Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жанр детективной новеллы в творчестве Э. По, его влияние на европейскую детективную литературу.




Детективы Эдгара По принесли писателю мировую известность и славу. В новеллах популярного автора описываются приключения героя-сыщика, который разматывает клубок загадок методом рационального анализа. Для того чтобы читателю было легче следить за ходом расследования, автор вводит в свои детективные романы менее сообразительного напарника, который и ведет рассказ. Таким образом, в новеллах Эдгара По более смышленый детектив в подробностях объясняет своему медлительному другу ход своих «уникальных» мыслей. Эта традиция, которая впервые была заложена именно в детективных новеллах Эдгара По, в дальнейшей истории литературы еще не раз будет всплывать у различных писателей — детективщиков: в паре будут работать Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Эркюль Пуаро и полковник Гастингс и т.д.

 

Детективы Эдгара По динамичны и оригинальны — писатель все время вводит какие-то новые переменные, о которых читатель не может догадаться сразу. Так, например, в новелле «Золотой жук» Вильям Легран мастерски расшифровывает сложную криптограмму (тайнопись), с помощью которой пират Кидд указал место, где спрятаны сокровища, а в новелле «Убийство на улице Морг» сыщик-любитель Дюпен находит решение, в поисках которого безрезультатно бьются лучшие умы парижской полиции. Преступление, о факте которого говорится в начале рассказа, показания свидетелей, логика рассуждений и вывод сыщика, комментарий повествователя и, как итог, установления личности преступника, — все это дает цепочку четко продуманных и выстроенных один за одним логических элементов, на основе которых и строятся практически все новеллы Эдгара По. Кстати, что касается основных героев новелл Эдагара По, то здесь мы сталкиваемся со знаменитым Дюпеном — центральный персонаж рассказов писателя. Дюпен — аристократ, получивший солидное образование, любит книги, много читает, работа сыщика привлекает его как источник эстетического наслаждения. В новеллах Эдгара По ключевые герои (выступающие на стороне добра и справедливости, естественно) обладают рядом уникальных и поразительных качеств: тончайшая интуиция, смелость, креативность хода мыслей, яркость воображения, которые и обеспечивают успех расследования. Так, в новеллах Эдагара По, господин Дюпен, даже не покидая личного кабинета, а только благодаря блистательной логике и стройной цепочке рассуждений обнаруживает убийцу.

Художественный стиль детективов Эдагара По отличается предельной простотой и лаконизмом. Автор активизирует логическое мышление читателя и мастерски вовлекает его в процесс расследования запутанных преступлений. Всем любителям детективного жанра советуем прочесть хотя бы один рассказ писателя и, поверьте, Вы уже не сможете остановиться!

 55.Своеобразие поэтических произведений Э.По. Авторский анализ

Стихотворения «Ворон»

 Тут начинаются американцы. И их пары страниц нет )))

Классический прием двойничества. «Вильим Вильсон» - абсолютное воплощение. Рассказчик с именем. Двойник идеален, его все любят. Рассказчик мучительно завидует.

Земную несовершенную реальность отражают комические «Без дыхания», «надувательство как точная наука». Отражают разные виды деятельности. «Человек которого изрубили в куски».

Говорил, что есть уровни безусловно высшие и есть переходный этап – перерождение из куколки в бабочку «Повесть скалистых гор», «Дневник Джулиуса Родмана», «Повесть о том что случилось с мистером Вальдемаром»

Христиан Фридрих Геббель

(1813-1864)

Один из крупнейших немецких драматургов 19 века, творчество которого нельзя отнести к какой либо школе или направлению. В его произведениях элементы романтизма, реализма, приемы изображения характеров , элементы натурализма и символизма. Формирование модели Геббеля 30-е годы 19 века, поэтому с одной стороны Геббель не может не реагировать на открытия сделанные немецким романтизмом. Ему интересна мифологическая составляющая. Интересовался исключительно личностью, способной противопоставить себя существующему закону. Есть парралели между творчеством Геббеля и Клейста – «Пентесилея» и «Юдифь». Интерес к мифологии, почти не интересовался древнегреческой.

«Юдифь» (1840) – первый настоящий успех, стипендия датского короля. «Мария Магдалена» (1844), «Нибелунги» (1855-60) и др.

Интерес к мифу как к первооснове.

«Юдифь». С одной стороны тяготение к классической драме, античности и что жанр трагедии – попытка не уступить античным авторам. Античная трагедия – трагедия рока Вина героя не абсолютна. Любой герой во власти фатума, высшей силы. Мысль – загадка в самом нем, личностное начало, исключительность воли способны переломить обстоятельства и общество за правду погибшего героя. Геббель создает не образы- схемы, а характеры. Он не романтик, но еще и не реалист. Приемы анализа.

