Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности страхов ребёнка.




Ребёнок до двух лет часто не ведает страха. Потом эта врожденная программа включается и включается очень мощно, тотально.

В два года дети, например, боятся посещения врача. С трёх лет число конкретных страхов снижается, появляются символические страхи: темноты, высоты, одиночества. Ребёнок узнаёт, что есть смерть и боится потерять своих родителей.

Ребёнок не рассказывает о своих страхах, об увиденных страшных снах, так как проговаривание, по его ощущению, может оживить эти страхи. Например, ребёнок в контурах висящего над кроватью ковра видит дракона и боится его, но если рассказать об этом маме и попросить убрать ковёр, то дракон обидится и отомстит. Поэтому ребёнок молчит, и каждый день гладит дракона, говорит ему добрые слова, чтобы его умилостивить.

Более интеллектуальные дети имеют больше страхов. Неудовлетворённость родителей работой, жильём, жизнью увеличивает тревожность и количество страхов детей.

В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти. С 7 до 11 лет ребёнок больше всего боится “быть не тем”, сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.

Наличие страхов у ребёнка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребёнка. Тревожность дошкольников не является устойчивой психологической чертой, то есть от неё можно избавиться.

Ребёнок, не понуждаемый не бояться, обычно сам способен устранить свой страх.

Старшие дошкольники, младшие школьники начинают рассказывать друг другу страшилки, которые выполняют очень важные функции: выведения живущих внутри ребёнка страхов наружу и адаптации к страху. Ребёнок узнаёт, что другие дети тоже боятся, что он такой же, как все. Что после переживания страха в процессе рассказывания и слушания, не появляются ни “чёрная простыня”, “ни красная рука”, а продолжается жизнь, светит солнце.

Дети ищут риск, а в безрисковой жизни томятся скукой, начинают капризничать. Здорово, почувствовав страх, задержаться в нём, он может быть кайфом. Но нужно стоять на дорожке обратно.

Опасности: язва детского страха может не заживать всю жизнь и вылезать из ядра детской психики – страх форточки, дырки в ванной, родинок, писем, неба…

Возникновение страхов и их закрепление связано с действием внутренней программы и с внешними факторами. Пороги чувствительности к источникам страха строго индивидуальны. Тысячи детей посещают музеи восковых скульптур, а у одной девочки это привело к появлению нервного тика. Безобидная Баба-Яга на Новогоднем утреннике вызвала заикание у мальчика, хотя для всех остальных ничего страшного не произошло.

 

Типичные ошибки родителей:

1. Ориентация на правило: ”Ты мальчик, ты не имеешь права бояться”.

2. Использование в сложных ситуациях оценки: “Ты трус!”, которая должна побуждать ребёнка доказать обратное, но на самом деле, из-за функции внушения усложняет положение ребёнка, снижает его самооценку (как и п.1), веру в себя.

3. Уговаривание не бояться.

4. Высмеивание переживания ребенком страха.

5. В целях преодоления страха осуществление резкого погружения в ситуацию, вызывающую страх. Например, ребёнка, боящегося воды бросают в воду с лодки. Ребёнка, боящегося козы, подносят к морде козы со словами: “Ну, видишь, ничего страшного!” Для детей, характер которых генетически фундаментально тревожен, последствия могут быть очень тяжёлыми и необратимыми.

6. Демонстрация чрезмерного родительского страха за ребёнка.

7. Запреты рисковать.

8. Стремление убедить ребёнка в его беспомощности (опять же в целях повышения его безопасности).

9. Гиперзащита родителями ребёнка от реальных и мнимых угроз, которая формирует у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.

10. Восприятие неудачи, ошибки ребёнка как катастрофы. Отсутствие возможности учиться на собственных ошибках. (Не ошибается тот, кто ничего не делает. Анализ ошибки есть мудрость.)

11. Создание ситуации внутреннего конфликта ребёнка, которая вызывается чаще всего завышенными, противоречивыми или унизительными требованиями к ребёнку. Это вызывает развитие тревожности.

