Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Структура и содержание социально-педагогичеких технологий.




 

Термин «диагностика» происходит от греческих слов (На — после, через и gnosis — знание. В античном мире диагностами называли людей, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика — уже медицинское понятие, означающее распознавание болезней. В начале XX в. это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях.

В общем смысле диагностика — особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (от греч. diagnosis — распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном.

Для эффективной профессиональной деятельности социальному педагогу необходима достоверная информация, касающаяся различных сторон жизнедеятельности его подопечных. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к конкретным задачам своей профессиональной деятельности. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследования. При этом речь идет о диагностике как области практической деятельности, цель которой — определение состояния объекта социально-педагогической работы.

Поскольку деятельность социального педагога является многоплановой, а его функции разнообразны и в процессе реализации опираются на различные области научного знания, в практике работы ему приходится использовать методы, относящиеся к разным профессиям.

Медицинская диагностика — процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.

Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов. Например, он не ставит диагноз: наркомания, шизофрения, невроз, алкоголизм, но может диагностировать те социально-педагогические последствия, которые сопровождают эти заболевания, признаки их влияния на формирование личности ребенка.

Психологическая диагностика (психодиагностика) — выявление индивидуально-психологических свойств личности или других объектов (группа лиц, организация), поддающихся психологическому анализу.

Цель психологического диагноза — заключение об актуальном состоянии психологических, особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития. Социальный педагог не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска подопечных:

в младшем школьном возрасте:

> сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые не позволяют ученику овладеть новой социальной ролью;

> низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;

> повышенная жажда впечатлений в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям как симптом склонности к девиантному поведению;

> повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию как компонент формирования детской агрессивности;

>немотивированность, неадекватность и аффективность поведения как указание на проблему личностного и психического здоровья;

> отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации;

> поведенческие реакции в виде отказа, защиты, компенсации, эмансипации как следствие негармоничного отношения к ребенку и неудовлетворенности его потребности в уважении, самоутверждении, достижениях;

в подростково-юношеском возрасте:

> сохранение инфантильности, крайняя зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудностей, слабоволие, отсутствие самоконтроля и саморегуляции как несформированность основных предпосылок личностного развития;

> сочетание инфантильности с большой возбудимостью, эффективностью, приводящее к неуправляемости поведения;

> раннее половое развитие в сочетании с повышенным интересом к сексуальным проблемам, приводящие к истероидному поведению, алкоголизации, токсикомании, наркомании, бродяжничеству, агрессии;

> переориентация интересов на внешкольное окружение, тенденция к усвоению внешних форм подросткового поведения, имитации его асоциальных форм как указание на средовую дезадаптацию, деформации личностного развития и угрозу асоциального поведения.

Социальная диагностика — комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние.

Цель социального диагноза — научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья объекта. Используя данные социальной диагностики о проблемах, особенностях участников социальной ситуации развития ребенка, педагог может анализировать их влияние на подопечного, прогнозировать последствия для развития детской личности.

Для социального педагога важно разобраться в отношениях ребенка с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. При этом он может руководствоваться следующими вопросами:

> Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?

> Существуют ли проблемы среди членов семьи (группы)?

> Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?

> Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи

(группы)?

> Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?

> Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного какие меры принимаются для их разрешения?

> Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм?

> Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи (микрогруппы, в которую входит ребенок) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности ребенка (например, влияние религиозных организаций, принадлежность к национальной диаспоре и т.п.)?

Объем и характер искомой информации варьируются в зависимости от цели социально-педагогической работы с подопечным, от специфики необходимой ему помощи. Например, если помощь имеет реабилитационную или терапевтическую направленность, то необходимо правильно понимать природу, причины и перспективы развития проблемы.

В педагогике диагностика имеет свое специфическое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Педагогическая диагностика — изучение личности ребенка, особенностей детского коллектива в целях обеспечения эффективности индивидуального и дифференцированного подхода в целостном педагогическом процессе.

Как правило, педагогическая диагностика оценивает ребенка в сравнении с определенными социальными нормами и эталонами, что часто обусловливает оценочное отношение к личности подопечного и отсутствие его безусловного принятия. Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но и вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон. 

Социальный педагог должен знать определенные требования педагогической диагностики:

> изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;

> диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

> изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

> личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;

> данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода;

> необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социокультурных факторов.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями.

Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности (психоанализ — «агрессия как способ снятия напряжения и психологическая защита»; бихевиоризм — «агрессия как научение подобному поведению» и др.).

Процесс социально-педагогической диагностики идет в такой последовательности:

> констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка;

> осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая;

> выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных;

> сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;

> проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных;

> при неподтверждении гипотезы — повторение процедуры.

В последнее время в профессиональный словарь социальных педагогов вошло понятие «социально-педагогический мониторинг». Мониторинг является производным от латинского monitor — предостерегающий. В толковом словаре В.И. Даля дается такое объяснение: «Мониторъ — военный корабль... Название дано от ящерицы мониторъ, будто бы предваряющей о близости крокодила...»

В социологии рассматриваются основные положения, объясняющие сущность понятия «мониторинг»:

> это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния, контроля за характером происходящих событий, предупреждения нежелательных тенденций развития;

> непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций;

> мониторинг имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам для решения конкретно поставленных задач.

Идея и потребность в разработке теории и технологии педагогического мониторинга возникла, по одной из версий, в образовательной среде в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, когда появилась необходимость выяснить особенности обновления процессов обучения и воспитания личности в районах радиоактивного загрязнения. Основываясь на медицинском мониторинге, ученые сформулировали задачи психологического и педагогического мониторинга. Психологический устанавливает тенденции и закономерности психического развития школьников разных возрастов, переживших экологическую катастрофу. Педагогический мониторинг, используя данные медицинских, психологических обследований, определяет, насколько рациональны педагогические средства, которые реализуются в инновационном учебно-воспитательном процессе, насколько дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и выявленным индивидуально-психологическим и возрастным особенностям школьников, а также специфике среды их жизнедеятельности.

Таким образом, мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инновация, с последующим переводом этих знаний на язык управленческих решений: что означает данное состояние объекта, что конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.

Социально-педагогический мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о состоянии объекта социально-педагогической деятельности, принятие на этой основе стратегического и тактического решения.

С одной стороны, мониторинг предназначен отслеживать целостный социально-педагогический процесс с позиций интересов личности подопечного, с другой — с позиций профессиональных задач социального педагога.

Можно выделить следующие составные части социально-педагогического мониторинга: цель, задачи, определение нормы состояния объекта, содержание, обратная информация, оценка, коррекция, результат.

Одна из составляющих частей мониторинга — обоснование нормы, с которой сравнивают физические результаты. За этим следует содержательная оценка состояния объекта и разработка программы коррекции.

Рассматривая социально-педагогический мониторинг с технологической стороны, можно выделить следующие принципы организации.

Принцип непрерывности означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамически развивающуюся систему. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции социально-педагогического процесса.

Принцип научности означает организацию мониторинга, соответствующую основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

Принцип педагогической целесообразности — мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности и надежным инструментом педагогического управления ее продвижением в процессе социальной адаптации. В использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников социально-педагогического процесса. Мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации.

Принцип прогностического мониторинга. Смысл мониторинга не столько в том, чтобы получить конкретную картину состояния процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны. Предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных, торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...