Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ранний французский романтизм. Творчество Шатобриана, М. дс Сталь, Б.Констана. Становление психологического романа.




Атала или Любовь двух дикарей.

Атала считается дочерью вождя племени мускогульгов, но настоящий отец ее — испанец-христианин Филипп Лопес. Христианкой была и мать Аталы, крестившая дочь и воспитавшая ее в христианской вере. При рождении А. мать ее дала обет, что девушка сохранит целомудрие и посвятит всю свою жизнь царице небесной. Перед смертью матери А. по ее просьбе поклялась ей, что не нарушит обета. Меж тем А. повстречала Шактаса и полюбила его так сильно, что, дабы избежать соблазна и не стать клятвопреступницей, принимает яд. Как выясняется после встречи влюбленных с добродетельным священником отцом Обри, христианская религия не требует напрасных жертв: девушку можно было освободить от обета, стоило только испросить на то разрешения у епископа. Однако А. проявила самоволие и лишила себя и Шактаса возможности насладиться счастьем супружества. Изображая одежду А., ее повадки и строй речи, Шатобриан отдает щедрую дань североамериканской экзотике и «местному колориту», но психология А. выдает в ней существо, не чуждое европейской цивилизации; автор наделяет ее меланхолической чувствительностью, характерной для героинь сентиментальных повестей последней трети XVIII в.

Рене де Шатобриан и Бенжамин Констан.

Показывал образцы психологического романа, где в центре повествования яркая, интересная личность, личность рефлектирующая, стремящаяся разобраться в своих собственных процессах и найти себя в любви, а также утвердиться в обществе.

В произведениях Шатобриана – идеи монархического и христианской идеологии, он был монархистом, а ближе к смерти – католик. Его роман – “Атала или любовь двух дикарей”. Для Шатобриана и в этом романе главная проблема – свободный выбор в любви, любовь – как наивысшее благо, как возможность быть собой и по Шатобриану – она не должна иметь преград – ни расовых, ни религиозных. Никаких преград для чувства, особенно если оно духовно, быть не должно, это заблуждение культуры. И Исключительная личность ищет исключительной любви и страдает, потому что ей важно преодоление, познание себя и мира. Но такая личность не находит понимания в обществе, поэтому становится изгоем, так как общество стандартно и консервативно.

Тема художника, человека талантливого затрагивает и произведения Бенжамина Констана. История с ним самим интересна, он был привезен в Париж Мадам де Сталь в качестве ее любовника, и он был вторым после нее, так как у нее была слава и авторитет. Она ввела его в литературные круги. Сложные любовные отношения. После разрыва написал «Адольф». Очень высоко ценили во Франции и в России (Пушкин). Констан создал образ мечущегося, постоянно сомневающегося мужчины, который не может определится со своими стремлениями. По ощущениям Адольфа его женщина старше его лет на 10. Проблема свободной любви. Тема реализации в жизни женщины.

Мадам де Сталь, как и Жорж Санд предъявила образцы женского понимания свободной любви. Оба они написали по роману, где герои показаны в навязчивой любви немолодой женщины. И они стали образцами прозы – Сталь и Санд – входят главные героини женского пола, чьи жизни становятся объектом внимания, и такую литературу называют “женской прозой”. Она начинает развиваться во Франции, а затем и в Англии.

Характерная модель сюжета: в центре – умная и сильная героиня + красивая/духовно красивая, она ищет еще более сильного и умного мужчины, и во всех романах строится специфический треугольник. Вокруг нее – 2ое мужчин. Героини Жорж Санд – любят и того, и другого, но они разные, один – демонический (жестокий яростный эгоист), второй тихий, очень ласковый поэт, который всегда рядом. И следовательно, физическая часть в одном, а духовная часть в другом. И человека, который бы соединял, был бы идеалом, нет, и это вечный поиск.

 

Женская» проза во французской романтической литературе. Творчество и философия жизни Жорж Санд. Проблемы феминизма.

Жорж Санд (1804-1876)

Она сначала вышла замуж за состоятельного =>двое детей, но потом она решила развестись, и это был шок для общества, она была одной из первых, кто вынес проблемы семейной жизни на публику. Муж развод не давал, но все закончилось положительно, она отсудила детей, но дальше ее судьба в Париже – двойственное поведение – бесчисленный романы, даже роман с Шопеном.

Но все мужчины бежали от нее: сильная воля, но она тяжелого характера. Ее сын хотел стать художником, но у него постоянно были конфликты то с ней, то с ее любовником, и она ему не помогла. Дочь тоже стала такой же свободной женщиной, и дети от нее отдалились.

Ее романы: “Валентина” (1832), “Лелия” (1833), “Андре” (1835), “Симон” (1836), “Жак” (1834), “Венецианские повести” (38-39), “Консуэло” (42-43), “Графиня Руденштат” (43-44), “Очерки по истории богемии”, “Спиридо” (1839).

