Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Из практики социального педагога
В практике социального педагога часто используются элементы народной педагогики.В народной педагогике накоплен богатый опыт воспитания на народных традициях, передаче умений и навыков ведения хозяйства, народного творчества, ремесленного мастерства. Все это передавалось из поколения в поколение в сказках и былинах, песнях и обрядах, пословицах и поговорках. Работая с семьей, социальный педагог непременно обращается к народным традициям. Археологи до сих пор находят маленькие серпики, различные орудия сельскохозяйственного труда, предназначенные специально для детей. С древнейших времен главным в воспитании были труд и игра. Практика показала, что основными методами народной педагогики являются дело и слово, вера, природа, искусство, традиции, игра, общественное мнение. Общеизвестным является метод воспитания словом: убеждения и требования, приказ, наставления, намек и рассказ. В труде — пример и упражнения. Религиозное воспитание осуществлялось на христианских нравственных заповедях, обрядах и поверьях. В природе и искусстве применялись наблюдение, сравнение, воспроизведение. Выполняя вместе со взрослыми традиции и обряды, ребенок, вырастая, передает их следующему поколению. Соревнуясь в играх, он совершенствует себя, выступает за коллектив, за свое положение в обществе. Запреты, осуждение, угрозы и награды, одобрение и упрек были положены в основу общественного мнения, что, несомненно, влияло на воспитание человека. Древние славяне воспитывали детей на бережном отношении к природе. Птица как символ семейного очага изображалась на построенном жилище, керамической посуде. Славили весну, когда дети из дома в дом носили изготовленных из дерева птичек. По птичьему пению учили ориентироваться во времени суток, определять часы дня и ночи. Во все времена детей учили наблюдать за растениями, за сменой погоды. До нас дошли народные изречения: «Летом на деревьях желтый лист — ранняя осень», «Поздний гриб — поздняя осень», «Муравьи спешат к муравейнику — на дождь». Методы народной педагогики использовались в опыте Павлышской школы В.А.Сухомлинского. Летом для профилактики болезней по рекомендации школы детям устраивали спальные уголки на сене, обливание холодной водой, купание. В семьях строили беседки, в которых ребята читали, рисовали, отдыхали. Если путешествовали, то босиком. В августе шестилетки жили в шалашах, вне дома, — это был «сад здоровья». Организовывалось питание, в которое входили овощи, мед и орехи. В учебно-воспитательном процессе широко использовалась народная сказка. Существовала даже «Комната сказок». Различные сказки включались в праздничные спектакли. Народные средства сохранения здоровья используются в приюте «Гнездышко» в г. Клин Московской области, где после поступления воспитанника в приют и обследования врача начинается траволечение. В детском саду №7 г. Чайковского Пермской области для профилактики болезней дети носят на шее нанизанных несколько на нитку зубчиков чеснока. Орловский педагог Я.Г.Юдилевич в работе с умственно отсталыми детьми использует загадки, пословицы, сказки, — это помогает в их развитии. В практике Центров социальной защиты отводится много внимания музыкальному фольклору. Создаются оркестровые группы, в которых инструментами являются ложки, трещотки, бубны, жалейки, свистульки. В народных, колыбельных, обрядовых и плясовых песнях и частушках заложен огромный потенциал эстетического, нравственного воспитания. Правовая работа Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту. Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать. Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого обращения с ребенком; за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия. Социальный педагог должен знать законы об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Здесь следует помнить, что в истории нашего общества долгое время дети считались собственностью родителей и разговора о правах ребенка не было. Социальный педагог должен уметь решать вопросы усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, вступают в конфликты с приемными родителями. Социальному педагогу приходится решать проблемы усыновления: нужно ли скрывать записи усыновления от взрослых детей, имеют ли право родители хранить свою тайну, имеют ли право дети на информацию о своих истинных родителях. Лучше, если эти вопросы педагог рассмотрит вместе со специалистами. Вопросы об опекунстве и попечительстве полезно решать с юристами. Опека и попечительство — это защита несовершеннолетних детей. Опека устанавливается до 15 лет, а попечительство — с 15 до 18 лет. Опекун действует от имени опекаемого, он может распоряжаться его имуществом, а попечитель только помогает, советует подростку, но не распоряжается его имуществом. Опекуны и попечители назначаются из взрослых. Знания о правах опекуна полезны социальному педагогу. Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестокообращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. У социального педагога должна быть полная информация об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления и причинах их свершения. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д. Работа в летний период Из перечисленных сфер деятельности социального педагога следует остановиться на его работе в летний период, в летних лагерях труда и отдыха. Трудным подросткам больше нравятся «бродячие» лагеря, которые создаются на время, на несколько дней. В таких лагерях жесткая дисциплина: здесь, создавая малые группы, социальный педагог может наблюдать, как влияют дети друг на друга, кого признают лидером, как распределяются обязанности в группе с учетом способностей подростка. В малой группе быстрее подхватываются те или другие решения, есть большая возможность увлечь каким-то интересным делом, легче наблюдать за каждым воспитанником и контролировать его. При создании малых групп важно тщательно подбирать их состав, так как от этого зависит успешность воспитания, сможет ли такая малая группа за короткий летний период положительно повлиять на личность, ее участников. Интересным направлением работы социального педагога в летний период может быть экологическое воспитание ребят, его виды. Это организация поделок из природного материала, походы с целью изучения родного края, выпуск экологических листков, работа в лесничестве по охране леса, сбор лекарственных трав для аптеки. Завершая разговор о профессиональной деятельности педагога, полезно снова обратиться к наследию К.Д.Ушинского. Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его поведения. Можно это назвать «рецептом Ушинского для педагога». 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет. 9. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. 10. Никому не показывать этого журнала. Интересно о профессионализме учителя пишет в своей статье замечательный отечественный педагог В.Н.Сорока - Росинский о «Школе им. Ф.М.Достоевского» и дает достаточно оригинальную характеристику учителю. Он писал, что в педагогике и дидактике много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но никто — об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набор добродетелей, «имеются они у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой». Но ведь каждый учитель — личность, личность со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтому директор и завуч учебного заведения должны знать «в чем сила и слабость каждого из них, чтобы не возлагать на них бремень неудобности». Сорока - Росинский разделил учителей на несколько категорий. Так, у учителей «теоретистов» преобладают теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлеченная мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. «Сильная сторона таких преподавателей — хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку... Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильности исповедуемых идей... Они часто ищут новых путей, не удовлетворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идеи, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к открытию уже известных Америк. Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов. О таких долго хранится хорошая память... Но будучи сильны в теории, в знании методических приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников... Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроения ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для него учащиеся — объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Его конек — всякие тренировки в закреплении и повторении пройденного путем разнообразных упражнений, его ученики прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д., грамотно пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хорошо своих воспитанников, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, чтобы быть актером, они хорошие психологи. Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдохновителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, они интуитивно понимают сущность другого человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, которые превращаются в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей. Вопросы профессионального мастерства учителя издавна интересовали педагогику, начиная от Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского. Написано немало работ о профессиональном мастерстве и его части — педагогическом такте. В педагогическом процессе нельзя не учитывать педагогический такт учителя, процесс общения, процесс подхода учителя к воспитаннику. Нетактичный педагог неуместной шуткой, намеком, оскорблением испортит настроение ученику. Такого ученики не уважают. Воспитанники ждут от педагога внимания, понимания, приветливости, уважения к их мнению, уважительного отношения к себе. Ряд книг о психологии речи и педагогическом мастерстве принадлежат перу замечательного украинского психолога Ивана Емельяновича Синицы. После окончания Винницкого института социального воспитания (1932), а затем Киевского педагогического института преподавал украинский язык и литературу в с. Литки И.Е. Синица Киевской области. В годы Отечественной войны воевал. После войны работал завучем школы, а затем инспектором гороно г. Киева, в НИИ психологии Минпроса Украины, защитил кандидатскую (1954) и докторскую (1968) по психологии письменной речи учащихся. Ему принадлежит около 200 научных работ, в том числе 12 книг и брошюр. Его работы по психологии письменной и устной речи учащихся стали настольными книгами учителей. Большой популярностью пользовались его книги о педагогическом такте: «О педагогическом такте учителя» (1963, 1969), «С чего начинается мастерство» (1972), «О такте и мастерстве» (1976), «Педагогический такт и мастерство учителя» (1981, 1983).
Литература 1. Болотов В.Должность социального педагога скоро станет привычной // Учительская газета. — 1994. — № 9. 2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьника. — 1994.— № 2. 3. Вульфов В.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992. — № 5, 6. 4. Газман О. С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. — М., 1992. 5. Маслова Н.Ф.Рабочая книга социального педагога.— Орел, 1994. — 4.1. 6. Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. — Орел, 1995. 7. Синица И.Е.Педагогический такт и мастерство учителя. — М., 1983.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |