Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть 2. Психические процессы




Рациональные приемы запоминания:

1. Осмысливание, то есть мыслительная обработка материа­лов или смысловая группировка предполагает:

• выделение микротем;

• выделение главной мысли в каждой подтеме;

• составление плана;

• понимание связи между темами.

2. Сравнение при запоминании конкретного образного мате­риала, выявляющее сходство и различие в явлениях.

3. Классификация, систематизация и обобщение материала.

4. Организация процесса заучивания.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запоми­нается, если установлена связь между событиями. Ассоциатив­ные связи, даже когда они совершенно невероятны по смысл}7, тоже запоминаются надолго. Например: Луна-масло, можно представить самое невероятное — кусок масла на Луне. Дозы за­учивания информации не могут быть увеличены до бесконечно­сти, существуют определенные индивидуальные пределы этих доз. Исследователи из университета американского города Берк­ли пришли к выводу, что процесс запоминания идет гораздо эф­фективнее лежа.

А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, в ней был только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школ}7 «гудящий улей». В этом «гудящем улье» Линкольн приобрел привычку, которая сохрани­лась у него на всю жизнь — он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты. «Он надоел мне ужасно, — говорил его компаньон. — Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-пер- вых, я вижу то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». Его память была необыкновенно цепкой».

128

Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его вы­ступления. Вот что он рассказал: «Тридцать лет назад я каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер я дер­жал перед собой листок с записями, чтобы не сбиться. Записи
представляли собой первые слова абзацев, их было одиннадцать. )то было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что-либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину. Я знал их наизусть, но никак не мог запомнить их последовательность. Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! И мои страдания закончи­лись. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисун­ки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам — они остались в моей памяти».

Каирский университет аль-Азхар — один из крупнейших в мире. Это мусульманское учебное заведение, имеющее 21 тысячу студентов. На вступительном экзамене от каждого поступающего требуется знание наизусть Корана. Как арабские студенты умуд­рялись совершать подобные подвиги, кажущиеся невероятным? Посредством повторения. Вы можете запомнить почти беско­нечное количество материала, если будете достаточно часто по­вторять его. Повторяйте сведения, которые вы хотите запом­нить, пользуйтесь ими. Применяйте их. Употребляйте новое для вас слово в разговоре. Называйте нового знакомого по имени, если хотите запомнить его имя. Упоминайте в разговоре момен­ты, о которых вы хотите говорить в публичном выступлении. Сведения, которые используются, закрепляются в памяти.

Выводы

1. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

2. Память имеет свойства: объем, быстроту запоминания, го­товность к воспроизведению, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения.

3. Деятельность, направленная на запоминание и воспроиз­ведение удержанного материала, называется мнемической.

4. Классификация видов памяти: по характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную).


эмоциональную, образную и словесно-логическую; по характеру целей деятельности или критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память; по критерию длитель­ности сохранения материала память подразделяют на кратковре­менную, долговременную и оперативную; по характеру приоб­ретения информации память делят на генетическую и прижиз­ненную; по способу запоминания различают механическую и смысловую память.

5. Основные процессы памяти: запоминание (процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового Путем свя­зывания его с ранее полученными знаниями); забывание (про­цесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможно­сти воспроизведения того, что только сейчас или раннее запом­нилось); сохранение (удержание в памяти некоторых сведений); узнавание (опознание воспринимаемого объекта, который уже из­вестен по прошлому опыту); воспроизведение (вид памяти, пред­полагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта, и построение соответствующих ему представлений).

6. Индивидуальные различия касаются силы памяти, скоро­сти запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения.

7. Память — жизненно важная основополагающая способ­ность человека, своеобразный инструмент, благодаря которому накапливается и используется жизненный опыт.


Задания для самостоятельной работы

1. В рабочей тетради студента выполните практическую ра­боту № 3 (см. приложение к разделу 2). В первом задании прове­дите опыты по изучению условий запоминания: роли ассоциа­ций в процессах логического и механического запоминания (опыт 1); зависимости запоминания от установки (опыт 2); влия­ния осмысления материала на характер запоминания (опыт 3). Во втором задании изучите индивидуальные особенности своей памяти: определите скорость запоминания при слуховом и зри­тельном предъявлениях метериала; определите свойства долго­временной памяти.

2. Объясните следующие факты:

• Почему при концентрированной подготовке накануне эк­замена быстрее забывается выученная для сдачи экзамена информация?

• Почему ученик, хорошо выучивший стихотворение, при выступлении перед аудиторией начинает сбиваться?

• Почем}7 примеры, придуманные самостоятельно, запоми­наются лучше?

3. Проведите наблюдение за учебным процессом и сделайте записи, отвечая на вопросы: Какие приемы используют учителя для лучшего запоминания материала? Учитываются ли индиви­дуальные особенности памяти учащихся? Каким мнемическим приемам запоминания обучаются ученики на занятиях?

Контрольные вопросы

1 Дайте характеристику памяти как психического явления

2 Какие вы знаете виды памяти? Опишите их

3 Охарактеризуйте основные свойства памяти

4 Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания

5 Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?

6 Расскажите о законе забывания, открытом Г Эббингаузом Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забыва­ния, вы знаете?

