Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация эмоционального выплеска.




5.1 «Папа сделал удивлённые глаза и сказал: «Я знаю это слово, оно из тарабарского языка. Если его произнести несколько раз, постепенно можно забыть свой родной язык. Но есть выход: нужно попросить прощения у того, с кем поругался, кого обидел, обозвал». Лена не захотела забывать родной язык, она тут же попросила прощения у брата и больше не ругалась».

5.2 «Подумайте, почему Вы решили, что ребёнок хочет свалить свою вину на кота. Разве мы с Вами никогда не проливаем чай и не разбиваем чашек, а если такое происходит, боимся признаться в своей вине? Почему Ваш ребёнок может бояться сказать правду?

Ребёнок назвал маму «дурой» от обиды, что ему не верят. Наверное, стоит понять, что переживает мальчик. Просто пытаясь свалить вину на кота, он не стал бы так плакать и обижаться. Мы должны всегда исходить из хорошего, если нет доказательств обратного. Если мама не видела происходящего, она должна верить ребёнку. В сложившейся ситуации стоит сказать: «Наверное, я тебя действительно обидела, если ты так сильно расстроился и даже обозвал меня. Прости меня, пожалуйста». Если дальше ребёнок не попросит прощения у Вас за сказанное слово, можно добавить: «Но ты знаешь, мне теперь тоже стало очень-очень обидно».

5.3 Бабушка ей отвечала «А ты моё солнышко, а ты мне нужна, ты – моя красавица, ты – умница, ты – звёздочка, ты – розочка». Со временем девочка перестала обзываться, а стала говорить бабушке такие же добрые слова, как и она ей.

Днём за чередой событий девочка отвлекалась, а вечером снова возвращались грустные мысли, желание быть с родителями. Результатом страдания становилась грубость бабушке. У бабушки хватило мудрости понять, что девочка тоскует, страдает, и не обижаться.

5.4 «Мама ответила: «Сынок, как я могу быть идиоткой, я в своё время закончила школу, поняла эту тему». Она взяла из его рук тетрадь и учебник и доходчиво объяснила, как сделать домашнее задание. Ребёнок после выполнения уроков сам сказал маме: «Извини, меня, пожалуйста. Я был не прав».

5.5 Папа ответил; «Я пойду, да ты пойдешь… Кто же тогда ужин есть будет?» Дочь не ожидала такой реакции, при этом внутренняя напряжённость стала меньше, само состояние девушки благодаря спокойной, доброй, с юмором реакции папы стало лучше. Она извинилась и объяснила папе, что поссорилась с молодым человеком.

Ситуация педагогического конфликта.

6.1 «Рассуждая о ситуации конфликта, мы с Вами говорили о том, что первое, что должны сделать родители – это подумать, а важно ли то, что они требуют? Почему нельзя поехать в этой одежде? Может быть, в ней ребёнок будет чувствовать себя спокойнее? В конце концов, одежду можно будет поменять через день или через два.

Очевидно, что такое поведение девочки связано, прежде всего, с нежеланием ехать в больницу, со страхом больницы и того, что ей предстоит там пережить. Поэтому главное, что мы должны сделать – успокоить ребёнка, снять его напряжение, заверить, что мы всегда будем с ним. Можно предложить взять с собой куклу, чтобы девочке было веселее в больнице. Затем, одевая куклу, ещё раз подумать об одежде для себя».

6.2 «Самым простым было бы просто лишить дочь доступа к деньгам, скрыв новое место хранения денег. Но в этом случае отношение девочки к деньгам не изменилось бы. Напряжённость момента снизилась бы, но конфликт ребёнка и родителей остался. Родители понимали, что прятать деньги от собственной дочери – не решение проблемы.

Пытаясь настоять на недопустимости брать деньги без спроса, родители сказали, что в их семье существует такой закон – общие деньги можно тратить только на основе общего решения. Если ей нравится, когда действуют другие законы и каждый берет что хочет, то пусть живёт в другом месте, где это принято. Действие происходило в Анадыре на Чукотке. По мнению мамы, «другие законы» действуют у бомжей. Поэтому она предложила дочери отправиться жить в дом бомжей. В Анадыре был один такой дом. Девочка согласилась. Мама и дочь стали собирать вещи для переезда, сложили чемодан. Затем вышли из дома, пошли по городу. Девочка продолжала вести себя совершенно спокойно. Мама и дочь дошли до вышеназванного дома. В это время в дом направлялся мужчина, один из его обитателей. Мама бросилась к нему и стала объяснять, что привела к ним девочку и просит взять её к себе жить. Мама всучила напуганному бомжу чемодан и стала подталкивать девочку к нему. В этот момент девочка испугалась и стала говорить маме, что она хочет вернуться домой, и будет выполнять их правила. Мама и дочь вернулись. В дальнейшем девочка никогда не брала деньги без спроса».

Конечно, в данном решении был значительный педагогический риск, но сама ситуация оказалась достаточно сложной, так как в ней сплелось несколько проблем, связанных с эгоцентризмом девочки, желанием делать только то, что хочется и активно бороться за своё удобство. Оборотной стороной любви к единственному ребёнку часто становится его уверенность во вседозволенности, в своей власти над родителями.

Ситуацию можно было бы решить по-другому, например, через метод отзеркаливания (зеркальное повторение) поведения девочки: родители решили жить по правилам девочки, тратят деньги, на что хотят, а потом до следующей получки остаются даже без денег на хлеб и голодают. Убедившись на своём опыте, что так нельзя, девочка придёт к выводу, что надо жить по правилам родителей.

6.3 Мы понимает, что конфликт создан отцом, что он не прав, но, к сожалению, он навряд ли извиниться, даже если мы найдём свидетелей выгула собаки. Папа занимает авторитарную позицию, при которой такие конфликты не редкость, а извинения затруднительны. Хотелось бы, чтобы мама поддержала девочку и помогала ей не обижаться за отца и понять, что его повышенная требовательность к дочери связана с переживаниями за её судьбу, с недоверием к современной молодёжи в целом.

6.4 Наконец, мама сказала: «Давай вместе подумаем, как нам лучше поступить. Давай ты будешь ходить только в две школы, надо только выбрать, какую именно мы оставим – музыкальную или спортивную». Вместе взвесили все плюсы и минусы, пришли к общему решению».

Ситуация проступка.

7.1 Ребёнку самому неприятно мучить кошку, важно показать, что в угоду группе он предаёт себя. Стоит ли этого группа? Нужна ли ему такая группа? Ребёнок должен понять, что угодливость не повышает рейтинг в примитивной группе, а стимулирует дальнейшее использование такого члена группы остальными и его нахождение в низком социальном статусе.

7.2 «У данного проступка было несколько взаимосвязанных мотивов, до конца не осознанных самим ребёнком: привлечение внимания к себе, демонстрация своей обиды, маленькая месть. Родители должны показать, как сильно их расстроил проступок ребёнок, как им неловко перед тётей Мариной, при ребёнке найти для неё сухую обувь, извиниться за сына.

Когда гости уйдут или, если он устал, то на следующий день, нужно попросить ребёнка объяснить своё поведение. Нужно вместе с ребёнком подумать о мести – насколько нужно человеку это чувство, насколько виновата тётя Марина, стоило ли злиться на неё. Можно подумать о том, почему вообще возникла такая ситуация, кто в семье кого расстроил в течение дня. Затем нужно обсудить с ребёнком правила приёма гостей в семье, которые начнут действовать с сегодняшнего дня: если гости приходят к сыну, если они приходят к родителям».

7.3 В данном случае мотивом совершения проступка было стремление привлечь к себе внимание. Дети школы просили у девочки деньги, удивлялись ей, крутились вокруг неё. Через несколько дней после этих событий она ещё продолжала быть в центре внимания: школьники показывали её друг другу, пытались вновь просить деньги и т.д. Данный мотив у этой девочки является генетическим, достался её по наследству, а, значит, избавиться от него нельзя. Но важно помочь девочке понять себя, осознать наличие такой потребности и найти вместе с ней способ быть в центре внимания в социально позитивной деятельности (играть роль в пьесе, вести вечер, организовывать концерт или взаимопомощь в учёбе и т.д.)

7.4 «Родители поговорили с дочерью, показали, как они были расстроены ситуацией, и вместе с ней пришли к выводу, что подкуп – это не лучший способ решить проблему. Мотив девочки заключался в желании повысить свой статус в коллективе, подружиться с девочками класса. Это позитивный мотив, но удовлетворить его возможно только в социально позитивной деятельности. В какой?

Чтобы помочь девочке установить нормальные отношения с одноклассниками, классный руководитель решила организовать в классе девичник, на котором одноклассницы смогут сказать, что им друг в друге нравится, что не нравится, смогут показать себя, свои таланты. Родители помогли девочке подготовиться к девичнику, репетируя с ней её номер. Для вечера был куплен новый костюм. Сам девичник, чтобы создать доверительную атмосферу, учительница начала с рассказа о своих достоинствах и недостатках. Девочки разговорились, Оля узнала о себе, что девочкам не нравится её замкнутость и скрытность, а нравится – ум и внешность. Это придало Оле уверенности в себе при исполнении подготовленной песни, песня понравилась. Она решила спеть ещё одну, предложив ей подпевать. Ещё она показала девочкам свои рисунки. Девочки выразили восхищение и стали расспрашивать, где она научилась петь и рисовать.

После этого мероприятия отношения Оли с одноклассницами наладились, она легко шла на контакт, стала открытой и общительной. В дальнейшем она стала активно участвовать в общественной жизни класса и школы. Деньги больше никогда не брала».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...