Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




1. Известно, что развитие психики в процессе эволюции ви­дов животных происходило под решающим воздействием биоло­гических условий и на основе развития самих организмов и их нервной системы. Проанализируйте основные этапы развития психики (схема 5) и спрогнозируйте варианты ее дальнейшего развития.

2. Известно, что вес мозга человека колеблется в пределах от 1 до 2 кг, вес мозга кита — 7 кг, слона — 5,5 кг, дельфина 1,8 кг. Отношение веса мозга к массе тела у человека — 1/45, че­ловекообразных обезьян — 1/100, дельфина — 1/125, слона — 1/600, кита — 1/2000. Но у мыши — 1/40, воробья — 1/25. Есть

ли связь между количеством мозгового вещества и степенью психического развития индивидуума?

3. Объясните, почему птица может «высиживать» камень, подложенный ей вместо яйца. Каковы основные признаки ин­стинктивного поведения? Приведите свои примеры инстинктив­ного поведения животных.

4. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Сделайте вывод о навыках жи­вотных.

5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя на­звать трудом? В чем заключены характерные черты труда? Как вы понимаете слова Ф. Энгельса: «Труд создал самого человека»?

6. Определите соотношение вклада наследственности и сре­ды в развитие индивидуума: в истоках агрессивности, развитии интеллекта, половых различиях в психике, социальном неравен­стве. Приведите примеры.

Вопросы для повторения

1 Что такое психика? Каковы отличия психики от других явлений, суще­ствующих в мире?

2 В чем состоит специфика материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики?

3 Какова положительная и отрицательная роль динамического стереоти­па? Приведите примеры

4 Каковы особенности развития психики животных?

5 В чем различие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Каковы характерные особенности сознания человека?

7 Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека? Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека?

Рекомендуемая литература

1 Гиппенреитер ю б Введение в общую психологию Курс лекций М, 1999

2 Леонтьев д н Проблемы развития психики 3-еизд Изд-воМГУ,

1972

3 Лурия а р Эволюционное введение в психологию М , 1975

4 Немое р с Психология Кн 1 М, 1994

5 Ф абри К Э Основы зоопсихологии М, 1976


Глава 4

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «инди­видуальность» (схема 8).

Наиболее общим является понятие «человек» — это биосоци­альное существо, обладающее членораздельной речью, сознани­ем, высшими психическими функциями (абстрактно-логиче- ским мышлением, логической памятью и т. д.), способное созда­вать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не яв­ляются наследственными, а формируются у человека прижиз­ненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшест-

Схема 8. Человек во взаимосвязи с окружающим миром


 

вующими поколениями. Существуют достоверные факты, кото­рые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди ка­ждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколения­ми. Участвуя в труде и различных формах общественной дея­тельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к жи­вотному. «Индивид» (от лат. «individuum» — неделимое) — чело­век как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при органи­зации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитар­но-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из осново­полагающих. «Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое со­держание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». Для того, чтобы стать личностью, человек должен усво­ить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность — это человек, определяемый в системе социаль­но обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки че­ловека.

Формирование человека как личности характеризуется раз­витием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональ­ной, волевой. JI. Фейербах писал: «Совершенный человек обла­дает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышле­ния есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершен­ство». Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только био­логические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его инди­видуальность выражается в наличии особых, свойственных толь­ко ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Моти­вация, темперамент, способности, характер — основные пара­метры индивидуальности. Предпосылка ее формирования — анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамен­та, чертах характера, в специфике интересов и способностей ин­дивида. Она — и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано обществен­ное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», — писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школь­ников, можно определить условия их обучения и развития, ра­ционально построить режим работы, помочь найти пути самосо­вершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем от­метить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «инди­видуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отли­чается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

2. Понятие деятельности

Деятельность — категория социальная, она носит общест­венный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека деятельность яв­ляется необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступаю­щей субъектом этой деятельности.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность — фор­ма активности, побуждаемая потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирова­ния индивида. Потребность — это переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения. Она проявляется в поиско­вой активности. В ходе поисков происходит идентификация с предметом — фиксация на предмете, который может ее удовле­творить, в результате чего активность становится направленной, опредмечивается как потребность уже в чем-то конкретном и становится мотивом деятельности. Предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социаль­ной обусловленности деятельности человека, в ее связи со зна­чениями, фиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях. Другая особенность деятельности — субъектность — заключается в специфике ее выполнения, обусловленности пси­хического образа прошлым опытом, своеобразием потребно­стей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих на­правленность и избирательность деятельности.

Единицей анализа деятельности является действие, состоя­щее из отдельных движений, направленных на предмет, имею­щих определенную цель. Действия могут быть ориентированы не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они ста­новятся актом поведения — поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность (схема 9).

В своей деятельности люди всегда руководствуются созна­тельно поставленными целями, которые достигаются ими с помо­щью специально организуемых средств или способов действия.

Схема 9. Структура деятельности


 

Структура деятельности:

• мотивы — внутренние побудительные силы человека, за­ставляющие его заниматься той или другой деятельностью;

• способы и приемы — это действия, предпринимаемые чело­веком для того, чтобы достичь целей деятельности. Спосо­бы и приемы достижения результатов деятельности могут состоять из одной или нескольких операций;

• цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека. Цели могут быть близкими и дальними, личными и обще­ственными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность;

• результат — это то, чего достигает человек в ходе деятель­ности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятель­ности, а через них и самого себя.