Всякий сюжет – некая символика, конструкция. Уровень внешнего мира – за шифрованность образов.

Неомифологизм – право художника

Очень серьезная любовная линия. Она – христианский мир. Олофен – языческий.

«Небилунги». Зигфрид – классическая фигура. 2 лагеря. Трагичная война. Зигфрида освобождает кольцо небилунгов, освобождает хаос, меняет мир и цепь трагических событий. Гибнут многие, в том числе Зигфрид, конфликт язычества и христианства. Победа христианства. Дионисическое (хаос \ начало и аполоническое). Столкновение свободы и необходимости. Не безликая судьба управляет человеческой жизнью, а сам человек, если он достаточно силен. Чем сильнее воля, тем более удается. Сверхчеловек, о судьбе которого можно только мечтать. Нет не прославления, ни осуждения. Зигфрид – мечта. Герой незнающий меры, очень опасен, готов изменить мир под себя, но цена слишком значительна. Трагическая вина.

Эдгар По

 Личность человека освобождается от телесной оболочки. Основные новеллы – “Повесть скалистых гор”, “Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром”.Смерть человека по По не является финалом, он развивал идею о тождестве. Не изображает религиозный космос, писатель опирался на мотивы странствия души в поисках истинных составляющих, которые по разным причинам этими душами не обреталось.

В “Скалистых горах” символическое изображение человека, убитого в боевых условиях – военного. Имя этого человека указывает на то, что бытие души после смерти возможно. Душа может смотреть на себя со стороны. Человек чувствует возможность вспомнить начало себя. Душа тяготеет к форме, которую она утратила. В этом пространстве стремится найти покой и место среди ангелов.

У По была серьезно написанная теория строения вселенной. В романе неслучайно было понятие “романтическая ирония”. Некоторое отстранение с ироническим оттенком возможно в абсолютно серьезных текстах. Жизнь между земным и потусторонним, очень развита тема гипноза. По интересовался теорией сновидений, психологических аномалий и темой смерти.

Здесь есть философская проблематика. Читатель держится в напряжении – такова функция гипнотизера.

У По тема гипноза очень хорошо трактуется: власть одного над другим. “Дневник Дж. Гофмана” – дневник человека, который собирался путешествовать на Южный полюс. По считал, что Южный полюс – вход в центр Земли, где есть переход в иное пространство. Достижение Южного полюса = достижение того пространства, где человек переходит в состояние смерти. Образ Бога – “фигура во всем белом” – отнюдь не научное изображение перехода.

Тема имеет и научную, и философско-мистическую подоплеку. Символический путь обретения истинного бытия. Движение на пути к существующему истинному. Люди-помощники у По трактуются как двойники. Функция только намечена.

“Повесть о приключениях Пима”. По был матером малой формы, но многие считают, что это недописанный роман, очень объемное произведение. Событий в его новеллах мало, поэтому это новелла по структуре. Мотив пути, путешествия, дороги. Поиск идеального пространства, образ корабля. Образ океана и корабля – символичны, но есть образ трюма – символ нахождения в лоне матери. Выход из трюма – начало нового бытия. Путь Пима намечен. Для других, кто не понимает подтекста, есть внешний сюжет – почти приключенческая повесть.

“Рукопись, найденная в бутылке”. Образ корабля (= летучий голландец), который странствует по океану, не находя прибежища. Там есть люди, но их форма старая – блуждания длится не одно десятилетие или столетие. Жизнь – это короткий и трагический отрезок, - стремление к смерти как к освобождению.

“Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром” – основная тема – клиническая смерть. Человек на грани между двумя мирами, не может передать живым, что он чувствует. Ставили опыты. Что мог видеть человек после того, как его откачали? Цена была очень высока: человек буквально поглощался тем знанием, которое требует больших энергетических затрат. То, что они оставили, важно для литературы. Третий уровень бытия – идеальное состояние души, которая приближается к Богу. Новеллы не могут быть бессюжетными. Это нечто вроде философско-художественного эссе.

“Поместье Арнгейм”, “Долина Лендера”. Эти тексты – это действительно философские миниатюры, в которых изображается некое пространство, но более земное. Существует представление, что есть множество проходов, когда человек ищет и не может понять свое предназначение.

“Сила слов”, “Разговор Эйроса и Харнеоне”, “Беседа Моноса и Уны”. Восстанавливается картина, как именно создавалась земля, что такое материя, истинное бытие, в котором есть определенная иерархия. Узнав смерть, души не обладают полным знанием. В его концепции Бог не является последней фигурой: есть некая идея, которая недостижима.

Таким образом творчество По представлено поэзией, малой прозой и философско-лирической поэмой “Эврика”, большое количество литературно-критических статей.

Вообще английско-американская наука опирается на По как основоположника американской новеллы. Детективные новеллы находят место в трехуровневом пространстве. Особое соотношение между рациональным и иррациональным. По из-за символизма его новелл многие последователи русского символизма буду считать своим предтечей. Бадлер его продолжатель. Валерий Брюсов и Бальмонт. Русские символисты переводили По, который показал мир, в котором есть идея у всего, все одухотворено. Все тождественно миру посмертному. Гротеск изображает сатирическое отношение к действительности. Отражение антропоморфного мира, все в мире переплетено. В дальнейшем гротеск прошел множество стадий: средневековый гротеск, гротеск Возрождения. Есть гротеск романтический.

Символ звериного стиля в искусстве. Гротеск – соединение разнородных элементов в единое целое. Гротеск приходит на современном новом этапе. Он может отражать трагическое мироощущение. Гротеск – средство критики существующего мира. Гротеск выражает не только иррациональные, но и идеальные формы бытия. Философский гротеск выражает космотологические идеи.

Американский романтизм – поздний. Многие писатели завершают свою карьеру в 60-70, 70е, поэтому американский романтизм будет тесно связан с американским неоромантизмом. Лавкрафт в начале 20го века соединяет принципы философско-мистического письма, По своими идеями, на основе его литературы формирует жанр триллера. Элементы научной фантастики, безличное тело, не животное и не человек, это змееподобное существо, недоразвившееся. В результате это существо либо вползает, либо выползает. Тематика инфернального мира.

 

Влияние европейской и американской романтической литературы на творчество русских писателей. Романтизм и его второе рождение: неоромантизм и литература модернизма.

Из всех литератур наибольшее влияние оказали две – немецкая (философия Шеллинга и творчество Гофмана) и американская.

НЕМЕЦКАЯ.

Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители», «Двойник, или мои вечера в Малороссии». Фрагмент «Лафертовская моховница» - ситуация влюбленности в куклу.

Владимир Одоевский «Городок в табакерке» - удивительно сложная вещь, и кто эта пружина. Цикл «Русские ночи» - ночь – время откровения, духов. «Пестрые сказки» - во многом на Гофмане.

Николай Полевой «Блаженство безумия», «Русская готическая проза», «Русские романтические повести»

Гоголь «Записки сумасшедшего», «Портрет»

Булгаков «Собачье сердце», «Диво-Илиада», «Мастер и Маргарита».

Владимир Орлов «Альтист Данилов»

 

Английский романтизм, готический роман и Байрон.

Пушкин «Пиковая Дама»

Лермонтов «Что-с?»

Гоголь «Портрет», «Страшная месть»

А. Толстой «Семья вурдалака», «Упырь», «Встреча через 300 лет»

М. Загвоздкин «Концерт бесов», «Нежданные гости»

БАЙРОН

Пушкин «Евгений Онегин»

Лермонтов «Демон», «Герой нашего времени».

Больше внимания – неистовые романтики – Ж. Санд, Б. Констан, В. Скотт, Э. Сю.

АМЕРИКАНСКАЯ

Наиболее крупное влияние на русскую литературу оказало творчество Э. По. Впервые перевод и комментарий появился в журнале Достоевского, который назвал его произведения рассказами. Достоевский делает акцент на совмещении жизнеподобного изображения и фантастических элементов По. В частности, на русскую литературу повлияли «Колодец и маятник» и «Сфинкс». В них – актуализация специфических качеств человека, тексты превращаются в специальную литературу о паранормальном. Синтез логики и воображения.

У Одоевского идея тождества – все зеленое окрашивает мир небытия. Влияние немецкой литературы на него больше.

У Достоевского «Двойник» - под определенным влиянием Гофмана и По. Сумасшествие Голяткина.

У Тургенева «Призраки», «После смерти». Причем оба текста можно назвать постмодернистскими.

Творчество Александра Грина. «Серый автомобиль» - новеллы о двойниках.

В. Брюсов и К. Бальмонт. Оба переводили собрание сочинений По.

Русские символисты считали По и Бадлера ключевыми авторами французского и русского символизма. Из младших символистов о По много писал Блок. И даже Ахматова очень ценила его «Маску красной смерти». Большое влияние По и его рассказы оказали на Сологуба.

Гайто Газданов – наиболее значительное влияние на его роман «Призрак Александра Вольфа». Еще у него есть эссе, посвященное По.

Готорн. В меньшей степени повлиял на русскую литературу, более всего – в прозе Серебряного века, - Сологуб «Отравленный сад» - использует мифологему сада.

Вашингтон Ирвинг. «Сказка об арабском астрологе» и «История Нью-Йорка» - «Сказка о золотом петушке» и «История села Горюхина» Пушкина.

Русская литература обращается к той литературе, которая оказывается психологически и философски глубокой. Немецкая – идеалистическая концепция мира, сочетается с русским православным символическим идеализмом. Появление лишних людей, героя нашего времени.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...