Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как определить тип ситуации (на примере детской лжи).




Мы рассмотрели 7 типов трудных ситуаций и правила поведения взрослого для каждой из них. Казалось бы, всё просто – выясни, по какой причине ребёнок ведёт себя таким образом, определи тип ситуации и действуй в соответствии с техниками, предлагаемыми для данного типа ситуации. Чтобы определить тип ситуации, нужно знать, почему ребёнок ведёт себя именно так. Но легко ли это понять? Зачастую, сам ребёнок не понимает себя и не может объяснить своих действий, а на наши вопросы отмалчивается или отвечает: «Просто так», «Не знаю».

Для того чтобы разбираться в ситуации, необходимо достаточно много знать о самой проблеме, в русле которой лежит экспериментирующее поведение ребёнка. Под проблемой я имею в виду те качества, которые в сложившейся ситуации проявляет ребёнок: трусливость или жадность, ябедничество или грубость, хитрость или неаккуратность и т.д. Мы сможем более разумно и эффективно действовать, если имеем представление о возрастных особенностях осознания ребёнком данной проблемы, роли генетических факторов в преодолении связанных с ней трудностей, об аспектах проблемы, трудных для понимания ребёнка, о нюансах и обстоятельствах, значимых для анализа ситуации и т.д. Рассмотрим сказанное на примере конкретной проблемы – детская ложь.

Детская ложь.

Что делать, если ребёнок лжёт? Вчера сказал, что не знает, куда делись конфеты, хотя никуда, кроме как в его рот, они деться просто не могли. А сегодня упорно заявляет, что виделся с Незнайкой и что тот пригласил его в гости в Цветочный город. Как реагировать на эти слова? А что он скажет завтра? И не пойдёт ли действительно разыскивать Цветочный город?

К.И. Чуковский записал математический спор двух четырёхлетних соперников:

- Я на четвереньках умею.

- А я на пятиреньках.

- А я на шестереньках.

- А я на семиреньках.

- А я …

К счастью, дальше они не умели считать. Дошли бы до тысячерёнок.”

Как нам реагировать, услышав такой диалог? Ведь в запале конкурентной борьбы оба ребёнка перешли на ложь. Сделать детям внушение или просто посмеяться вместе с ними? Или правильнее сделать вид, что мы ничего не слышали?

Мой ребёнок разбил тарелку напополам, но соединил части и поставил её на место. Почему он поступил именно так? Может быть, надеялся на чудо, что она срастётся сама? Подумал ли он о человеке, который возьмёт завтра эту разбитую тарелку, о его чувствах? Почему не признался, что разбил тарелку? Неужели он так боится моего гнева? Почему? Не хочет меня огорчать или страшится возможного наказания? Когда я успела его так запугать? А действительно, если бы он сознался сразу, что бы сделала я?

У первоклассника пропал карандаш. Его обнаружили на парте другого ученика. Мальчика спросили: «Зачем ты взял чужой карандаш?» Он отвечает очень уверенно и искренне: «Я его не брал, у него же ножки. Он сам пришёл». Видно, что он верит в то, что говорит и путает реальность и фантазию. Что сказать ребёнку? 

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужно не только знать своего ребёнка, понимать его, уметь вести с ним диалог, но и разбираться в различных нюансах проблемы детской лжи.

Что нужно знать о лжи

Ложь – феномен общения, чаще всего речевого, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей, введении слушателей в заблуждение.

Предмет лжи - события и факты, немедленная проверка которых затруднена или невозможна.

Цель лжи – стремление добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное, поэтому первоначально он активно измышляет ей всё новые и новые подкрепления, а позже – полностью замалчивает. В тех случаях, кода ложь становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности – лживость.

Честность – потребность и привычка говорить правду - является одной из составных нравственности личности и задачей воспитания.

Однако принятой культурной нормой вовсе не является правдивость всегда и во всём. Социальные нормы допускают ложь-умолчание, ложь-милосердие, ложь-чуткость, ложь-спасение, то есть различные виды белой лжи. Допустимость этих видов лжи связана с заботой о благополучии людей, с пониманием, что правда может поставить человека в тяжёлое положение, что ложью можно иногда спасти друга из беды и т.д.

Особенности детской лжи.

Детская ложь может быть неосознанной, безвинной. Прежде чем начать лгать преднамеренно, ребёнок часто лжёт, не понимая этого. Таким образом, его ложь является безвинной. Например, ребёнок может спутать то, что было понарошку, и то, что было всерьёз. Фантазии его реальны, реальность его фантастична. Свои фантазии он не считает ложью, они – правдивый вымысел, украшающий жизнь, не больше. Обычно, в вымыслах ребёнок сам – герой своих рассказов; часто он отождествляет себя с персонажами сказок или мультфильмов, и это ему очень нравится. Малыш невольно верит сам тому, что говорит. Эту ложь можно назвать возрастной.