Жорж Санд на долгое время уходит из литературы, уезжает из Парижа и оставляет богемный образ жизни. У нее не только мужская одежда, но и мужской псевдоним. И она уединяется в поместье, ни с кем не общается. 1859г – обобщенный роман без имен - “Он и Она”. После этого романа еще пауза, и последнее – 1873г. – “Сказки бабушки”, “Воспоминания и впечатления”. В этих произведениях мирная, христианская позиция, отражается опыт личной жизни. Свободные чувства и быть наравне с мужчиной – свободные права женщин. В романах уже реалистическая психология, показывает нюансы, весь процесс отношений в мелочах. И жорж С анд не только основоположница французского психологического романа, но и социального романа. Ее романы произвели огромное впечатления и в Европе, и в России – Герцен, Тургенев, Белинский, Достоевский, Салтыков-Щелрин, Чернышевский считали их не просто ** прозой, но и умными психологическими, реалистическими произведениями.

 

 Основной чертой французского романтизма был протест: во внешней форме - протест против псевдоклассицизма, против стеснительных правил поэзии, завещанных "образцовыми" писателями XVII века; во внутреннем содержании - протест против устарелых идей и вековых предрассудков. Этот дух протеста,- протеста во имя права человеческой личности на счастье и свободное развитие,- пронизывает все романы Жорж Санд.

"У Жорж Санд нет ни любви, ни ненависти к привилегированным сословиям,- пишет Белинский, разбирая один из ее романов,- нет ни благоговения, ни презрения к низшим слоям общества; для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи; для нее существует только человек,- и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет о нем. Но женщина и ее отношения к обществу, столь мало оправдываемые разумом, столь много основывающиеся на предании, предрассудках, эгоизме мужчин,- эта женщина наиболее вдохновляет поэтическую фантазию Жорж Санд и возвышает до пафоса благородную энергию ее негодования к легитимированной насилием невежества лжи, ее живую симпатию к угнетенной предрассудками истине. Жорж Санд есть адвокат женщины, как Шиллер был адвокат человечества".

Женщина представлялась ей страдающей под двойным гнетом и общественных предрассудков, и семейного деспотизма. Она не видела для нее возможности какой-либо общественной деятельности, активной борьбы против существующего зла, и главным мотивом, исчерпывающим всю ее жизнь, ставила любовь.

  Любви Жорж Санд придает особое, идеальное значение. Любовь, по ее понятиям, не просто чувственная страсть, физическое стремление одного пола к другому, она заключает в себе божественную сущность, она тождественна вдохновению, религиозному экстазу. Поэтому она должна быть свободна, не может подчиняться никаким стеснениям. В этой независимости заключается ее культурное значение, так как она презирает все общественные предрассудки, уравнивает всех людей, объединяет их во имя высшего идеала. Противиться ей, бороться с нею - значит идти против воли Провидения. Естественным выводом из этого высокого понятия о любви являются все те антисемейные и революционные идеи, все те потрясения общественных устоев, которые приводили в ужас противников Жорж Санд.

  Строгие моралисты вопили о безнравственности, о разрушении семьи; в ответ на это Жорж Санд говорила им: "Не нарушение супружеской верности делает женщину безнравственной, а ложь и обман". "Настоящая семья должна быть основана на взаимном уважении и честной искренности, а не на притворстве и лицемерии". "Та любовь, которая нас возвышает, которая внушает нам хорошие мысли и чувства, может быть названа благородной страстью, а та любовь, которая делает нас низкими, эгоистичными и мелочными, есть дурная страсть. Каждая страсть законна или преступна, смотря по тому, каковы ее последствия, хотя официальное общество, которое нельзя признать верховным судьей над человечеством, часто узаконивает дурную страсть и осуждает хорошую".

  Романы Жорж Санд переносят нас в особый мир, где на первом плане стоят уважение к личности, геройское самоотвержение, страстная любовь, а все материальные интересы, все расчеты честолюбия, корыстолюбия и тщеславия представляются чем-то низменным и презренным. Напрасно стали бы мы искать в них точной копии окружающей нас жизни. Жорж Санд в принципе не стремилась к этой точности. "Задача художника,- говорит она,- состоит в том, чтобы возбудить любовь к предметам, которые он изображает, и я не ставлю ему в вину, если он их несколько приукрасит. Искусство не есть изучение данной действительности, а искание идеальной правды".

  Это искание правды, это стремление к идеалу составляют характерную черту французских романтиков. Окружающая действительность не удовлетворяла их, и они искали спасения в области свободного творчества. Герои их часто ходульны, чувства преувеличены, самый слог подчас напыщен, но идея, лежащая в основе их произведений, всегда заключает в себе нечто благородное, возвышенное. "Дайте романы Жорж Санд в руки юноше или молодой женщине,- говорит Золя,- они их сильно взволнуют: у них останется как бы воспоминание о каком-то очаровательном сновидении, и можно бояться, что после этого действительная жизнь покажется им скучной; они будут выбиты из колеи, готовы на всякие глупости и наивные выходки. Эти книги переносят в мир химер, а ведь в конце концов все-таки приходится роковым образом окунуться в действительность".

Романтическая литература А. де Виньи и А. де Мюссе.