7 Расскажите об индивидуальных особенностях памяти

8 Можно ли тренировать память? Какие существуют мнемические прие­мы и способы?

Рекомендуемая литература

1 Блонский п п Память и мышление Избр соч М,1979 2. Лазер ф Тренировка памяти М , 1979 i Лурия А р Внимание и память М, 1975

4 Лурия а р Маленькая книжка о большой памяти Ум мнемониста М, 1968

5 Рогов е и Азбука психологии психология познания М,2000

6 Рубинштейн С Л Основы общей психологии СПб Питер, 1999

7 Смирнов а а Проблемы психологии памяти М, 1975

8 Хрестоматия по общей психологии психология памяти М Изд-во МГУ, 1979

Глава 5

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

1. Мышление и его формирование

Мышление является мощным средством расширения границ восприятия с помощью понятий, которые отличаются от пред­ставлений утратой модальной специфичности и большей обоб­щенностью. С помощью мышления человек преодолевает про­странственную (может устремиться в беспредельные дали космо­са и микромир) и временную ограниченность восприятия (возникает свободное мысленное перемещение от древности к будущему). Мышление радикально расширяет возможности че­ловека в его стремлении к познанию всего окружающего мира вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только пер­вичными и вторичными образами, но и понятиями.

Мышление — познавательный процесс отражения сущест­венных связей и отношений предметов и явлений объектив­ного мира.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельно­сти к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуа­ции в другую, преобразование данной ситуации в обобщенную схему. Например, Фалес определил высоту египетской пирами­ды благодаря переносу отношений между сторонами одних объ­ектов на отношение таких же сторон других объектов — он из­мерил ее тень в полдень. Процесс мышления характеризуется специфическими особенностями, оно имеет опосредованный ха­рактер, опирается на имеющиеся знания, исходит из живого со­зерцания, но не сводится к нему, отражает связи и отношения


между предметами в словесной форме, связано с практической деятельностью.

Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществля­ется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. В своем становлении мышление проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — начальная стадия фор­мирования мышления, суждения единичны, осуществляются по аналогии. Главную роль играет память, для понимания смысла при его объяснении необходимо подкреплять речь наглядным примером. Дошкольник мыслит в направлении от частного к ча­стном}7 (трансдукция). Это происходит из-за отсутствия у него осознания причинно-следственных связей. Он может определить связь, но не знает, что первично, а что вторично (например, ве­тер — от качания деревьев). Его мышление анемично: все у него одушевлено («не трогай ведро, ему больно», — говорит ребенок). Он считает, что наблюдаемые явления имеют своей причиной вмешательство человека. Трансдуктивность мышления подтвер­ждают детские вопросы: «Зачем в каждую вишню кладут косточ­ку? Зачем на крыше снег, там же на санках не катаются?» Ребе­нок ставит себя в центр ситуации и не представляет, что с дру­гой точки зрения все выглядит иначе. Если у пятилетнего ребенка спросить: «У тебя есть брат? — Да, Петя. А у Пети? — Нет». Переход к понятийному мышлению соответствует периоду готовности к школе. Истинное понятие — обобщение по суще­ственному признаку. Например, транспорт, обувь, одежда, чело­век, животное, растения и т. д.

Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной деятельности. J1. С. Выготский и J1. С. Са­харов экспериментально установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей. Они использовали мето­дику «двойной стимуляции». Испытуемому предлагалось два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На осно­вании каждой фигуры, скрытом от испытуемого, написаны сло­ва, указывающие признаки — размер, цвет, форму. Эксперимен­татор переворачивает одну из фигур и дает прочесть ребенку слово. Затем просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая фигуры. Если ребенок делает ошибку, то экспериментатор сам открывает нужную фи­гуру. Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с оди­наковыми названиями.

С помощью этой методики было установлено, что формиро­вание понятий у детей проходит три основные ступени:

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множе­ства отдельных предметов, их синкретического сцепления, обо­значенного одним словом.

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков.

3. Образование собственно понятий.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-ком- плексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. К мышлению, оперирующему настоящи­ми понятиями, ребенок переходит только в подростковом воз­расте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные JI. С. Выготским и С. JI. Сахаровым, согласуются с данными, которые в своих работах по развитию интеллекта приводит Ж. Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиа­же, получила название «операциональной». Операция, по Пиа­же, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобра­зования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каж­дой операции существует симметричная и противоположная си­туация)».

В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1.Сенсомоторный интеллект, охватывающий период жизни ребенка от рождения до двух лет. Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и при­знаках.

2.Операциональное мышление, включающее его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка склады­вается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные пред­ставления.

3.Конкретные операции с предметами. Данная стадия харак­терна для детей в возрасте от 7—8 до 11 — 12 лет. Здесь умствен­ные операции становятся обратимыми.

4.Формальные операции. Эта стадия свойственна детям в воз­расте 11 — 15 лет. Она характеризуется способностью ребенка вы­полнять операции в уме с логическими рассуждениями и поня­тиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.

Таким образом, мышление развивается от конкретных обра­зов к совершенным понятиям, обозначенным словом.

2. Типология мышления


Формы мышления

В психологической науке различают следующие логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие обозначается словом и отражает общие свойства предметов, от­личающие их от других. Понятие выступает и как форма мышле­ния, и как особое мыслительное действие. Понятия могут быть общими (город) и единичными (Москва), конкретными (Земля) и абстрактными (Вселенная), эмпирическими (война) и теорети­ческими (история). Содержание понятий раскрывается в сужде­ниях, которые выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — наименьшая еди­ница результата логического мышления. Оно раскрывает содер­жание понятий. Суждения могут быть: общими (все металлы проводят электричество), частными (некоторые школьники уме­ют играть в шахматы), единичными (Москва — столица России). Умозаключение — вывод нового суждения (заключения) из одно­го или нескольких исходных суждений (посылок). Это: индук­ция — суждения от частного к общему, дедукция — от общего к частному, по аналогии — вывод делается на основании частич­ного сходства между явлениями.

Виды мышления

В психологии принята следующая, несколько условная клас­сификация видов мышления (схема 15) по таким различным ос­нованиям как: онтогенетический уровень развития, характер ре­шаемых задач, степень развернутости, новизна и оригиналь­ность.

Схема 15. Классификация видов мышления


 

По уровню развития выделяют мышление: наглядно-дейст­венное — опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними; наглядно-образное —характеризует­ся опорой на представления и образы; словесно-логическое — осуществляется при помощи логических операций с понятиями; абстрактное — основано на выявлении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

По характеру решаемых задач различают: теоретическое мыш­ление, основанное на теоретических рассуждениях и умозаклю­чениях; практическое мышление, основанное на суждениях и умозаключениях, связанных с решением практических задач.

По степени развернутости выделяют: дискурсивное мышле­ние, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия; ин­туитивное мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий пред­метов и явлений объективного мира.

По степени новизны и оригинальности рассматривают сле­дующие виды мышления: репродуктивное (воспроизводящее) — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников, продуктивное (творческое) — на основе творческого воображения.

2.3. Операции мышления

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравне­ние, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ — рас­членение сложного объекта на составляющие его части. Синтез позволяет в едином аналитико-синтетическом процессе мышле­ния переходить от частей к целому. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на от­влечении несущественных признаков предметов, явлений и вы­делении в них основного, главного. Обобщение — объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — движение мысли от общего к частному.

2.4. Индивидуальные особенности мышления

К ним относятся: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли. Самостоятельность мышления проявляется пре­жде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решать их своими силами. Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный в начале план ре­шения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Критичность мышления — умение человека оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Быстрота мышления особенно необходима, когда требуется при­нимать быстрые решения.

3. Мышление и речь

Речь — главное приобретение человечества. Возникновение устной и письменной речи определило специфику развития мышления. Слово — символ, который позволяет оперировать различными объектами. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это использование языка в целях общения лю­дей. Уникальная особенность каждого языка связана с историче­ским развитием говорящего на нем народа. Когда человек овла­девает родным языком, он получает слова — понятия в готовом виде, обусловленные историческим развитием данного языка. Специфика усвоенных понятий предопределяет мировосприятие человека, способ классификации предметов, свойственный лю­дям, владеющим данным языком. Таким образом, речь — это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь — это язык в действии.

Можно выделить две основные функции речи -г- коммуника­тивную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Речь является инструментом мышления. JI. С. Выготский внес существенный вклад в изучение проблемы взаимосвязи речи и мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышле­ние превращается в словесно-логическое благодаря слову, кото­рое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человече­скому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово — это также средство общения, поэтому оно входит в со­став речи. При этом специфической особенностью слова являет­ся то, что будучи лишенным значения, оно не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, сразу же стано­вится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении сло­ва заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства — речевое мышление. Речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Мышле­ние и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была ком­муникация, а сама речь как средство общения возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с ре­чью, например, наглядно-действенное, или практическое, мыш­ление животных. Но дальнейшее развитее мышления и речи осу­ществлялось в тесной взаимосвязи, которая на разных этапах выступала в различных формах.

В филогенезе развитие речи происходило в несколько этапов. 11а ранних его ступенях, когда мышление людей протекало в фор­ме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способным удовлетворить их потребности, речь за­крепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наимено­ваний. Поэтому на данном этапе развития речь всегда была вклю­чена в практическую деятельность. Такая речь называется сим- праксической. С усложнением языка мышление освобождается от своей непосредственной слитности с действием и приобретает ха­рактер внутренней, идеальной деятельности. Такой вид речи по­лучил название внутренней. Итак, речь и мышление составляют сложное единство. Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Таким образом, человеческая речь — про­дукт общественно-исторического развития.

В онтогенезе речь формируется в процессе ее интериориза­ции. Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов.

1. Период, предшествующий словесной речи (до конца пер­вого года жизни).

2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи. К двухлетнему возрасту сло­варь малышей нередко насчитывает до 100 слов. В возрасте от полутора до двух с половиной лет при нормальном темпе разви­тия происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малы­шей — они начинают использовать соединение слов, появляют­ся предложения, состоящие из двух слов, грамматически еще не оформленные.

3. Развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период длится от трех до шести лет.