12. Отсутствие безусловной родительской любви ведёт к рождению социально-оценочного страха, когда ребёнок зажимается, напрягается в ситуации внимания к нему. (Любите нас черненькими, беленькими нас всяк полюбит.)

 

Задачи, которые должны решить умные родители:

Нужно понять, что признание страха делает человека свободнее, увереннее.

Нужно показать ребёнку, что у него есть опыт преодоления страха (когда-то было страшно встать на ноги, ходить, быть подбрасываемым папой к потолку и т.д.)

Нужно не избавиться от страха, а выработать умение владеть собой при его наличии.

Ребёнка нужно научить не бояться тревожиться и опасаться и не бояться показать другим свой страх (Не бойся бояться!).

Нужно помочь ребёнку уметь бояться: приручить дикий избыточный страх, научиться управлять страхом как рукой.

 

    Пути решения поставленных задач

Мы должны действовать в трёх направлениях:

1. Повышение самооценки ребёнка, его уверенности в себе, что достигается, прежде всего, через демонстрацию доверия, уважительного отношения к ребёнку, частым использованием похвалы, наград, поощрений его поступков и действий. Необходимо чаще называть ребёнка по имени, хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и всё остальное.

Эмоциональное напряжение детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям, нужно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М.И., К.Фопеля, Кряжевой Н.Л. и др. Полезен телесный контакт со взрослым, игры с телом, элементы массажа.

3. Отработка навыков поведения в травмирующей ситуации - постепенное снижение чувствительности к источнику страха. Например, если ребёнок боится темноты, сначала нужно научить его не бояться полумрака, затем не бояться быть в темноте вместе со взрослым, затем – быть там одному 2 секунды и т.д.

Как умно смелеют дети! Они избавляются от страха сами ступенчатым или поступенным методом. Ребёнок раз за разом возвращается к тому, что его испугало и старается изучить источник страха подробно и всесторонне. Например, мальчики съезжают с крутых горок, идут в те места, где их однажды поколотили.

Для отработки навыков поведения в ситуации, вызывающей страх, можно использовать кукольные или ролевые игры. Играя роль слабых, трусливых героев, ребёнок лучше осознаёт и конкретизирует свой страх. Используя приём доведения данной роли до абсурда, можно помочь относиться к страху как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребёнок приобретает уверенность, что он, как и его герой, способен справляться с трудностями. Сюжетами для ролевых игр следует выбирать трудные случаи из жизни ребёнка, перенося место действия во дворец, на корабль и т. д. Например, если ребёнок боится медицинского кабинета, мы играем с ним в сюжеты, в которых действует доктор.

Полезные упражнения (В. Леви Не бойся бояться): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй жуевич (разжевал и выплюнул свой страх).

 

 

Мысли, над которыми стоит подумать, в том числе, вместе с ребёнком

· Количество опасностей сегодня увеличилось, среди них - опасность быть запуганным до смерти (В. Леви).

· Жизнь, направленная на уменьшение рисков, становится сама по себе максимальным риском.

· Пуганая ворона куста боится.

· У страха глаза велики.

· Обжегшись на молоке, дуем на воду.

· Чем клясть тьму, зажигай свечу.

· Когда внутренне светило становится низко – тень делается чересчур большой и довлеет (В.Леви).

· Выход из тупика там же, где и вход в него.

· Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего (Сенека).

· Отдели смятение от его причины, смотри на само дело – и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха (Сенека).

· Тревога – это проценты, которые мы авансом платим нашим неприятностям (Уильям Индж).

Далее мы предлагаем тексты сказок, в которых затрагиваются различные аспекты переживания героями и восприятия ими страхов. За каждой сказкой следует небольшое количество вопросов, используя которые можно поговорить об услышанной сказке и помочь ребёнку осмыслить различные аспекты отношения к страху. Самое главное правило:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...