Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть 2. Психические процессы
Рациональные приемы запоминания: 1. Осмысливание, то есть мыслительная обработка материалов или смысловая группировка предполагает: • выделение микротем; • выделение главной мысли в каждой подтеме; • составление плана; • понимание связи между темами. 2. Сравнение при запоминании конкретного образного материала, выявляющее сходство и различие в явлениях. 3. Классификация, систематизация и обобщение материала. 4. Организация процесса заучивания. Информация, поступающая в мозг человека, лучше запоминается, если установлена связь между событиями. Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смысл}7, тоже запоминаются надолго. Например: Луна-масло, можно представить самое невероятное — кусок масла на Луне. Дозы заучивания информации не могут быть увеличены до бесконечности, существуют определенные индивидуальные пределы этих доз. Исследователи из университета американского города Беркли пришли к выводу, что процесс запоминания идет гораздо эффективнее лежа. А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, в ней был только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школ}7 «гудящий улей». В этом «гудящем улье» Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь — он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. «Он надоел мне ужасно, — говорил его компаньон. — Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-пер- вых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». Его память была необыкновенно цепкой».
Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его выступления. Вот что он рассказал: «Тридцать лет назад я каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер я держал перед собой листок с записями, чтобы не сбиться. Записи Каирский университет аль-Азхар — один из крупнейших в мире. Это мусульманское учебное заведение, имеющее 21 тысячу студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется знание наизусть Корана. Как арабские студенты умудрялись совершать подобные подвиги, кажущиеся невероятным? Посредством повторения. Вы можете запомнить почти бесконечное количество материала, если будете достаточно часто повторять его. Повторяйте сведения, которые вы хотите запомнить, пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре моменты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые используются, закрепляются в памяти. Выводы 1. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. 2. Память имеет свойства: объем, быстроту запоминания, готовность к воспроизведению, точность воспроизведения, длительность сохранения. 3. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической. 4. Классификация видов памяти: по характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную). эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности или критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память; по критерию длительности сохранения материала память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную; по характеру приобретения информации память делят на генетическую и прижизненную; по способу запоминания различают механическую и смысловую память. 5. Основные процессы памяти: запоминание (процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового Путем связывания его с ранее полученными знаниями); забывание (процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения того, что только сейчас или раннее запомнилось); сохранение (удержание в памяти некоторых сведений); узнавание (опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту); воспроизведение (вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений). 6. Индивидуальные различия касаются силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения. 7. Память — жизненно важная основополагающая способность человека, своеобразный инструмент, благодаря которому накапливается и используется жизненный опыт. Задания для самостоятельной работы 1. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 3 (см. приложение к разделу 2). В первом задании проведите опыты по изучению условий запоминания: роли ассоциаций в процессах логического и механического запоминания (опыт 1); зависимости запоминания от установки (опыт 2); влияния осмысления материала на характер запоминания (опыт 3). Во втором задании изучите индивидуальные особенности своей памяти: определите скорость запоминания при слуховом и зрительном предъявлениях метериала; определите свойства долговременной памяти. 2. Объясните следующие факты: • Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее забывается выученная для сдачи экзамена информация? • Почему ученик, хорошо выучивший стихотворение, при выступлении перед аудиторией начинает сбиваться? • Почем}7 примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше? 3. Проведите наблюдение за учебным процессом и сделайте записи, отвечая на вопросы: Какие приемы используют учителя для лучшего запоминания материала? Учитываются ли индивидуальные особенности памяти учащихся? Каким мнемическим приемам запоминания обучаются ученики на занятиях? Контрольные вопросы 1 Дайте характеристику памяти как психического явления 2 Какие вы знаете виды памяти? Опишите их 3 Охарактеризуйте основные свойства памяти 4 Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания 5 Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении? 6 Расскажите о законе забывания, открытом Г Эббингаузом Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете? 7 Расскажите об индивидуальных особенностях памяти 8 Можно ли тренировать память? Какие существуют мнемические приемы и способы? Рекомендуемая литература 1 Блонский п п Память и мышление Избр соч М,1979 2. Лазер ф Тренировка памяти М , 1979 i Лурия А р Внимание и память М, 1975 4 Лурия а р Маленькая книжка о большой памяти Ум мнемониста М, 1968 5 Рогов е и Азбука психологии психология познания М,2000 6 Рубинштейн С Л Основы общей психологии СПб Питер, 1999 7 Смирнов а а Проблемы психологии памяти М, 1975 8 Хрестоматия по общей психологии психология памяти М Изд-во МГУ, 1979 Глава 5 МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышление и его формирование Мышление является мощным средством расширения границ восприятия с помощью понятий, которые отличаются от представлений утратой модальной специфичности и большей обобщенностью. С помощью мышления человек преодолевает пространственную (может устремиться в беспредельные дали космоса и микромир) и временную ограниченность восприятия (возникает свободное мысленное перемещение от древности к будущему). Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление — познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в обобщенную схему. Например, Фалес определил высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов — он измерил ее тень в полдень. Процесс мышления характеризуется специфическими особенностями, оно имеет опосредованный характер, опирается на имеющиеся знания, исходит из живого созерцания, но не сводится к нему, отражает связи и отношения между предметами в словесной форме, связано с практической деятельностью. Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. В своем становлении мышление проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — начальная стадия формирования мышления, суждения единичны, осуществляются по аналогии. Главную роль играет память, для понимания смысла при его объяснении необходимо подкреплять речь наглядным примером. Дошкольник мыслит в направлении от частного к частном}7 (трансдукция). Это происходит из-за отсутствия у него осознания причинно-следственных связей. Он может определить связь, но не знает, что первично, а что вторично (например, ветер — от качания деревьев). Его мышление анемично: все у него одушевлено («не трогай ведро, ему больно», — говорит ребенок). Он считает, что наблюдаемые явления имеют своей причиной вмешательство человека. Трансдуктивность мышления подтверждают детские вопросы: «Зачем в каждую вишню кладут косточку? Зачем на крыше снег, там же на санках не катаются?» Ребенок ставит себя в центр ситуации и не представляет, что с другой точки зрения все выглядит иначе. Если у пятилетнего ребенка спросить: «У тебя есть брат? — Да, Петя. А у Пети? — Нет». Переход к понятийному мышлению соответствует периоду готовности к школе. Истинное понятие — обобщение по существенному признаку. Например, транспорт, обувь, одежда, человек, животное, растения и т. д. Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной деятельности. J1. С. Выготский и J1. С. Сахаров экспериментально установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей. Они использовали методику «двойной стимуляции». Испытуемому предлагалось два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На основании каждой фигуры, скрытом от испытуемого, написаны слова, указывающие признаки — размер, цвет, форму. Экспериментатор переворачивает одну из фигур и дает прочесть ребенку слово. Затем просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая фигуры. Если ребенок делает ошибку, то экспериментатор сам открывает нужную фигуру. Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с одинаковыми названиями. С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит три основные ступени: 1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначенного одним словом. 2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. 3. Образование собственно понятий. Синкретическое мышление и мышление в понятиях-ком- плексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. К мышлению, оперирующему настоящими понятиями, ребенок переходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные JI. С. Выготским и С. JI. Сахаровым, согласуются с данными, которые в своих работах по развитию интеллекта приводит Ж. Пиаже. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная ситуация)». В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии: 1.Сенсомоторный интеллект, охватывающий период жизни ребенка от рождения до двух лет. Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках. 2.Операциональное мышление, включающее его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. 3.Конкретные операции с предметами. Данная стадия характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11 — 12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. 4.Формальные операции. Эта стадия свойственна детям в возрасте 11 — 15 лет. Она характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме с логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое. Таким образом, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. 2. Типология мышления Формы мышления В психологической науке различают следующие логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие обозначается словом и отражает общие свойства предметов, отличающие их от других. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть общими (город) и единичными (Москва), конкретными (Земля) и абстрактными (Вселенная), эмпирическими (война) и теоретическими (история). Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — наименьшая единица результата логического мышления. Оно раскрывает содержание понятий. Суждения могут быть: общими (все металлы проводят электричество), частными (некоторые школьники умеют играть в шахматы), единичными (Москва — столица России). Умозаключение — вывод нового суждения (заключения) из одного или нескольких исходных суждений (посылок). Это: индукция — суждения от частного к общему, дедукция — от общего к частному, по аналогии — вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Виды мышления В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления (схема 15) по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, характер решаемых задач, степень развернутости, новизна и оригинальность.