4. Овладение ребенком письменной речью и систематическое обучение языку в школе. Вместе с расширением сферы общения ребенок развивает свою способность использовать речь для уста­новления и поддержания социальных отношений, то есть разви­вается прагматический аспект его языка. Чрезвычайно важно то, что дети научились читать, понимать, а позднее и давать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения к широкому кругу знаний, представленных в книгах, то есть по сути — ко всей человеческой культуре.

4. Способы активизации мышления

Мы никогда даже близко не подходим к границам наших воз­можностей, а мозг обычно работает лишь на ничтожную часть своей мощности. Психологи высказывают мысль, что возможно­сти людей, которых мы называем гениями, — не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышле­ние каждого, повысить коэффициент его полезного действия.

Немецкими психологами был проведен эксперимент. Группу четырехлетних детей разбили на две равные подгруппы: с одной занятия проводились обычным образом, в другой подгруппе де­тей учили «мыслить вслух». Через некоторое время детям предло­жили решить одинаковые задачи. Подгруппа «мыслящих вслух» быстрее справилась с заданиями, проявила большую сообрази­тельность и умение правильно формулировать свои мысли.

В результате мыслительной деятельности посредством ее операций в окружающей нас действительности выделяются от­ношения различного уровня сложности. Обобщенно решение мыслительных задач может быть представлено в виде схемы (схема 16). Скорость синтеза операций, адекватной данной зада­че, определяет сообразительность.

Схема 16. Решение мыслительных задач


 

Психологи дают следующие советы для развития мышления:

1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышле­ние — это значит насыщать свой ум знаниями. Источники зна­ний могут быть самыми разнообразными.

3. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам: «Почему?» и «Как?». Учитесь задавать во­просы и искать на них ответы.

4. Мышление активизируется тогда, когда готовые, стандарт­ные решения не дают возможности достичь желаемого результа- га. Способность замечать в предмете или явлении различные стороны, сравнивать их между собой — необходимое свойство мышления.

5. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие раз­вития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пере­сказ другому того, что не до конца понимаете сами.

6. Активизация мыслительного процесса включает: постанов­ку цели, максимальную мотивацию, использование понятийного мышления, снижение критичности при оценке результата. В ла­боратории у Э. Резерфорда ученики работали иногда над безна­дежной проблемой, но собственной, а он их подбадривал. Глав­ное, считал Резерфорд, научить самостоятельно мыслить.

В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии:

• соответствующей мотивации и определенного уровня эмо­ционального возбуждения, глубокой увлеченности проб­лемой;

• чувства удовлетворенности от успешного решения преды­дущих задач, усиливающего интеллектуальные способно­сти, при наличии веры в возможность решения проблемы;

• высокой информированности в проблеме, накопленного опыта, разнопланового характера знаний, позволяющего находить различные подходы к решению;

• высокой ассоциативной деятельности мозга (во сне, при эмоционально-положительной стимуляции);

• логического обоснования найденной идеи решения, дока­зательства его правильности;

• психологических усилий для обнаружения некоторого но­вого способа решения, пропорциональных стремлению ис­пользовать этот способ как можно чаще на практике.



Выводы

1.Мышление — познавательный процесс отражения сущест­венных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

2.Процесс мышления характеризуется следующими особен­ностями: имеет опосредованный характер; опирается на имею­щиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; отражает связи и отношения между предметами в словес­ной форме; связано с практической деятельностью.

3. Мышление развивается от конкретных образов к совер­шенным понятиям, обозначенным словом.

4. Логическими формами мышления являются: понятия, су­ждения, умозаключения.

5. В психологии принята следующая, несколько условная классификация видов мышления по таким различным основа­ниям как: онтогенетический уровень развития (наглядно-дейст­венное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное); характер решаемых задач (теоретическое и практическое мыш­ление); степень развернутости (дискурсивное и интуитивное), степень новизны и оригинальности (репродуктивное и продук­тивное).

6. К операциям мышления относятся: анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

7. Основные индивидуальные особенности мышления: само­стоятельность, гибкость, критичность, быстрота мысли.

8. Речь является инструментом мышления, это язык в дейст­вии, она — основа общения. В значении слова заключено един­ство речи и мышления.

Задания для самостоятельной работы

1. Определите тип своего мышления, попробуйте решить эти задачи за 10 минут.

Задача 1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. Книжный червь прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго. Сколько страниц он про­грыз?


Задача 2. От города А до города В — 120 км. Из города А вы­шел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Навстречу ему из города В вылетела ласточка со скоро­стью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и по­летела в город. Долетев до города В, она снова повернула по на­правлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

Задача 3. На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рис. 13. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:

а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

Рис. 13


 

Задача 4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решить задачу?

Задача 5. а) На столе горели семь свечей. Три свечи погасли. Сколько осталось?

б) Человек живет на двадцатом этаже. В лифте он нажимает на цифру десять, выходит и идет пешком до двадцатого этажа. Почему?

в) Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая мог­ла выдержать только одного человека. Тем не менее оба пере­правились на другой берег. Каким образом?

Если вы правильно и быстро решили задачу № 1, то у вас хо­рошо развито образное мышление; если задачу № 2 — логиче­ское мышление, если задачи № 3 и № 4 — практическое мышле­ние, задачи № 5 — творческое мышление. Правильность реше­ния вы можете сравнить с ответами, данными в приложении.

