Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Социальная профилактика (превенция) — деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Одним из направлений деятельности социального педагога является профилактика дезадаптивного поведения.

Дезадаптация— относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды.

Выделяют два вида дезадаптивного поведения: поведение агрессивного типа и бегство от ситуации.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог осуществляет профилактику как школьной дезадаптации, так и социальной.

Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затруднительным или в крайних случаях невозможным.

Социальная дезадаптация — устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации — семьи, образовательных учреждений.

Основные направления работы социального педагога по профилактики дезадаптивного поведения могут заключаться в следующем:

> раннее выявление детей группы риска;

> консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;

> мобилизация воспитательного потенциала среды;

> работа с референтной группой;

> социально-педагогический патронаж дезадаптированного несовершеннолетнего;

> привлечение необходимых специалистов.

 

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Социально-педагогическая антинаркогенная профилактика включает в себя следующие структурные блоки:

> первичная профилактика (направлена на предупреждение приобщения детей и подростков к одурманиванию);

> вторичная профилактика (предотвращает развитие наркогеннойзависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт использования одурманивающих веществ);

> третичная профилактика (педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью).

Все представленные направления реализуются за счет специально разработанных программ, которые предполагают решение следующих основных задан:

> развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);

> становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и наркогенному давлению);

> предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).

Содержание программ профилактики базируется на представлении о факторах риска, определяющих наркотизацию несовершеннолетних. Их принято делить на индивидуальные (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства); семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наркогенными веществами родителями и т.д.); микросоциальные (неспособность нормально адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.). Считается, что риск использования одурманивающих веществ оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Поэтому программы профилактики ориентированы на все группы детей вне зависимости от возраста и принадлежности к определенной социальной группе.

Общие принципы профилактических программ:

> формирование у несовершеннолетних навыков противостояния наркогенному давлению рассматривается как часть общего воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов риска девиантного поведения;

>антинаркогенная подготовка носит опережающий характер, по срокам она предшествует возникновению реальной возможности наркогенного заражения несовершеннолетнего;

> при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благоприятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами.

Основные компоненты профилактической работы:

> специальное обучение и воспитание детей и подростков;

> взаимодействие с правоохранительными органами, обеспечивающими несовершеннолетним антинаркогенную безопасность;

> создание положительных жизненных альтернатив использованию несовершеннолетними наркогенных веществ (во многом определяется молодежной политикой конкретного государства).

Рассмотрим наиболее типичные варианты программ, используемых в зарубежных странах при реализации различных направлений профилактической деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 567.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...