По уровню развития выделяют мышление: наглядно-действенное — опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними; наглядно-образное —характеризуется опорой на представления и образы; словесно-логическое — осуществляется при помощи логических операций с понятиями; абстрактное — основано на выявлении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. По характеру решаемых задач различают: теоретическое мышление, основанное на теоретических рассуждениях и умозаключениях; практическое мышление, основанное на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач. По степени развернутости выделяют: дискурсивное мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия; интуитивное мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. По степени новизны и оригинальности рассматривают следующие виды мышления: репродуктивное (воспроизводящее) — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, продуктивное (творческое) — на основе творческого воображения. 2.3. Операции мышления Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ — расчленение сложного объекта на составляющие его части. Синтез позволяет в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — движение мысли от общего к частному. 2.4. Индивидуальные особенности мышления К ним относятся: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли. Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решать их своими силами. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный в начале план решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Критичность мышления — умение человека оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Быстрота мышления особенно необходима, когда требуется принимать быстрые решения. 3. Мышление и речь Речь — главное приобретение человечества. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления. Слово — символ, который позволяет оперировать различными объектами. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это использование языка в целях общения людей. Уникальная особенность каждого языка связана с историческим развитием говорящего на нем народа. Когда человек овладевает родным языком, он получает слова — понятия в готовом виде, обусловленные историческим развитием данного языка. Специфика усвоенных понятий предопределяет мировосприятие человека, способ классификации предметов, свойственный людям, владеющим данным языком. Таким образом, речь — это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь — это язык в действии. Можно выделить две основные функции речи -г- коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Речь является инструментом мышления. JI. С. Выготский внес существенный вклад в изучение проблемы взаимосвязи речи и мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что будучи лишенным значения, оно не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление. Речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь как средство общения возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление животных. Но дальнейшее развитее мышления и речи осуществлялось в тесной взаимосвязи, которая на разных этапах выступала в различных формах. В филогенезе развитие речи происходило в несколько этапов. 11а ранних его ступенях, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить их потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований. Поэтому на данном этапе развития речь всегда была включена в практическую деятельность. Такая речь называется сим- праксической. С усложнением языка мышление освобождается от своей непосредственной слитности с действием и приобретает характер внутренней, идеальной деятельности. Такой вид речи получил название внутренней. Итак, речь и мышление составляют сложное единство. Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Таким образом, человеческая речь — продукт общественно-исторического развития. В онтогенезе речь формируется в процессе ее интериоризации. Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. 1. Период, предшествующий словесной речи (до конца первого года жизни). 2. Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. К двухлетнему возрасту словарь малышей нередко насчитывает до 100 слов. В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей — они начинают использовать соединение слов, появляются предложения, состоящие из двух слов, грамматически еще не оформленные. 3. Развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период длится от трех до шести лет. 4. Овладение ребенком письменной речью и систематическое обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений, то есть развивается прагматический аспект его языка. Чрезвычайно важно то, что дети научились читать, понимать, а позднее и давать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения к широкому кругу знаний, представленных в книгах, то есть по сути — ко всей человеческой культуре. 4. Способы активизации мышления Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности. Психологи высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого, повысить коэффициент его полезного действия. Немецкими психологами был проведен эксперимент. Группу четырехлетних детей разбили на две равные подгруппы: с одной занятия проводились обычным образом, в другой подгруппе детей учили «мыслить вслух». Через некоторое время детям предложили решить одинаковые задачи. Подгруппа «мыслящих вслух» быстрее справилась с заданиями, проявила большую сообразительность и умение правильно формулировать свои мысли. В результате мыслительной деятельности посредством ее операций в окружающей нас действительности выделяются отношения различного уровня сложности. Обобщенно решение мыслительных задач может быть представлено в виде схемы (схема 16). Скорость синтеза операций, адекватной данной задаче, определяет сообразительность.
