Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация педагогического конфликта.




2.6.1 «У моего сына возникла антипатия с учительницей физики. Она не ставила ему других оценок кроме двоек и троек. Ребёнок стал отказываться от посещения её уроков. По мнению классного руководителя, у этой учительницы в каждом классе были один-два нелюбимых мальчика, которых она всячески притесняла.

Решение: Так сложилось, что я случайно узнала о сложной жизни самой учительницы – её сын был наркоманом. Своему сыну я объяснила, как несчастна эта женщина и предложила мысленно жалеть её, что он и начал делать. Поразительно, но это подействовало. Учёба стала налаживаться, а через два года он стал её любимым учеником. На выпускном вечере учительница плакала, что теперь будет редко видеть Владика».

2.6.2 «В детском саду началось занятие физкультурой. Один мальчик сказал, что вместо физкультуры он хочет рисовать, и не будет заниматься вместе с остальными.

Решение: Воспитатель сообщает ребёнку, что сейчас они будут выполнять упражнение, которое у мальчика получается лучше, чем у многих, и он надеялся на его помощь в показе упражнения и помощи ребятам в его выполнении.

Как видим, педагог не обостряет конфликт, он, похвалив ребёнка, побуждает его преодолеть себя и сделать выбор в пользу занятий».

2.6.3 «Я тогда учился в 9-ом классе, у меня были проблемы с математикой и с учительницей математики. Я учился на три с минусом. Учительница вызывала к доске, вытаскивая бочонок лото из мешка. Чей номер в журнале соответствует номеру на выпавшем бочонке, тот и идёт к доске. Я украл бочонок номер 1, так как иду в списке журнала под эти номером. Несколько месяцев во время опроса я смотрел учительнице в глаза и улыбался. Потом она догадалась, был скандал, родителей вызывали в школу.

Решение: Мама, придя из школы, спросила меня, где бочонок. Я ответил, что он в столе. «Храни, детям покажешь, но это самое большее, что ты взял из чужого!» - сказала мама».

2.6.4 Девочка третьеклассница была в гостях у бабушки с дедушкой. После её ухода бабушка и дедушка обнаружили пропажу часов деда. Мама и бабушка пришли в школу, стали говорить с учительницей, вызвали девочку. От неё требовали признания в краже и угрожали, что если она не сознается, то расскажут об этом ребятам в классе. Девочка созналась. Мама её наказала.

Через некоторое время дедушка нашёл часы в пододеяльнике. Он их сам положил на кровать, а потом забыл.

Решение: Мама и учительница извинились перед девочкой, а бабушка извиняться отказалась. С тех пор девочка не ходила к бабушке. А через двадцать лет, когда бабушка умерла, она так и не пошла на её похороны».

 

Ситуация проступка.

2.7.1 «Мальчик Женя 4-х лет украдкой поднимает у мамы подол халата и заглядывает под него.

Решение: Мама сказала: «Ты поправил мне халатик? Какой ты молодец, внимательный и заботливый. В следующий раз ты мне можешь только сказать, что он у меня задрался, и я его сама поправлю. Хорошо? Ведь я – девочка, женщина, а девочкам не нравится, когда мальчики заглядывают им под юбку. Тебе ведь тоже не понравится, если девочки будут заглядывать тебе в штанишки?»

Женя пытается заглянуть под халатик украдкой, что говорит о том, что он чувствует, что поступает плохо, хотя он очень мал и может не совсем понимать, почему так делать нельзя. Поэтому предложенное решение направлено на объяснение неправильности действий.

2.7.2 «Мальчик Антон учится в 3 классе на «хорошо» и «отлично». Родители ребёнка поощряли его за хорошую учёбу и по итогам каждой четверти покупали ему то, что он хотел. Но в конце третьей четверти ребёнок получил тройку. Он решил скрыть наличие тройки, переправив оценку 3 на 5. На родительском собрании учительница сообщила об одной тройке в четверти у ребёнка. Родители спросили ребёнка, почему он солгал. Антон объяснил, что он очень хотел компьютер.

Решение: Родители сказали: «Нам было очень неприятно на собрании, когда мы не знали, кому верить. Нас очень огорчило, что ты смог солгать. Мы купим тебе компьютер, но запомни, что если ты будешь нас обманывать, даже учась на 4 и 5, мы не будем тебя поощрять и ничего больше тебе не купим, так как правда всегда лучше, чем ложь. Если ты сам себе поставил пять, то теперь постарайся сделать это правдой. Оценку можно исправить, если упорно заниматься, в том числе, при помощи компьютера». В дальнейшем ребёнок не повторял свой проступок».

В этом случае родители посчитали, что сам факт раскрытия лжи и демонстрация чувств родителей, связанных с проступком, уже достаточное наказание для ребёнка, поскольку он обманул их впервые. Они верят в своего сына, в его стремление к хорошему.

2.7.3 «Два мальчика 10 и 11 лет залезли в сад на участок бабушки и стали собирать яблоки и сливы, выросшие на участке, в пакеты. Их увидела женщина, которая находилась на своём расположенном рядом участке.

Решение: Она сказала ребятам: «Какие Вы молодцы, что помогаете бабушке Марусе, а то ей тяжело, она всё одна да одна. Вы собирайте аккуратно, грядки не топчите. Мы скоро поедем домой и завезём ей собранные Вами пакеты. Можно ещё и лучку нащипать с укропом. Вот уж она обрадуется таким помощникам!» Немного смутившись, мальчики начали аккуратно рвать лук и укроп и укладывать их поверх набранных яблок. «А мы сами хотели принести эти пакеты бабе Марусе», - ответил один из мальчиков.

Пакеты мальчики доставили сами. После этого они не один раз добровольно помогали старушке и получали от неё за помощь гостинцы в виде слив, огурчиков, цветов к 1 сентября и т.д.»

2.7.4 «Мой сын из успешного начал превращаться в двоечника-драчуна. Причина была явная – мальчик очень ранимый и тонко чувствует настроение моё и мужа. А мы как раз месяц назад серьезно поссорились – дело дошло до развода (хотя мы 11 лет живем дружно). Почему он стал учиться хуже? Это его защитная реакция на наш конфликт. Если он всегда учился хорошо, то теперь мы обязательно обратим внимание на его двойки и единицы и переключим внимание со своей проблемы на него.

Решение:

Нам с папой удалось помириться, отчасти, благодаря реакции сына. Но возникла проблема: как восстановить учёбу. Закрылись с ним в комнату и секретничали – я придумала на ходу игру про секретных агентов, которые должны доказать всем, кто им не верит, что они лучшие. Чтобы он захотел измениться, аргумент у меня был один – «вот посмотришь на реакцию учительницы, которая махнула на тебя рукой, и на папу, который перестал верить в твои силы, когда ты принесешь в дневнике первую «5» после «2».

У нас накапливается игровой опыт. Мы ведь с ним – секретные агенты. И вот через несколько дней – наша первая «5» в дневнике и благодарность. Но на этом наша работа не закончены – ведь уроки задают каждый день, и учить их надо не потому, что надо, а потому, что хочется проверить свои способности. Работа продолжается».

2.7.5 «В восьмом классе все мои одноклассники вдруг резко стали курить. Я сначала отказывалась, а потом подумала: «Что я, хуже других?» И как-то раз после школы я закурила вместе со всеми. Когда я пришла домой, от меня, от моей одежды, волос пахло табаком.

Решение: Мама, поздоровавшись со мной, глубоко вздохнула и спросила: «Зачем себя ядом травить?» Папа же после ужина достал пачку сигарет, протянул её мне и серьёзно спросил: «Ну что, покурим?» После этого все мои опыты с курением закончились».