Малыш обожает розыгрыши. Он наслаждается, вводя Вас в заблуждение. Он стремится показать, что он вырос, и в чём-то даже превосходит Вас: ведь вы поверили ему, его обману. Например, он оделся и спрятался под кроватью, открыв дверь, чтобы Вы подумали, что он сам ушёл в детский сад. После ваших напрасных поисков он вылезает из-под кровати, гордый тем, что проявил смекалку, хитрость, равную Вашей, и надеется, что Вы вместе с ним порадуетесь удачному розыгрышу и похвалите его. В таком случае, мы сталкиваемся с ситуацией, трудной для самого ребёнка.

Невинная ложь у ребёнка нередко служит средством, облегчающим жизнь малыша, особенно когда родители всё время говорят ему “нельзя”. Посредством фантазии ребёнок может получить всё то, о чём мечтает. Он выдумывает сказки и ими украшает свою жизнь. В его фантазиях закодировано то, чего жаждет ребёнок, чего ему не хватает реально. Ложь-фантазия, выдумка, мечта– это его намёк и просьба, чтобы Вы догадались и превратили нереальное в реальность. Но этот период белой или безвинной лжи может затянуться.

Нередко ложь может поведать нам о том, что заперто в душе ребёнка, о его беспокойстве, страхе – в этом случае фантазии выполняют роль бальзама, снижающего сильное напряжение и страх.

Ребёнок может предлагать вам игру, в правила которой входит принятие вымышленной (какой же иначе, если это игра) игровой ситуации. Он утверждает, что не ел конфету, сжимая в ручках фантик от неё, не оттого, что лжёт, а не воспринимая ещё всерьёз, что говорит неправду. Он действительно не ел конфету, её съела собачка, в которую он играл. Это уже ситуация, возникшая в игре.

Как правило, до четырёх лет дети не нуждаются во лжи. В ней нет необходимости для жизни.Ребёнок делает то, что ему хочется, считая это правильным и честным. До четырёх лет дети просто не могут посмотреть на то, что происходит, глазами взрослого или другого человека. И только после 4-х лет ребёнок начинает задумываться: за что и почему его сегодня наказали, и можно ли было этого избежать? За что и почему его поощрили и как это повторить? Малыш ищет пути выхода из трудной ситуации, он экспериментирует и находит один из выходов – ложь, которая возникает, если ребёнку предъявляют непосильные для него требования или если его окружает слишком много запретов. Так может появиться сознательная ложь.

Чаще маленькие дети лгут в отношении окружающих их предметов («не брал», «не видел», «не трогал»). Это самая лёгкая ложь, гораздо труднее лгать о чувствах (особенно своих).

В жизненных ситуациях у ребёнка может возникать столкновение непосредственных импульсивных желаний и требований взрослого. Поскольку одним из сильнейших чувств ребёнка является стремление быть признанным, заслужить похвалу взрослого, ребёнок, нарушивший правило, прибегает ко лжи. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения, так как волевая сфера ребёнка ещё недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию своей вины. Итак, ребёнок может лгать, чтобы избежать наказания или получить похвалу.

Чтобы снизить риск возникновения лживости по этой причине, нужно ответить себе на вопросы: не доминирует ли над ребёнком страх наказания, страх унижения? Не завышены ли Ваши требования к ребёнку, когда Вы требуете от него то, что он не в силах выполнить? Не этот ли страх и невозможность избежать наказания сделали ложь щитом самозащиты?

Ребёнок может врать, чтобы избежать насмешек, когда случайно вдруг совершил что-то постыдное, осуждаемое. Ложь помогает ему скрыть свой стыд и оправдаться, когда он выдумывает странную историю, в которой выглядит героем.

Позволяете ли Вы ребёнку быть искренним? Или, узнав о его истинных чувствах, показываете, как сильно расстроены и читаете нотацию? Зная, как Вы будете реагировать на горькую и невежливую правду, ребёнок предпочтёт ей вежливую ложь: например, он не любит дедушку, который его постоянно дразнит, но на вопрос о своём отношении к нему он ответит, что любит его. Солгав, ребёнок одновременно и защитит себя от Вас, и будет выглядеть в глазах других вежливым и воспитанным. Ложь-вежливость и ложь-самозащиту невольно спровоцировали Вы.

Ещё одна возможная причина лжи в том, что ребёнок ощущает себя ненужным, игнорируемым, отверженным. Он пытается привлечь к себе внимание любой ценой и даже ложью. Пусть Вы за это разозлитесь, расшумитесь, заставите стоять в углу или даже отшлёпаете малыша, но зато ребёнок увидит, что Вы вспомнили о нём, что он Вам небезразличен – раз Вы заметили, что он солгал. Всё это будет относиться к ситуации, трудной для самого ребёнка, и для её решения сами взрослые должны измениться.