2. Напишите небольшой сюжетный рассказ. Воспроизведите рассказ, не пользуясь текстом, при этом сделайте его звуковую запись. Проанализируйте речь по следующим показателям: со­держательность (точность, ясность), насыщенность информаци­ей, выразительность, эмоциональность, образность, правиль­ность произнесения звуков, слов (грамотность при написании), четкость произношения, темп, громкость. Сравните уровень раз­вития устной и письменной речи, сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1 Определите мышление и речь В чем выражается их взаимосвязь?

2 Охарактеризуйте основные типы мышления

3 Расскажите о формах и операциях мышления

4 Дайте характеристику индивидуальным особенностям мышления

5 Назовите основные функции речи

6 Охарактеризуйте основные виды речи

7 Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?

8 Раскройте основные закономерности развития мышления речи у ре­бенка

9 Расскажите о способах развития мышления и активизации мыслитель­ных действий

Рекомендуемая литература

1 Б лоне кий п п Память и мышление Избр соч М, 1979

2 Выготский л с Собрание сочинений в 6 т Т 1 Вопросы теории и истории психологии М, 1982

3 Лурия а Р. Язык и мышление М , 1979

4 Рогов Е. и Азбука психологии Психология познания М, 2000

5 Рубинштейне Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999

6 Солсо Р. Л. Когнитивная психология М , 1996

7 Тихомиров о к Психология мышления М, 1984

8 Хрестоматия по общей психологии          Психология мышления М Изд-во МГУ, 1981


Глава 6

ВООБРАЖЕНИЕ

1. Сущность воображения

Воображение остается до сих пор загадкой для исследовате­лей. Оно представляет собой специфическое отражение действи­тельности, заключающееся в создании новых образов и идей пу­тем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображе­ние — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может представлять себя в разных исторических эпохах, в мечтах и фантазиях моделировать будущее. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Воображение — психический процесс, заключающийся в соз­дании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиоло­гической основой воображения является сложная аналити- ко-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и от­рицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на ос­нове ранее сформированных.

Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления,


 

О О

Схема 17. Сущность воображения


 

служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто но­вое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для соз­дания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы мо­гут не соответствовать реальности.

2. Виды воображения

При классификации видов воображения исходят из двух ос­новных характеристик: степени проявления волевых усилий (произвольное, преднамеренное или непроизвольное, непредна­меренное) и степени активности (активное и пассивное). Ус­ловно виды воображения представлены на схеме 18.

1}

Активное воображение связано с произвольной (преднамерен­ной) деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать нечто новое. К актив­ному воображению можно отнести творческое, репродуктивное,


 

Виды воображения

 

По степени волевых усилий

По степени активности

1

 

 

( f Преднамеренное Непреднамеренное

Активное   Пассивное
1 г ^^  

 

сл

• Творческое

• Репродуктивное

• Антиципирующее

  • Фантазии • Грезы   • Элементы снов • Спонтанные образы на основе ассоциации   • Галлюцинации ■ Фантазии больных
               

Схема 18. Виды воображения


 

антиципирующее воображение, фантазии и мечты. Творческое во­ображение — это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей. Оно отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, при этом в образах воображения действительность творчески преобразуется. Фантазию можно рассматривать как продукт творческого вооб­ражения, обладающую огромной художественной и научно-по- знавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной ода­ренностью и индивидуальным опытом человека, складывающим­ся в процессе деятельности. Репродуктивное воображение (воссоз­дающее) создает образ на основе словесного описания или услов­ного изображения воссоздаваемого объекта. Например, при чтении книги мы представляем образы героев. Антиципирующее воображение лежит в основе необходимой для человека способно­сти предвосхищать будущие события, предвидеть результаты сво­их действий. Мечты — это отодвинутые во времени желания, пла­ны, которые человек строит на будущее. Они могут носить реаль­ный и фантастический характер. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

При пассивном воображении образы могут возникать как спонтанно, помимо воли и желания человека, так и преднаме­ренно. Например, запах елки может напомнить о приближаю­щемся новогоднем празднике. В данном случае возникновение спонтанного образа связано с ассоциацией, которая с помощью воображения может вызвать желаемые образы.

Воображение у некоторых людей выступает и как замена действительности, такая его форма называется грезами. Они представляют собой связь фантазии с идеализируемым будущим. В грезах ярко обнаруживается зависимость фантазии от потреб­ностей личности. Преобладание грез в психической жизни чело­века может привести к отрыву его от реальной действительности и уходу в выдуманный мир, что скажется на психическом и со­циальном его развитии. Так, школьник, имеющий проблемы с обучением, может придумать для себя нереальную жизнь, где ему все удается, где другие восхищаются его способностями.

Элементы воображения в пассивной, непроизвольной форме возникают в сновидениях. Для образов сна характерными явля­ются: чувственная достоверность (когда человек видит сон, он искренне верит в то, что происходящее с ним — реальность), не­вероятная причудливость (необычность образов и связей между явлениями), очевидная связь с потребностями человека. Так, из­вестный ученый Д. И. Менделеев увидел свою периодическую систему элементов во сне, так как постоянно думал об этом.

Встречаются и нарушения воображения, к ним относят гал­люцинации. Они возникают под влиянием сильных переживаний (страх, тоска), при различных психических заболеваниях, под воздействием веществ, изменяющих сознание (наркотики, алко­голь, психотропные препараты). Галлюцинации могут быть слу­ховыми (человек слышит звуки, голоса), зрительными (человек видит несуществующие в реальности образы: зеленых человеч­ков, чертей), тактильными (человеку кажется, что по нему пол­зают насекомые). Фантазии больных людей возникают при паде­нии интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред).

3. Функции воображения, его развитие

Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. Пред­ставьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений ис­кусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную про­грамму без воображения? Значит, воображение, фантазия явля­ются необходимейшей способностью человека. Воображение иг­рает огромную роль в его жизни. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества — продукт вооб­ражения и творчества. Воображение имеет также огромное зна­чение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит его за пределы сиюминутного существования, на­поминает ему о прошлом, открывает будущее.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфиче­ских функций (схема 19). Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, что дает возможность пользоваться ими при решении задач. Эта функция воображе­ния связана с мышлением и органически включена в него, так как формирует внутренний план действий, то есть способность выполнять в уме операции с манипуляцией образами. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состоя­ний человека. Посредством образов он получает возможность управлять воспоминаниями, эмоциональным состоянием.

Схема 19. Функции воображения


 

Третья функция воображения связана с его участием в про­извольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти. Например, с помощью искусст­венно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Четвертая функция состоит в планировании и программировании деятельности, преобразовании опыта для построения образов будущего. И, конечно, воображение играет существенную роль в творческом процессе.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процессах вооб­ражения.

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Ребенок не мечтает, а воплощает преобразованный образ в свою деятельность — игру (перевернутый стул—пещера, коробочка—машина). Воображение — необходимый элемент игры дошкольника. Фантазия — важное условие нормального развития личности ребенка и усвоения им общественного опыта. Мечта — новообразование подростка, позволяющего ему строить планы на будущее. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека. Воображе­ние развивается в различных видах деятельности. Результат этого развития — создание нового, оригинального в той деятельности, в которой реализуется творческий потенциал личности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Если пе­ред человеком стоит задача воспроизвести представления о ве­щах и событиях из его опыта, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание из этих представлений, то гово­рят о воображении (схема 20).

Схема 20. Решение творческих задач


 

Воображение — один из познавательных процессов, характе­ризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Оно связано со всей ее психической жизнью. Особое значение в создании образов воображения име­ет мировоззрение личности, его идейная направленность. Важна роль воображения и в регуляции мотивированного поведения. Целостность личности зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре ее психической деятельности. Если у подростка и юноши главным является творческое воображение и им не свойственна пассивная мечтательность, то это свидетель­ствует о высоком уровне развития личности.

4. Воображение и творчество

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуа­ции, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ вообра­жения, выступают всегда в сочетаниях и комбинациях. В боль­шинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или как предметный продукт — создана новая машина, прибор, новый сорт растений, или идеальное со­держание в виде научной монографии, романа, поэмы и т. д.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, син­тез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов пре­образования представлений в воображении: агглютинация, ана­логия, преувеличение—преуменьшение, акцентирование, типи­зация.

Агглютинация — прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглюти­нация широко распространена в сказочных сюжетах в виде обра­зов избушки «на курьих ножках», русалки, Царевны-Лебедь (рис. 14). Используется агглютинация и в реальных образах, на­пример, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются эле­менты пианино и баяна, ковер-самолет, где свойство летать при­дается веши.

Аналогия — прием построения образа по принципу подобия, например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши создан локатор.

Рис. 14. М. А. Врубель. Царевна-Лебедь


 

Преувеличение—преуменьшение — с помощью данного приема стремятся показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце мальчи- ка-с-пальчик. Это прием, близкий к преувеличению, выявляю­щий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в ка­рикатурах и шаржах. Акцентирование — заострение, подчеркива­ние каких-либо признаков. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом пользуется карика­тура. Она воспроизводит черты оригинала, утрируя их. Акценти­рование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное и существенное в наглядном образе. Типизация — обобщение и эмоциональное насыщение образа. Например, Отелло — обоб­щенный образ ревнивца.

Значение воображения особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключает­ся в создании новых образов, способных быть пластическим но­сителем идейного содержания; новой ситуации не путем нару­шения, а при условии сохранения основных требований жизнен­ной реальности. Соблюдение жизненной реальности не означает фотографического воспроизведения или копирования непосред­ственно воспринятого. Задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с той же достоверно­стью, чтобы это увидели и дру гие.

Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события, а также фантастического будущего. Примером могут служить картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с по­ловцами» (рис. 15), А. А. Леонова «В космосе», А. Ретель «Боги­ня возмездия» и другие.

Художественное творчество имеет различные проявления. Так, оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В них отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе эти отклонения должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, кото­рая воплощается в образах.

Не менее необходимо воображение, только в других формах, и в научном творчестве. Еще английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что великие от­крытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображе­ние выполняет в нем специфическую функцию, отличную от функции мышления. Специфическая роль воображения заклю­чается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержа­ние проблемы и этим содействует ее разрешению.