Психологи дают следующие советы для развития мышления: 1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. 2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышление — это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными. 3. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам: «Почему?» и «Как?». Учитесь задавать вопросы и искать на них ответы. 4. Мышление активизируется тогда, когда готовые, стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результа- га. Способность замечать в предмете или явлении различные стороны, сравнивать их между собой — необходимое свойство мышления. 5. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаете сами. 6. Активизация мыслительного процесса включает: постановку цели, максимальную мотивацию, использование понятийного мышления, снижение критичности при оценке результата. В лаборатории у Э. Резерфорда ученики работали иногда над безнадежной проблемой, но собственной, а он их подбадривал. Главное, считал Резерфорд, научить самостоятельно мыслить. В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии: • соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения, глубокой увлеченности проблемой; • чувства удовлетворенности от успешного решения предыдущих задач, усиливающего интеллектуальные способности, при наличии веры в возможность решения проблемы; • высокой информированности в проблеме, накопленного опыта, разнопланового характера знаний, позволяющего находить различные подходы к решению; • высокой ассоциативной деятельности мозга (во сне, при эмоционально-положительной стимуляции); • логического обоснования найденной идеи решения, доказательства его правильности; • психологических усилий для обнаружения некоторого нового способа решения, пропорциональных стремлению использовать этот способ как можно чаще на практике. Выводы 1.Мышление — познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. 2.Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: имеет опосредованный характер; опирается на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; отражает связи и отношения между предметами в словесной форме; связано с практической деятельностью. 3. Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. 4. Логическими формами мышления являются: понятия, суждения, умозаключения. 5. В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное); характер решаемых задач (теоретическое и практическое мышление); степень развернутости (дискурсивное и интуитивное), степень новизны и оригинальности (репродуктивное и продуктивное). 6. К операциям мышления относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. 7. Основные индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли. 8. Речь является инструментом мышления, это язык в действии, она — основа общения. В значении слова заключено единство речи и мышления. Задания для самостоятельной работы 1. Определите тип своего мышления, попробуйте решить эти задачи за 10 минут. Задача 1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. Книжный червь прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго. Сколько страниц он прогрыз? Задача 2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Навстречу ему из города В вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка? Задача 3. На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рис. 13. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить: а) один квадрат и четыре треугольника; б) два квадрата и четыре треугольника?
Задача 4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу? Задача 5. а) На столе горели семь свечей. Три свечи погасли. Сколько осталось? б) Человек живет на двадцатом этаже. В лифте он нажимает на цифру десять, выходит и идет пешком до двадцатого этажа. Почему? в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая могла выдержать только одного человека. Тем не менее оба переправились на другой берег. Каким образом? Если вы правильно и быстро решили задачу № 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу № 2 — логическое мышление, если задачи № 3 и № 4 — практическое мышление, задачи № 5 — творческое мышление. Правильность решения вы можете сравнить с ответами, данными в приложении. 2. Напишите небольшой сюжетный рассказ. Воспроизведите рассказ, не пользуясь текстом, при этом сделайте его звуковую запись. Проанализируйте речь по следующим показателям: содержательность (точность, ясность), насыщенность информацией, выразительность, эмоциональность, образность, правильность произнесения звуков, слов (грамотность при написании), четкость произношения, темп, громкость. Сравните уровень развития устной и письменной речи, сделайте выводы. Контрольные вопросы 1 Определите мышление и речь В чем выражается их взаимосвязь? 2 Охарактеризуйте основные типы мышления 3 Расскажите о формах и операциях мышления 4 Дайте характеристику индивидуальным особенностям мышления 5 Назовите основные функции речи 6 Охарактеризуйте основные виды речи 7 Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека? 8 Раскройте основные закономерности развития мышления речи у ребенка 9 Расскажите о способах развития мышления и активизации мыслительных действий Рекомендуемая литература 1 Б лоне кий п п Память и мышление Избр соч М, 1979 2 Выготский л с Собрание сочинений в 6 т Т 1 Вопросы теории и истории психологии М, 1982 3 Лурия а Р. Язык и мышление М , 1979 4 Рогов Е. и Азбука психологии Психология познания М, 2000 5 Рубинштейне Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999 6 Солсо Р. Л. Когнитивная психология М , 1996 7 Тихомиров о к Психология мышления М, 1984 8 Хрестоматия по общей психологии Психология мышления М Изд-во МГУ, 1981 Глава 6 ВООБРАЖЕНИЕ 1. Сущность воображения Воображение остается до сих пор загадкой для исследователей. Оно представляет собой специфическое отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей путем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может представлять себя в разных исторических эпохах, в мечтах и фантазиях моделировать будущее. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиологической основой воображения является сложная аналити- ко-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления,
О О
служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто новое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для создания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы могут не соответствовать реальности. 2. Виды воображения При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непреднамеренное) и степени активности (активное и пассивное). Условно виды воображения представлены на схеме 18.