Благодаря лжи, ребёнок может почувствовать, что его любят, что мама готова его защищать. Например, одна девочка придумывала ситуации, в которых её обижала воспитатель в детском саду, чтобы вызвать в своей маме сочувствие и жалость, почувствовать её готовность защищать дочь. Когда девочка в первый раз пожаловалась маме, что ей на полдник не дали яблока, мама возмутилась и бросилась в детский сад восстанавливать права своей дочери. Девочка увидела готовность мамы действовать, ограждая от обид свою дочь, и это ей понравилось. Ведь это показывало, что мать любит свою дочь, готова бороться за неё. На следующий день дочь сказала маме, что ей не дали пирожок, и та опять стала шуметь и побежала выяснять отношения с воспитателями. Ситуация повторялась каждый день и убедить маму, что ребёнок просто выдумывает, чтобы ощутить внимание и любовь своей мамы было нелегко.

Ещё один пример. Девочка 6 лет каждый день говорит маме о том, что ей не хочется жить, что она хочет умереть. Мама напугана и реагирует на эти слова очень болезненно. Она начинает отвлекать ребёнка, пытаться вызвать положительные эмоции, радость, для чего общается с дочкой, читает с ней книги, играет и т.д. Девочка получает так нужное ей общение с мамой, её внимание. Конечно, она и завтра, и послезавтра будет говорить о нежелании жить, лишь бы видеть мамино пристальное внимание, заботу, ощущать тепло рук и глаз, которые пытаются защитить её от чёрных мыслей, слушать такие нужные слова о том, что она хорошая девочка и всё хорошо. Очевидно, в один из дней девочка сказала слова о нежелании жить под влиянием или какого-то фильма, или событий, далее последовала реакция мамы, которая оказалась очень приятной для ребёнка. Дальнейшее понятно – дети умеют анализировать события жизни и повторять то, что принесло им хорошие результаты. Но в ситуациях такого рода заложена большая опасность: ребёнок не просто придумывает, он может начать верить себе. Дети внушаемы. Дошкольник в процессе фантазирования сам на себя действует воображением, возникает самовнушение.                      

Ребёнок может врать, чтобы отомстить своим родителям или другим взрослым, с которыми находится в конфликте, которые его не любят и не любили, видно, никогда. Поэтому он им дерзит им путём лжи, вранья, дурных привычек.

Продолжим рассуждения, дополняя их определением типа ситуации из нашей классификации. Ребёнок может пытаться привлечь Вас к себе враньём, чтобы как-то выделиться среди остальных, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле, чтобы улучшить отношение к себе. Возможный тип ситуации – трудная для ребёнка или ситуация проступка.

Ребёнок с высокой самооценкой может пытаться поднять планку ещё выше путём вранья, чтобы ещё раз насладиться своим превосходством над другими. Обычное соперничество между детьми в одной семье может побуждать ребёнка лгать не только ради превосходства над другими, но и чтобы отомстить, доставить неприятности, донести из ревности как на виновного, так и на невиновного. Причём, чтобы ложь казалась правдой, он не жалеет своей фантазии и расцвечивает историю выдуманными уликами. В этих случаях совершается проступок, то есть ребёнок знает, что делает плохо.

Бывает так, что ребёнок лжёт, чтобы проверить собственные силы, своё влияние на всех. Ребёнок может просто проводить социальный эксперимент: а что получится, если я совру? Можно ли обмануть мою маму? В этих случаях это, скорее всего, будет проверка границ. Итак, определить тип ситуации не так легко, но главным по-прежнему остаётся понимание ребёнка, мотивов его поведения, его скрытых желаний.

Ребёнок может пытаться подражатьвзрослым, своим ровесникам или более старшим ребятам, наблюдая за которыми он узнал, что есть ложь.

Психологи отмечают, что дети демонстративного типа, которые имеют генетически доминирующую потребность быть в центре внимания, часто используют ложь, если им не удаётся достичь внимания другим способом.

Ещё один вид лжи – немотивированная ложь. Ребёнок пользуется ей как воздухом, едой, то есть как обыденной привычкой, и не хочет думать о последствиях обмана. Есть данные о её генетической обусловленности.

Степень проявления лживости может быть очень разной:

- Ребёнок обогащает рассказ выдуманными деталями, фантазирует, так как увлекается.

- Ребёнок привирает, приукрашивает, чтобы было интереснее его слушать, чтобы выглядеть героем.

- Ребёнок придумывает, что его обижают, чтобы вызвать сочувствие мамы и увидеть, как она его любит и готова защищать.

- Ребёнок боится говорить правду о своих проступках, чтобы избежать наказания.

 - Ребёнок оговаривает всё время одного и того же человека, чтобы доставить ему неприятности.

- Ребёнок заранее придумывает содержание ложной информации, чтобы добиться своих целей.

- Ребёнок получает удовольствие от процесса лжи, от того, что может манипулировать людьми.

В приведённых выше примерах мы старались идти от простого к сложному, чтобы вместе увидеть, насколько разной может быть подоплёка лжи. Любая ситуация – это предмет для уважительного обстоятельного диалога с ребёнком, совместного обсуждения возникшей ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 483.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...