Механизмами усвоения общественного опыта являются про­цессы экстериоризации и интериоризации. Исследования совет­ских психологов J1. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Галь­перина показали, что умственные действия формируются внача- не как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь склады­вать их в слога, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обуче­нии чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, пере­нося действия во внутренний план.

Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, на­правленной на достижение желаемой цели, проделывает дейст­вие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе дея­тельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умст­венного действия вовне, в виде действий с предметами называ­ется экстериоризацией. Таким образом, происходит процесс об­ратный интериоризации.

3. Виды деятельности и ее развитие

Возникновение различных видов деятельности связано с об- щественно-историческим развитием человека. Фундаментальны­ми видами деятельности, в которые включается человек в процес­се своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

• общение — взаимодействие двух или более людей в процес­се обмена информацией познавательного или аффектив­но-оценочного характера;

• игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирую­щих реальные, в которых усваивается общественный опыт;

• учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения тру­довой деятельности;

• труд — деятельность, направленная на создание общест­венно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение — вид деятельности, состоящий в обмене инфор­мацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа раз­вития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу развития человека свой­ственен специфический вид деятельности (Эльконин Д. Б.), оп­ределяющий тип общения. В младенчестве взрослый обменива­ется с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем воз­расте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра становится ведущей дея­тельностью — в ней развиваются навыки межличностного об­щения со сверстниками. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение вклю­чено в данный процесс. Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, в юношеском возрасте общение также сохраняет свою важность, вместе с тем много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специ­фика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Об­щение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра — вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального или идеального про­дукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Она — ведущая деятельность дошкольника, по­скольку через нее он социализируется, то есть принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правила­ми. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрос­лых являются средством общения, отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учеб­но-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение — вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития совершенствовались формы труда, накапливались знания в раз­личных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний в целях подготовки человека к дальнейшей трудовой дея­тельности учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно склады­вается из усвоения информации о свойствах окружающих пред­метов и явлений (знания), приемов и операций овладения спо­собами использования информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями дея­тельности (умение). У человека учение возможно лишь на этапе сознательной регуляции своего поведения, которое формируется к шести-семи годам. С этим связано начало обучения ребенка в специальных образовательных учреждениях, у подростков и взрослых такое поведение может выступать в форме самообразо­вания и самосовершенствования.

Труд исторически является одним из первых видов человече­ской деятельности. Предмет психологического изучения — не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно груд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влия­ет на становление ее способностей и характера. Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки форми­руются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться — значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов дея­тельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

Развитие деятельности можно рассматривать в филогенети­ческом плане, что совпадает по существу с социально-историче- ским развитием человечества и в процессе его индивидуального развития (в онтогенезе). Процесс интеграции развивающегося индивида в действующую систему деятельностей называется со­циализацией, ее поэтапное осуществление предполагает посте­пенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд.

4. Умения, навыки, привычки и их формирование

Процесс формирования деятельности — один из важных во­просов педагогической психологии. Приступая к какой-либо но­вой деятельности, человек не располагает сложившимися спосо­бами ее выполнения — ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направлен­ную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредст­вом которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навы­ки, привычки.

Умения — это способы успешного выполнения действия, со­ответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опи­раются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал дру­гим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение — это экс- териоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений: по­знавательные, общетрудовые, конструктивно-технические, орга- низационно-технологические и операционно-контрольные. Эле­ментарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятель­ности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предме­та, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компо­ненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над вы­полнением приемов действия и переключения его на цели и ус­ловия действия. Физиологической основой навыка является об­разование в коре больших полушарий устойчивой системы вре­менных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которы­ми человек уже владеет. В процессе овладения новыми дейст­виями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако на­вык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым распо­ложением руля. Феномен влияния одних навыков на другие на­зывается взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формиру­ются в результате упражнений, то есть целенаправленных и сис­тематических повторений действий. Успешность овладения на­выком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для со­хранения и упрочения навыка им следует систематически поль­зоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит по­требность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целе­направленные усилия (например, путем положительного подкре­пления желаемого поведения через материальный предмет, сло­весную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автомати­чески и не имеет сознательной цели или явно выраженного про­дуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состоя­ниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для

этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда при­вычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не мо­жем, потому что мы так привыкли.

Выводы

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» — ключевые в психологическом знании:

• «Человек» — биосоциальное существо, обладающее члено­раздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда;

• «Индивид» — отдельное живое существо, представитель биологического вида;

• «Личность» — человеческий индивид как субъект межлич­ностных и социальных отношений и сознательной дея­тельности;

• «Индивидуальность» — характеристика человека со сторо­ны его биологических и социально значимых отличий от других людей.

2. Деятельность — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направ­ленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

3. Основными характеристиками деятельности человека яв­ляются предметность и субъектность.

4. Структуру деятельности составляют: мотивы (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности), спо­собы и приемы действия, предпринимаемые человеком, цели (предметы, явления, задачи и объекты), результат (достижения человека).

5. К механизмам усвоения общественного опыта относятся процессы интериоризации (преобразование внешних, предмет­ных действий во внутренние, умственные) и экстериоризации (реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами).


6. Основные виды деятельности — общение, игра, учение, труд; каждый из них является характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельно­сти как бы подготавливает последующий, так как в нем развива­ются соответствующие потребности, познавательные возможно­сти и особенности поведения.

7. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки и привычки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...