Активное воображение связано с произвольной (преднамеренной) деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать нечто новое. К активному воображению можно отнести творческое, репродуктивное,
антиципирующее воображение, фантазии и мечты. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, при этом в образах воображения действительность творчески преобразуется. Фантазию можно рассматривать как продукт творческого воображения, обладающую огромной художественной и научно-по- знавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности. Репродуктивное воображение (воссоздающее) создает образ на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта. Например, при чтении книги мы представляем образы героев. Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способности предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Мечты — это отодвинутые во времени желания, планы, которые человек строит на будущее. Они могут носить реальный и фантастический характер. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При пассивном воображении образы могут возникать как спонтанно, помимо воли и желания человека, так и преднамеренно. Например, запах елки может напомнить о приближающемся новогоднем празднике. В данном случае возникновение спонтанного образа связано с ассоциацией, которая с помощью воображения может вызвать желаемые образы. Воображение у некоторых людей выступает и как замена действительности, такая его форма называется грезами. Они представляют собой связь фантазии с идеализируемым будущим. В грезах ярко обнаруживается зависимость фантазии от потребностей личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести к отрыву его от реальной действительности и уходу в выдуманный мир, что скажется на психическом и социальном его развитии. Так, школьник, имеющий проблемы с обучением, может придумать для себя нереальную жизнь, где ему все удается, где другие восхищаются его способностями. Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Для образов сна характерными являются: чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним — реальность), невероятная причудливость (необычность образов и связей между явлениями), очевидная связь с потребностями человека. Так, известный ученый Д. И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом. Встречаются и нарушения воображения, к ним относят галлюцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска), при различных психических заболеваниях, под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алкоголь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слуховыми (человек слышит звуки, голоса), зрительными (человек видит несуществующие в реальности образы: зеленых человечков, чертей), тактильными (человеку кажется, что по нему ползают насекомые). Фантазии больных людей возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). 3. Функции воображения, его развитие Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Значит, воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Воображение играет огромную роль в его жизни. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества — продукт воображения и творчества. Воображение имеет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит его за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций (схема 19). Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, что дает возможность пользоваться ими при решении задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него, так как формирует внутренний план действий, то есть способность выполнять в уме операции с манипуляцией образами. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний человека. Посредством образов он получает возможность управлять воспоминаниями, эмоциональным состоянием.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти. Например, с помощью искусственно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Четвертая функция состоит в планировании и программировании деятельности, преобразовании опыта для построения образов будущего. И, конечно, воображение играет существенную роль в творческом процессе. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процессах воображения. Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Ребенок не мечтает, а воплощает преобразованный образ в свою деятельность — игру (перевернутый стул—пещера, коробочка—машина). Воображение — необходимый элемент игры дошкольника. Фантазия — важное условие нормального развития личности ребенка и усвоения им общественного опыта. Мечта — новообразование подростка, позволяющего ему строить планы на будущее. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека. Воображение развивается в различных видах деятельности. Результат этого развития — создание нового, оригинального в той деятельности, в которой реализуется творческий потенциал личности. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления о вещах и событиях из его опыта, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание из этих представлений, то говорят о воображении (схема 20).
Воображение — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Оно связано со всей ее психической жизнью. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Важна роль воображения и в регуляции мотивированного поведения. Целостность личности зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре ее психической деятельности. Если у подростка и юноши главным является творческое воображение и им не свойственна пассивная мечтательность, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. 4. Воображение и творчество Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ воображения, выступают всегда в сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или как предметный продукт — создана новая машина, прибор, новый сорт растений, или идеальное содержание в виде научной монографии, романа, поэмы и т. д. Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение—преуменьшение, акцентирование, типизация. Агглютинация — прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки «на курьих ножках», русалки, Царевны-Лебедь (рис. 14). Используется агглютинация и в реальных образах, например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна, ковер-самолет, где свойство летать придается веши. Аналогия — прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши создан локатор.
Преувеличение—преуменьшение — с помощью данного приема стремятся показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце мальчи- ка-с-пальчик. Это прием, близкий к преувеличению, выявляющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах. Акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом пользуется карикатура. Она воспроизводит черты оригинала, утрируя их. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное и существенное в наглядном образе. Типизация — обобщение и эмоциональное насыщение образа. Например, Отелло — обобщенный образ ревнивца. Значение воображения особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается в создании новых образов, способных быть пластическим носителем идейного содержания; новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Соблюдение жизненной реальности не означает фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с той же достоверностью, чтобы это увидели и дру гие. Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события, а также фантастического будущего. Примером могут служить картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (рис. 15), А. А. Леонова «В космосе», А. Ретель «Богиня возмездия» и другие. Художественное творчество имеет различные проявления. Так, оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В них отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе эти отклонения должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. Не менее необходимо воображение, только в других формах, и в научном творчестве. Еще английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от функции мышления. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. Значима роль воображения в экспериментальном исследовании, поскольку, задумывая постановку опыта, экспериментатор должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов, самом его характере (нелепое или оригинальное), яркости создаваемого образа. В любом виде деятельности творческое воображение оценивается по тому, как человек может преобразовать действительность. Выводы 1. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. 2. Фантазия — важное условие нормального развития личности ребенка и усвоение им общественного опыта. Мечта — новообразование подростка, позволяющее строить ему планы на будущее. 3. Основные виды воображения: активное (связано с произвольной деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать что-то конкретное); пассивное (образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека); репродуктивное (создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта); творческое (процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей). 4. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьшение, акцентирование, типизация. Задания для самостоятельной работы 1. Используя основные приемы создания творческих образов (агглютинация, аналогия, преувеличение—преуменьшение, акцентирование, типизация), нарисуйте несуществующее животное и придумайте рассказ о нем. Выделите основные характеристики в созданном вами образе. Какие особенности вашей личности повлияли на создание именно этого образа? Можно интерпретировать созданный вами образ, используя тест «Несуществующее животное» (см. приложение). 2. Данное задание лучше выполнить в группе. Необходимо за три минуты придумать и записать как можно больше способов применения предмета (например, пустой консервной банки). Результаты оцениваются по двум показателям: беглость (1 ответ — 1 балл) и оригинальность ответов (1 ответ — 4 балла). Побеждает тот, у кого больше оригинальных ответов. Он является обладателем творческого воображения. Контрольные вопросы 1 Что такое воображение? Какие функции оно выполняет9 2 Охарактеризуйте каждый вид воображения, приведите примеры, покажите их значимость в практической деятельности человека 3 Что общего и различного в образах репродуктивного и продуктивного воображения? 4 Как связан процесс воображения с другими познавательными процессами? 5 Можно ли научить человека фантазировать? 6 Может пи у человека отсутствовать воображение? 7 Есть ли воображение у животных? 8 У кого богаче воображение — у взрослого или ребенка? Рекомендуемая литература 1 I 'одфруа Ж Что такое психология В2-хт Пер с фр М Мир, 1996 2 Выготский л С. Воображение и творчество в детском возрасте М , 1991 3 Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании М , 1979 4 Страхов и В. Психология воображения Саратов, 1971 5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии В2-хт Т 1 М,1989 Раздел 2. Эмоционально-волевые процессы Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 1. Общее представление о воле Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом, объясняя поведение человека в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Спиноза рассматривал волю, наделяя ее функцией выбора в случае конфликтов мотивов и целей. В XX веке в работах отечественных психологов К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни феномен воли связывался с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей «овладения собой», то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением. Из общей проблемы воли выделились как самостоятельные более частные проблемы: свобода воли, принятие решений, целеобразование, саморегуляция и другие. В процессе всей сознательной жизни человек ставит одну за другой цели, которые он стремится достичь, а для этого необходимо преодоление препятствий, то есть напряжение умственных, физических сил, мобилизация волевых усилий. Воля — это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, подчиненных единой функциональной задаче — сознательному и преднамеренному управлению поведением и деятельностью человека. Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовыватъ все силы для достижения поставленных целей. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых в соответствии с заранее поставленной целью. Особенностями воли, реализуемых в действиях, являются: осознанная целеустремленность, связь с мышлением (планирование) и движением (активность). Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, могут быть двух видов — внешние и внутренние. Внешние — это объективные трудности и препятствия, неожиданные условия, обстоятельства, противодействия других людей. К внутренним относятся проявления взаимоисключающих мотивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и т. п. Кроме того, препятствия и трудности различаются по силе и значимости. Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания. Все волевые действия имеют рефлекторный характер и образуются под влиянием воздействий реального мира. «Механизм волевого движения, — отмечал И. П. Павлов, — есть условный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности» . Основные функции воли: • выбор мотивов и целей; • регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной мотивации; • организация психических процессов в соответствующую систему; • мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Значение воли в жизни человека, в развитии общества трудно переоценить. Все великие свершения, исторические перестройки в общественных отношениях людей связаны с волевыми усилиями. 2. Психологическая структура волевого акта Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — постановку цели и исполнение. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена — осознание цели, планирование и исполнение. Как правило, волевое действие начинается с осознания цели действия, мысли о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Осмысленная, осознанная цель, поставленная человеком, обусловливает способ и характер его действий, поведения. Если цель неясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Волевое действие всегда осознанно. Стимулом таких действий могут служить самые различные потребности (как физиологические, так и социальные). Очень часто постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека. Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет и ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности, имеет внутренние условия для достижения конкретной цели. Если цель превышает возможности человека, то он может достичь ее только частично. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит ряд промежуточных целей и последовательно борется за их осуществление. Однако при всем значении моментов постановки цели и планирования решающим является выполнение принятого решения. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы говорим о силе воли и волевых качествах личности. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличии высокого уровня воли у данной личности, характеризует ее целеустремленность, решительность и настойчивость. На схеме 21 представлен пример осуществления волевого действия.