Значима роль воображения в экспериментальном исследо­вании, поскольку, задумывая постановку опыта, эксперимента­тор должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообра­зить, представить себе такую ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу.

Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов, самом его ха­рактере (нелепое или оригинальное), яркости создаваемого об­раза. В любом виде деятельности творческое воображение оце­нивается по тому, как человек может преобразовать действитель­ность.


Выводы

1. Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала воспри­ятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

2. Фантазия — важное условие нормального развития лично­сти ребенка и усвоение им общественного опыта. Мечта — но­вообразование подростка, позволяющее строить ему планы на будущее.

3. Основные виды воображения: активное (связано с произ­вольной деятельностью, когда новые образы или идеи возника­ют в результате специального намерения создать что-то конкрет­ное); пассивное (образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека); репродуктивное (создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздавае­мого объекта); творческое (процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей).

4. Творческое воображение протекает как анализ (разложе­ние на составные части) и синтез (соединение) накопленных че­ловеком знаний. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преуве­личение-преуменьшение, акцентирование, типизация.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя основные приемы создания творческих образов (агглютинация, аналогия, преувеличение—преуменьшение, ак­центирование, типизация), нарисуйте несуществующее живот­ное и придумайте рассказ о нем. Выделите основные характери­стики в созданном вами образе. Какие особенности вашей лич­ности повлияли на создание именно этого образа? Можно интерпретировать созданный вами образ, используя тест «Несу­ществующее животное» (см. приложение).

2. Данное задание лучше выполнить в группе. Необходимо за три минуты придумать и записать как можно больше способов применения предмета (например, пустой консервной банки). Результаты оцениваются по двум показателям: беглость (1 от­вет — 1 балл) и оригинальность ответов (1 ответ — 4 балла). По­беждает тот, у кого больше оригинальных ответов. Он является обладателем творческого воображения.

Контрольные вопросы

1 Что такое воображение? Какие функции оно выполняет9

2 Охарактеризуйте каждый вид воображения, приведите примеры, по­кажите их значимость в практической деятельности человека

3 Что общего и различного в образах репродуктивного и продуктивно­го воображения?

4 Как связан процесс воображения с другими познавательными процес­сами?

5 Можно ли научить человека фантазировать?

6 Может пи у человека отсутствовать воображение?

7 Есть ли воображение у животных?

8 У кого богаче воображение — у взрослого или ребенка?

Рекомендуемая литература

1 I 'одфруа Ж Что такое психология В2-хт Пер с фр М Мир, 1996

2 Выготский л С. Воображение и творчество в детском возрасте М ,

1991

3 Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании М , 1979

4 Страхов и В. Психология воображения Саратов, 1971

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии В2-хт Т 1 М,1989


Раздел 2. Эмоционально-волевые процессы

Глава 7

ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ

1. Общее представление о воле

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведе­ния и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызы­вая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозна­чились две точки зрения на понимание воли. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуж­дающую активность человека. Аристотель связывал волю с разу­мом, объясняя поведение человека в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Спиноза рассматривал волю, наделяя ее функцией выбора в случае кон­фликтов мотивов и целей. В XX веке в работах отечественных психологов К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни феномен воли связывался с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникаю­щих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил про­блему воли в связи с задачей «овладения собой», то есть разви­тия произвольности, сознательного управления человеком свои­ми процессами и поведением. Из общей проблемы воли выделились как самостоятельные более частные проблемы: сво­бода воли, принятие решений, целеобразование, саморегуляция и другие.


В процессе всей сознательной жизни человек ставит одну за другой цели, которые он стремится достичь, а для этого необхо­димо преодоление препятствий, то есть напряжение умствен­ных, физических сил, мобилизация волевых усилий. Воля — это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс пси­хических процессов, действий, подчиненных единой функцио­нальной задаче — сознательному и преднамеренному управле­нию поведением и деятельностью человека.

Воля — это способность человека сознательно управлять

своим поведением, мобилизовыватъ все силы для достиже­ния поставленных целей.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых в соответствии с заранее поставленной целью. Особенностями воли, реализуемых в действиях, являются: осознанная целеуст­ремленность, связь с мышлением (планирование) и движением (активность).

Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, могут быть двух видов — внешние и внутренние. Внешние — это объективные трудности и препятствия, неожи­данные условия, обстоятельства, противодействия других людей. К внутренним относятся проявления взаимоисключающих мо­тивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоцио­нальное состояние, лень, чувство страха и т. п. Кроме того, пре­пятствия и трудности различаются по силе и значимости.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания. Все волевые действия имеют рефлекторный характер и образуются под влия­нием воздействий реального мира. «Механизм волевого движе­ния, — отмечал И. П. Павлов, — есть условный процесс, подчи­няющийся всем описанным законам высшей нервной деятель­ности» .

Основные функции воли:

• выбор мотивов и целей;

• регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной мотивации;

• организация психических процессов в соответствующую систему;

• мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении по­ставленных целей.

Значение воли в жизни человека, в развитии общества труд­но переоценить. Все великие свершения, исторические пере­стройки в общественных отношениях людей связаны с волевыми усилиями.

