаются в человеке. Степень правильности образа «Я» выяс­няется при изучении одного из важнейших его аспектов — само­оценки личности.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, качеств и места среди других людей. Относясь к «ядру» личности, самооценка — важный регулятор ее поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его кри­тичность, требовательность к себе, отношение к успехам и не­удачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получа­ем оценку от окружающих нас людей. Формирование самооцен­ки проиллюстрируем примером из притчи.

Шел как-то Лев и повстречал зайца. «Кто Царь зверей?» — взревел Лев. Зайчишка, оцепенев от страха, пропищал: «Вы, Ваше Величество h> Лев благодушно отпустил зайца. Потом Лев по­встречал газель, и снова своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ожидал. Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец он встретил носорога, с ко­торым обычно избегал общения, но сегодня Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей ?» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, но сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», — ответил носорог.

А потом Лев встретил слона. С точки зрения Льва, он превосхо­дил слона размерами и стой. А потому он грозно взревел, повторяя все тот же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и вогнал Льва по горло в песок, после чего продолжил свой путь. Лев, отчаянно пытаясь выкараб­каться из песка, крикнул вслед слону: «И спросить уже нельзя ?Ь>

В сознании каждого из нас формируется определенное пред­ставление о самих себе. Это представление мы получаем, срав­нивая себя с другими людьми. В своих действиях мы исходим из этого представления о самих себе. Если мы считаем, что наш со­беседник намного превосходит нас, то будем вести себя не так,

как с тем партнером, которого считаем равным. При этом осно­ванием для наших действий служит наша оценка, а не реальное положение дела. Ведь для нас собственная оценка той или иной ситуации и есть наша реальность. Наше представление о самих себе, наша самооценка могут не соответствовать действительно­сти. Слишком значительное несоответствие между нашим пред­ставлением о самих себе и действительностью вредит взаимодей­ствию с другими людьми.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Стремление к достижению высокой самооценки может реализо- вываться двумя способами: повышением притязания, чтобы ис­пытать максимальный успех или понижением притязаний, что­бы избежать неудачи. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху и тех, кто старается избегать неудач, существенно разли­чается. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой по­ложительные цели, активно включаются в деятельность, выбира­ют средства и способы, чтобы кратчайшим путем их достигнуть. Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудач. Для них характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достижения успеха, уход от критики. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что личность начинает неправильно себя оцени­вать, вследствие чего ее поведение становится неадекватным. Уровень адекватности самооценки получает объективное выра­жение в том, как личность оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

В работах отечественных психологов показано влияние само­оценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и ее место в системе межличностных отношений, определены приемы фор­мирования адекватной самооценки, а в случае деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

«Я-концепция» — результат самопознания, воплощенного в целостном представлении личности о самой себе. Самопознание строго индивидуализировано. «Я-концепция» играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Факторы, влияю­щие на «Я-концепцию»: осознание личностью восприятия ее другими (родителями, сверстниками); самоанализ (анализ лич­ностных достоинств и недостатков); социальные ценности, ожи­дания, идеалы личности; опыт ее социального поведения; внеш­ние данные, ощущение силы и здоровья.

«Я-концепция» может выполнять функции самообвинения и самопоошрения. Когда поведение человека согласуется с его «Я-образом», он часто может обойтись и без одобрения со сто­роны окружающих — он доволен собой и ему не требуется под­держки других. «Я-концепция» может иметь и самообвинитель­ные тенденции. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия по исправлению ситуа­ции с тем, чтобы сохранить прежний образ.

Содержание «Я-концепция» формируется под воздействием различных социальных влияний. Особенно важны для личности контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и опре­деляют ее представления о самой себе. На первых порах практи­чески любые контакты оказывают на нее формирующее воздей­ствие, при этом с момента своего зарождения «Я-концепция» сама активно участвует в интерпретации личностного опыта. Та­ким образом, «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности лично­сти, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий.

3. Основные подходы к изучению личности

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории (схема 25), а именно: биогене­тическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно кото­рому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разрабо­танных в XX веке Э. Креймером (1925), У. Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физиче­ской конституцией. Особенно ярко биологизм выступает в трак­товке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведе-


Схема 25. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии


 

ние личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в общест­ве, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающей средой. Так, согласно теории социали­зации, человек, рождаясь биологической особью, становится лич­ностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окруже­нием, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество пред­лагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают от­печаток на характер поведения личности, ее отношения с други­ми людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биоло­гии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собствен­но психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным обра­зом через эмоции, влечения и другие внерациональные компонен­ты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и другие)

Концепции, отдающие предпочтение развитию познаватель­ных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Когнитивный подход стремится показать, что форми­рование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними.

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие лич­ности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к само­выражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы.

Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию JT.C. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева.

Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культур­но-исторического развития человечества: «Личность есть поня­тие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурно­го развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обуслов­лено тем, что индивид в совместной деятельности с другими из­меняет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Личность — относительно поздний продукт общественно-ис- торического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отно­шений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятель­ности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности — это становление единой системы лич­ностных смыслов.

Личность как субъект межличностных отношений рассмат­ривается в единстве трех сторон:

1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивид- ных ее качеств: индивидуальности, мотивов, направленности (Л. И. Божович), структуры характера, особенностей темперамен­та, способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин);

2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного ее участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное высту­пает как групповое, групповое как личностное (В. А. Петровский);

3) как «идеальная представленность» личности в жизнедея тельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смы­словых преобразований интеллектуальной и аффективно-потреб- ностной сфер личности других людей (В. А. Петровский).

Современная психология считает, что личность биосоциаль­на. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации. Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулиру­ет участие личности в деятельности. Таким образом, личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимо­действия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты.

4. Развитие личности

Психическое развитие является общепсихологической кате­горией. Данное понятие имеет две подсистемы: развитие психи­ки в филогенезе (развитие различных форм психического отра­жения в эволюционном процессе) и онтогенезе (развитие форм психического отражения личности, которые определяют форми­рование ее сознания и деятельности). Психическое развитие че­ловека в рамках онтогенеза (от рождения до смерти) разработано в ряде теоретических концепций.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...