Альфред де Виньи

Как и Нодье примыкал к литературной группе «Сенакль» (создана Гюго). Целью было противопоставить свои принцыпы устаревшим – классицизма. Начинал как поэт и драматург . Наиболее значим роман «Сен-Мар» (1826). Действие в 17 веке. Эпоха Людовика 13 и кординала Ришелье. в центре внимания  молодой человек,ищущий себя в жизни, в любви, рефлексия – новый тип героя, который как и все герои французского романтизма – аристократ. Из-за этих качеств его заговор изначально обречен на провал. Сам Людовик выдает заговорщиков кардиналу.

«Стелло или синие демоны» (1832). Судьба трех поэтов, трагичная судьба каждого, собственное видение трех героев. Сколько бы не был умен, одарен и внутренне интересен человек, он всегда проиграет в борьбе с обстоятельствами, большинством. Критика общества и гениев.

«Неволя и величие солдатов» Воспоминания о военной службе.

Все у Виньи двойственно.

 

В силу своего происхождения, воспитания, общественного положения Альфред де Виньи принадлежал к консервативному крылу романтической школы, но его поэзия по самому существу своему отличается от творчества его литературных союзников. Для нее характерны не только ненависть и презрение к новому общественному строю, но и свобода от каких бы то ни было иллюзий в отношении феодального прошлого, безвозвратную обреченность которого поэт отчетливо сознавал. Отсюда глубочайший скептицизм, пессимизм и трагическое мироощущение, которыми проникнуто творчество Альфреда де Виньи. Подобно всем романтикам, сюжеты своих произведений он черпает в фантазии или в прошлом. Герои его поэм — ангелы, пророки, вожди и герои древности. В отличие от слезливого спиритуалиста Ламартина, Виньи любит пластические образы материального мира, воспевает красоту и силу избранных натур. Но, как убежденный пессимист, он всегда придает страстям и благородным порывам человека роковой и трагический характер. Величие и слава покупаются ценой испепеляющего душу одиночества («Моисей»), за любовь к родине надо платить личным горем («Дочь Иевфая»), любовь к женщине влечет за собою смерть («Любовники из Монморанси»), самопожертвование приводит лишь к неизбежной гибели героя («Рог»). Поэт ставит под вопрос даже то, в чем аристократ и легитимист должен был бы видеть святые и непреходящие ценности, — монархические принципы и религию, и на них ложится мрачный отсвет его философской разочарованности. Поэма «Траппист» обличает короля, предающего своих защитников; в «Потопе» поэт опровергает представление о боге как о благостной и милосердной к людям силе. Кстати, бог у Виньи — всегда существо злонамеренное: руководствуясь какими-то непостижимыми побуждениями, он обрекает на гибель все лучшее, что есть в человечестве и человеке. Поэтический стиль Альфреда де Виньи вполне соответствует воодушевляющим его мыслям. Безудержный лиризм, столь свойственный другим романтикам, совершенно чужд автору «Моисея», замкнувшемуся в своем сумрачном стоицизме. Его поэзия отнюдь не излияния души, как, скажем, у Ламартина, а цепь философских размышлений, конкретизированных в стихотворном повествовании.

Этим и объясняется то, что Виньи-поэт не пользовался у своих современников широкой популярностью. Его стихи усердно читались знатоками и нравились им, но критика обходила молодого поэта молчанием. Слава пришла к нему лишь в 1826 году, после выхода в свет исторического романа «Сен-Map», который сделал для его писательской репутации больше, чем все изданные ранее стихи: за два года было выпущено и тотчас же разошлось четыре издания книги.

 

Альфред де Мюссе (1810-1857)

Ее друг. Он пишет любовно-психологические пьесы – “С любовью не шутят” (1834г.), “Каприз Марианны” (33г.), “Подсвечник” (35г.), историческая драма “Лорензаччо”. И важнейшей значение – “Исповедь сына века” (36г.) Это характерный для французской литературы жанр – литературной биографии – эссе, то есть в основу положена его жизнь и впечатления, много размышлений и + большой исторический фрагмент***.

Альфред де Виньи (1799-1863). Самое значительное – роман “Сен-Мар”. Очень хрорактерно для раннего французского романтизма – в центре молодой человек,ищущий себя в жизни, в любви, рефлексия – новый тип героя, который как и все герои французского романтизма – аристократ.

Теофиль Готье (1811-1872). У него особое место во французской литературе – он очень самостоятельный зудожник, он никак не мог найти стиля – сочиняет своеобразные романы. Сначала примыкал к Гюго, но как эстетисту – ему принадлежали вычурные стихи, очень сложные, искусственно созданные метафоры. Использовал открытую антитезу, предпочитал экзотические сюжеты. Но во второй половине примкнул к Парнасской группе и стал сторонником живописного изображения.

Ему принадлежит тезис, что в искусстве не должно быть места поэзии сердца – он выступил против романтиков и против Шарля Мадлера. Он считал, что художники не должны быть наркоманами, так как это источник вдохновения, писать надо разумом, а не сердцем.

Его новеллистика немного искусственна, и в них не хватает поэзии сердца. Он был сторонником формы. У него интересные новеллы, есть и исторические – “О Клеопатре”, “2 актера на одну роль”, и эротический роман - “Мадемуазель Марэн”.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...