2. Психологическая структура волевого акта

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена — постановку цели и исполнение. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена — осознание цели, планирование и исполнение. Как правило, волевое действие начинается с осознания цели действия, мысли о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Осмысленная, осознанная цель, поставленная человеком, обу­словливает способ и характер его действий, поведения. Если цель неясна, не представлена в сознании четко, действие человека бу­дет лишено целенаправленности. Волевое действие всегда осоз­нанно. Стимулом таких действий могут служить самые различ­ные потребности (как физиологические, так и социальные). Очень часто постановка цели не протекает гладко и спокойно, а, как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов. В борь­бе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет и ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности, имеет внутренние усло­вия для достижения конкретной цели. Если цель превышает воз­можности человека, то он может достичь ее только частично. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит ряд промежуточных целей и последовательно борется за их осуществление. Однако при всем значении моментов поста­новки цели и планирования решающим является выполнение принятого решения. Только при окончательном выполнении че­ловеком действия, доведении дела до конца мы говорим о силе воли и волевых качествах личности. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличии высокого уровня воли у данной личности, характеризует ее целеустрем­ленность, решительность и настойчивость. На схеме 21 пред­ставлен пример осуществления волевого действия.

Схема 21. Психологическая структура волевого акта.


 

Основными критериями воли являются осознанность и пред­намеренность действий, мобилизация сил. Воля — это совокуп­ность различных волевых проявлений и свойств. Она выражается в целеустремленности, самостоятельности, решительности, на­стойчивости, выдержке и самообладании, дисциплинированно­сти, мужестве и смелости. Целеустремленность является важней­шим свойством личности, проявляющейся в ее способности осу­ществлять жизненные цели. Целеустремленность тесно связана с нравственным обликом, идейными убеждениями, мировоззрени­ем и направленностью личности. Самостоятельность — это уме­ние определять n совершать действия, поступки без помощи дру­гих, когда личность руководствуется только своими убеждения­ми, взглядами, использует только свои знания и навыки. Решительность — способность своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Вы­держка и самообладание — это владение собой, своими действия­ми, поступками, настроениями, даже при неудачах или больших удачах. Настойчивость выражается в умении добиваться постав­ленной цели, преодолевать трудности на пути к ее достижению. Дисциплинированность — осознанное подчинение своего поведе­ния общественным правилам и нормам. Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели.

Тренировка воли выражается в систематическом выполне­нии трудных, подчас неинтересных, но важных и полезных дей­ствий.

3. Развитие и воспитание воли

Развитие волевой регуляции у человека осуществляется в не­скольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с дру­гой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процес­сы онтогенетически начинаются с того момента, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обога­щением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляю­щих деятельностью, способность выделять и оценивать нравст­венную сторону совершаемых поступков — все это важные мо­менты в воспитании воли у детей. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуаль­ным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от об­щего психического развития невозможно. В противном случае

вместо воли и настойчивости могут закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, при­чем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфиче­ский вклад в совершенствование волевого процесса.

У детей школьного возраста в разные периоды отмечается изменение оценки самого себя. Для четвероклассника в основ­ном значимо то положение, которое он занимает в семье и шко­ле, то, чем он владеет, для пятиклассника — дружеские привя­занности, семиклассникам важны характеристики жизненных планов и связанные с этим оценки своих способностей, умений, интеллекта. Восьмиклассники отмечают, прежде всего, степень самостоятельности, взрослости, для них характерны сравнения со сверстниками по типу «такой как все», «не такой как все», это дает подростку возможность выработать собственное отношение к себе, а затем подвергнуть его критической оценке. В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старше­классника, и, прежде всего, на самостоятельное, целенаправлен­ное воспитание воли. В воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое значение имеет такт, инди­видуальный подход.

Основы волевого поведения должны закладываться с первых лет жизни ребенка. Но что делать, если что-то было упущено и черты волевой запущенности очевидны? Дадим некоторые реко­мендации для родителей по развитию воли подростка.

1. Отказаться от всего, что не дает и не может дать желаемо­го результата: обвинения и упреки, бесконечные призывы к вни­мательности и организованности — ничего, кроме отрицатель­ных эмоций, они не несут.

2. Спокойно обсудить вместе с подростком его трудности и наметить реальную программу совместной ежедневной работы. Именно в пору отрочества подрастающему человеку дается хоро­ший шанс справиться с волевой невоспитанностью. Этот шанс — самовоспитание.

3. Поставить цель достаточно конкретно — значит не толь­ко указать, что вообще нужно делать, но и предусмотреть воз­можный объем работы и примерное время его выполнения. Программу действий необходимо соотнести с конечным ре­зультатом.

Родителям важно:

1. Адекватно относиться к своему ребенку, не снижать его са­мооценку (снижают прежде всего гиперопека и авторитарность).

2. Предоставлять ребенку варианты выбора. Нотации заме­нить вопросами, ответы на которые — выход из ситуации, учет ошибок.

3. Учесть, что воспитывает среда (самим проявлять желание что-то делать) и уважение к человеку.

4. Предоставлять возможность ребенку отвечать за свои ре­шения.

4. Воля и принятие решений в неопределенной ситуации










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 587.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...