Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации
Вопросы для подготовки 1. Общая характеристика административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, право на обращение в суд и условия его реализации, источники правового регулирования, подведомственность, подсудность. 2. Административные истцы и административные ответчики по делам о защите избирательных нрав и права на участие в референдуме. 3. Процессуальные сроки по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. 4. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. 5. Решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме и его реализация. Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ч. 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) (ст. 21) Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (ст. 3 Протокола № 1) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 25) Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г.) (ст. 29) Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21 -ФЗ (гл. 24) Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЭ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Судебная практика Постановление Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу «Анчугов и Гладков (Лпски§оу апс1 СШкоу) против Российской Федерации» (жалобы № 11157/04, 15162/05) Постановление Европейского суда по правам человека от 19 июня 2012 г. по делу «Коммунистическая партия России и другие (Соттипш рапу о/ Яыз51а ап4 СНИегз) против Российской Федерации» (жалоба № 29400/05) Постановление Европейского суда по правам человека от 19 июля 2007 г. по делу «Краснов и Скуратов (Кгазпоу апс1 ЗкигШоу) против Российской Федерации» (жалобы № 17864/04, 21396/04) Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова» Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова» Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Воронежской области» Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. В. Дубкова» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2004 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г.) («Судебная практика по гражданским делам. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений») Литература Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. Афанасьев С. Ф. О доступности правосудия для лиц, не обладающих субъективным гражданским правом (на примере судебной защиты отдельных избирательных прав) //Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 10. С. 2-7. Иванова Е.Л. Обеспечение избирательных прав конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Иркутск, 2015. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. Кончева В.А. Судебное рассмотрение дел, возникающих из отношений, связанных с осуществлением избирательных прав в России и Германии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2003. Огнева К.О., Опалев Р.О., Степанова О.А. Об основных новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации //Судья. 2015. Июнь. Родионова Е.Ю. Административно-правовая защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. Филатова М. Проблемы применения процессуальных сроков по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 26 ГПК РФ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. № 3, 4. Задачи Задача 1. Гражданин Петров, являющийся членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, обратился в суд с административным исковым заявлением об обжаловании решения данной избирательной комиссии о распределении обязанностей между членами комиссии в период избирательной кампании по выборам главы муниципального образования. По его мнению, решением комиссии на него незаконно возлагалась обязанность участвовать в работе группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами, хотя он не давал на это согласие и не имеет возможности исполнять данную обязанность. Председатель избирательной комиссии, привлеченной в качестве административного ответчика, возражал против рассмотрения данного заявления в порядке гл. 24 КА С РФ, поскольку считал, что оспариваемым решением комиссии не нарушаются избирательные права гражданина Петрова, а это в соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ препятствует рассмотрению заявления по правилам гл. 24 данного Кодекса. Суд, в свою очередь, потребовал от председателя избирательной комиссии обеспечить участие в данном деле представителя, имеющего высшее юридическое образование, поскольку избирательная комиссия муниципального образования не является ни органом государственной власти, ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, а значит, председатель комиссии, даже будучи руководителем этого органа, не вправе представлять комиссию в судебном заседании. Какие нормы законодательства о выборах были положены в основу доводов административного ответчика ? Какими законодательными нормами руководствовался суд, требуя обеспечить участие представителя, и обосновано ли данное требование ? Вправе ли председатель избирательной комиссии муниципального образования представлять интересы данной комиссии в судебном заседании? Подлежит ли спор рассмотрению судом в порядке гл. 24 КАС РФ? Задача 2. На дополнительных выборах депутатов городской думы днем голосования было установлено 7 декабря (воскресенье). 29 ноября кандидат А направил через отделение связи административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата Б в связи с нарушением им правил предвыборной агитации. В суд заявление поступило 1 декабря, предварительное судебное заседание было назначено на 2 декабря. В предварительном судебном заседании представитель кандидата Б возражал против удовлетворения требования, ссылаясь на то, что кандидат Б был зарегистрирован решением территориальной избирательной комиссии от 2 ноября, т.е. срок для оспаривания решения о регистрации кандидата Б уже истек. Суд, в свою очередь, установил, что поскольку до дня голосования остается менее пяти дней, данное административное дело не подлежит рассмотрению судом, в результате чего прекратил производство по делу. Правомерно ли поступил суд? По каким правилам должны исчисляться сроки в данном случае? Был ли соблюден срок для подачи административного искового заявления кандидатом А ? Имеет ли в данном случае правовое значение дата принятия территориальной избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Б? Должен ли был суд рассмотреть данное дело по существу? Мог ли суд отменить регистрацию кандидата Б, если бы судебное заседание состоялось 2 декабря ? Задача 3. Областная избирательная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты областной думы по одномандатному избирательному округу № 3 Васильева. По мнению административного истца, Васильев нарушил порядок проведения предвыборной агитации, разместив в печатных агитационных материалах репродукцию плаката «Родина- мать зовет!» без согласия правообладателя, что является нарушением избирательного законодательства. Суд прекратил производство по делу, ссылаясь на то, что вопросы отношений между правообладателем и лицом, использовавшим репродукцию плаката, не подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства, являясь по своей природе гражданско-правовыми. Дайте оценку доводам суда. Может ли это дело быть рассмотрено по существу в порядке гл. 24 КАС РФ?Могут ли, согласно условиям задачи, быть другие препятствия (помимо указанного судом) для рассмотрения этого дела по существу? Задача 4. Избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата на выборные должности, в соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования. Суд в порядке ч. 1 ст. 242 КАС РФ прекратил производство по административному делу в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение суда по аналогичному административному иску кандидата, выдвинутого данным избирательным объединением. Оцените правомерность действий суда. Задача 5. Избиратель Максимов, принимавший участие в голосовании на избирательном участке № 1, обратился в суд с заявлением об оспаривании решения участковой избирательной комиссии, связанного с установлением итогов голосования на избирательном участке № 2. Судья, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворил административный иск. Дайте оценку действиям судьи с точки зрения КАС РФ и правовых позиций Конституционного Суда РФ. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте основное содержание международного и внутригосударственного механизмов защиты избирательных прав и права на участие в референдуме. 2. Дайте характеристику и судебного, и административного порядков защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, соотнесите эти формы защиты. 3. К подведомственности каких юрисдикционных органов отнесены рассмотрение и разрешение административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме? 4. Допустимо ли применение судами при рассмотрении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после введения в действие КАС РФ? 5. Вправе ли прокурор вступить в судебный процесс и дать заключение по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме? 6. В каком порядке суд должен информировать вышестоящую избирательную комиссию о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума в соответствии с ч. 1 ст. 243 КАС РФ? 7. По каким правилам должны исчисляться сроки для обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и для рассмотрения дел судами? Сравните правила исчисления сроков, установленные КАС РФ, с правилами исчисления сроков, установленными законодательством о выборах и референдумах. Имеются ли различия между ними? 8. В чем состоит различие между требованием об отмене регистрации кандидата и требованием об отмене решения избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата? Имеются ли различия в порядке и сроках рассмотрения этих категорий дел, а также в правилах определения подсудности? 9. Раскройте специфику исполнения решений по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. 10. Может ли в качестве представителя избирательной комиссии при рассмотрении дела в суде выступать председатель данной избирательной комиссии? Член данной избирательной комиссии с правом решающего голоса? ТЕМА 15. Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |