Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Http://www.detskiysad.ru/raznlit/zarubezhnaya15.html




31 .Тема "мировой скорби" в произведениях Байрона.'

На первый взгляд может показаться, что мотив «мировой скорби» еще укрепился от первых песен к заключительным: природа противостоит обществу, смерть освобождает от страданий. Критика общественных установлений, романтически образная, «чувственная», сочетается с провозглашением гибельности для человека вредного общественного бытия, с утверждением бесперспективности социального существования человека, с мотивом неизбывной горечи жизни как абсолютной данности. И все же идеи горестного одиночества, жажды забвения и покоя, провозглашенные эпиграфом третьей песни, оказываются на ее протяжении вытесненными жаждой действия, стремлением к жизни активной и осмысленной. Сомнения, противоречивые мысли поэта, «спор с самим собой» (А. А. Елистратова) особенно откровенно выявились в четвертой песни «Паломничества Чайльд-Гарольда». История как замкнутый круг или ее прогрессивное поступательное движение, постижение человечеством истины на долгом и трудном пути познания или пребывание его в вечных сумерках заблуждений, вечное рабство или грядущая свобода — круг этих проблем и решений составляет во многом основу песни, и мы становимся свидетелями того, как оптимизм и вера в будущее в тяжком борении побеждают сомнения, неуверенность и горестное разочарование автора. Все вновь и вновь идут поиски объективных законов истории. Законы развития не только враждебны человеческим устремлениям, как это понималось в первых песнях поэмы: они, полагает Байрон, могут быть обращены на пользу человечества.

 Тема Времени — мстителя, святой надежды, карающей подлость и насилия, переплетается с мыслью о том, что действительность тоже может быть прекрасной. Это свежо и ново для Байрона периода работы над поэмой.

Общая тональность философских драм глубоко пессимистична. Однако нельзя забывать, что так называемая «мировая скорбь» Байрона, наиболее полно выраженная в «Манфреде», была своеобразным протестом против всесилия феодально-католической реакции, против разгула политического террора в полицейских государствах первой трети XIX века. Это было время, когда, как писал один историк той эпохи, «...из гробов поднялись древние скелеты и привидения, точно выходцы с того света, - чудища и пугала старого порядка; и настали годы тьмы и скрежета зубовного...». Между тем наемные писаки и ренегаты расхваливали на все лады режим Реставрации, «союз алтаря и короны», «богом данную английскую конституцию денежных мешков» (Шелли), изо всех сил тщились доказать, что установившийся в Европе политический строй обеспечивает на вечные времена процветание и благоденствие наций.

 В противоположность казенному оптимизму официозных писак, Байрон своими произведениями (в частности, драмами) будоражил сердца и мысли, его пламенная скорбь, его горечь и ирония сеяли сомнения и недовольство. В эпоху торжества католической церкви, мальтузианства, всеобщего уныния и неверия в идею социального прогресса Байрон поднимает на щит материалистическую философию, утверждает веру в мощь человеческого разума.

 В своих философских драмах Байрон снова ставит тот большой и мучительный вопрос о причинах победы реакции и о причинах поражения французской революции, над разрешением которого он так много раздумывает во всех четырех песнях «Чайльд Гарольда». Но на этот раз проблема ставится в философском плане - поэт «вызывает на суд разума» все установления современного ему общества: мораль, религию, науку, философию. Глубокое разочарование, вызванное поражением итальянской революции, породило сомнения поэта в правоте материалистической философии («Древо знания не есть древо жизни». «Знание приносит лишь одно страдание», - горестно замечает Каин, выражая мысли самого Байрона о том, что просветители ошиблись, что человеческий разум и добрая воля людей не являются единственной и главной пружиной общественного бытия). И снова, как и в первых двух песнях «Чайльд Гарольда», Байрон приходит к пессимистическому выводу, что весь ход истории глубоко враждебен делу прогресса и демократии.

Проблематика философских драм Байроиа «Каин» и «Манфред». Проблема

Сценичности..

Действия в поэме « Манфрэд» почти никакого нет. Один большой монолог. Все конфликты внутри героя. Конфликт сознания.

Связь с Фаустом, он так же пытается постичь мир, но ему не удаётся познать то, чего он хотел. Плюс любовь с женщиной, которой он жертвует. Лишь её голос есть отношения Манфреда с миров, только в монологах и разговорах с собой. Мыслитель отказался от общества ради неких умозрительных конструкций. Жажда познания и власти.

В Итоге он лишён семьи и отношений. Но он намного выше людей, ближе к космосу. Нов результате его трагедия в том, что он между небом и землёй. Он не может вернутся к обычным людям до конца и проникнуть в прошлое.

Главны йгерой завис между божественной сущностью и приземлённой грязью.

 

ЗЗ. Концепция образа Дон Жуана в одноименном романе Байрона.

Образ Дон Жуана – классический тип, прошедший уже большую эволюцию. В первых вариантах он отрицательный герой, у байрона Д.Ж. – юный мальчик, в отличие от остальных, где он был уже за 30. Уже не женщины его жертвы, а он жертва женщин. Был внешностью хорош, но похож чем-то на женщину. Байрон хотел показать эволюцию героя, важно было показать разные типы любви и разные типы женщин.

 

 

Творчество П.Б. Шелли. Интерпретация темы свободы в произведениях «Освобожденный Прометей», «Ченчи».

Перси Биши Шелли (1782-1822).

В начале своего пути Шелли находился под влиянием Уильяма Готфина и его политологического «Исследования о политической справедливости». Дом Готфина был одним из популярнейших, кружок его включал знаменитых лиц. Мэри Шелли была дочерью Готфина.

«Королева Меб» 1813 – философская поэма. Шелли использовал форму средневековых видений, но пополнил ее политическим содержанием.

«Юлиан и Маддало»1818.

«Ченчи» 1819.

Ключевой темой становится проблема свободы и проблема нравственных границ свободы.

Философско-аллегорические поэмы: «Восстание ислама» и «Освобожденный Прометей» 1820.

Прометей в литературе – фигура универсальная. Одни воспринимают его героем, другие – революционером. Шелли создает своего героя по принципу свободы духа. Задается вопрос его свободы. Его Прометей – синтез Христа и революционера. Идея социалистического равновесия была популярна – у Шелли Прометей – освобожденный.

Эта идея касается темы любви. Шелли выставляет, как человек – Прометей – совершает сексуальную революцию. Он сторонник свободной любви. Судьба Шелли – иллюстрация к этой поэме. Когда он познакомился с Мэри, он был женат. Первая жена Шелли покончила с собой из-за измены. Новую форму любви он отразил в трактате «Философия любви и торжество жизни» 1822.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...