Многие родители, прочтя этот пример, тут же начнут оспаривать действия родителей, ведь они не ругали, не наказывали, а прореагировали очень спокойно. А что если ребёнок в ответ на предложение покурить возьмёт сигарету и закурит? Ведь это более чем вероятно.

Да, это вероятно. Но родители знают своего ребёнка, они выбрали безошибочные действия именно по отношению к своей Саше. А нам нужно думать о том, что поможет нашему ребёнку. Но при этом нужно понимать, что угрозы и наказания помогают в наименьшей степени.

2.7.6 Родители, заботясь о благополучии и здоровье сына, не разрешали Никите употреблять алкогольные напитки. Двое одноклассников Никиты (ученики 8 класса) каким-то образом купили пару бутылок пива и бутылку водки. После школы подростки сидели в парке и распивали напитки, пригласив с собой в компанию Никиту. Ближе к вечеру родители забеспокоились, что сына долго нет, на звонки он не отвечал. Но спустя некоторое время Никита явился домой. Он шатался, было видно, что Никита пьян. Родители были шокированы состоянием их сына. Мать накричала на Никиту, что им стыдно за сына, который пьяный приходит домой; стыдно перед соседями, которые будут обсуждать эту тему и упрекать их за воспитание алкоголика. А отец сказал, что поговорит с ним завтра утром, конечно, лишит «гулянок» и карманных денег. Никита не выдержал эмоционального натиска родителей и, хлопнув дверью, ушёл из дома.

Решение:Надо было показать радость, что сын вернулся и закончился страх ожидания. Далее показать, что Вы удивлены и обеспокоены его состоянием. Важно разговаривать с подростком спокойно и уложить его спать, не проводя разборок. Когда ребёнок находится в изменённом алкоголем состоянии сознания – это бесполезно.

Разговор должен состояться на следующий день, причём разговор спокойный и доброжелательный. Важно сказать, что родители тоже в своей жизни совершали проступки, но старались их не повторять. Чтобы не повторить, важно понять, почему это было сделано: за компанию или из желания попробовать? Если за компанию, то так поступают только зависимые слабые люди, которые боятся быть собой. Если из желания попробовать, то он уже попробовал. Что он сам хочет делать дальше? Можно ещё раз вместе с ребёнком подумать, почему не следует употреблять спиртные напитки: влияние на здоровье, на интеллект, неуправляемое поведение, опасность возникновения зависимости и т.д.

2.7.7 «Мальчики катались в жилом доме на лифте. Одного из них поймала вахтёрша и потребовала с мальчика деньги в качестве штрафа. Она сказала ему, что если он не принесёт деньги, она потребует с его родителей ещё больший штраф официально и опозорит его семью. Мальчик испугался и взял деньги у мамы без спроса, чтобы уладить ситуацию.

Решение: Когда мама узнала о пропаже денег, она сильно отлупила сына и наказала его.

Данные действия мамы показали ребёнку, что мама ему не верит, думает о нём плохо, не стремится понять, что с ним происходит, и деньги для неё дороже и важнее сына. В дальнейшем отношения мамы и сына разладились, он стал воровать у мамы деньги. Вот так обычные ситуации могут получить тяжёлое негативное развитие.

Что же надо было сделать? Ребёнок совершил два проступка. В первом – катании на лифте – мотивом было желание проверить свою смелость. Во втором – воровстве денег у мамы – мотивом стал шантаж вахтёрши и желание сохранить проступок в тайне, не расстраивать маму. Узнав о пропаже денег, необходимо было выяснить, зачем они потребовались сыну, что произошло (делая акцент на том, что Вы понимаете, что Ваш сын мог взять деньги без спросу только в какой-то чрезвычайной ситуации). Узнав всю историю, необходимо объяснить, что если что-то подобное происходит, важно сразу рассказать об этом маме, ведь вместе мы всегда найдём решение. Далее поговорить с вахтёршей, сказав, что мама знает о проступке ребёнка, он больше не будет кататься на лифте, но не будет платить никакого штрафа».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...