Основными критериями воли являются осознанность и преднамеренность действий, мобилизация сил. Воля — это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Она выражается в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании, дисциплинированности, мужестве и смелости. Целеустремленность является важнейшим свойством личности, проявляющейся в ее способности осуществлять жизненные цели. Целеустремленность тесно связана с нравственным обликом, идейными убеждениями, мировоззрением и направленностью личности. Самостоятельность — это умение определять n совершать действия, поступки без помощи других, когда личность руководствуется только своими убеждениями, взглядами, использует только свои знания и навыки. Решительность — способность своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Выдержка и самообладание — это владение собой, своими действиями, поступками, настроениями, даже при неудачах или больших удачах. Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевать трудности на пути к ее достижению. Дисциплинированность — осознанное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам. Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели. Тренировка воли выражается в систематическом выполнении трудных, подчас неинтересных, но важных и полезных действий. 3. Развитие и воспитание воли Развитие волевой регуляции у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от общего психического развития невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости могут закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. У детей школьного возраста в разные периоды отмечается изменение оценки самого себя. Для четвероклассника в основном значимо то положение, которое он занимает в семье и школе, то, чем он владеет, для пятиклассника — дружеские привязанности, семиклассникам важны характеристики жизненных планов и связанные с этим оценки своих способностей, умений, интеллекта. Восьмиклассники отмечают, прежде всего, степень самостоятельности, взрослости, для них характерны сравнения со сверстниками по типу «такой как все», «не такой как все», это дает подростку возможность выработать собственное отношение к себе, а затем подвергнуть его критической оценке. В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника, и, прежде всего, на самостоятельное, целенаправленное воспитание воли. В воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое значение имеет такт, индивидуальный подход. Основы волевого поведения должны закладываться с первых лет жизни ребенка. Но что делать, если что-то было упущено и черты волевой запущенности очевидны? Дадим некоторые рекомендации для родителей по развитию воли подростка. 1. Отказаться от всего, что не дает и не может дать желаемого результата: обвинения и упреки, бесконечные призывы к внимательности и организованности — ничего, кроме отрицательных эмоций, они не несут. 2. Спокойно обсудить вместе с подростком его трудности и наметить реальную программу совместной ежедневной работы. Именно в пору отрочества подрастающему человеку дается хороший шанс справиться с волевой невоспитанностью. Этот шанс — самовоспитание. 3. Поставить цель достаточно конкретно — значит не только указать, что вообще нужно делать, но и предусмотреть возможный объем работы и примерное время его выполнения. Программу действий необходимо соотнести с конечным результатом. Родителям важно: 1. Адекватно относиться к своему ребенку, не снижать его самооценку (снижают прежде всего гиперопека и авторитарность). 2. Предоставлять ребенку варианты выбора. Нотации заменить вопросами, ответы на которые — выход из ситуации, учет ошибок. 3. Учесть, что воспитывает среда (самим проявлять желание что-то делать) и уважение к человеку. 4. Предоставлять возможность ребенку отвечать за свои решения. 4. Воля и принятие решений в неопределенной ситуации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 587. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |