Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начение повести М. Шелли «Франкенштейн» для фантастической литературы XX века.




И там не менее, тем не менее… «Франкенштейн» выдающийся памятник мировой литературы. Без знания этого романа невозможно составить полное и объективное представление об извилистых путях, которыми движется человечество в пустоте и холоде Космоса. Идеи, положенные в основу «Франкенштейна», странным образом созвучны не только тем далеким дням, когда роман писался, не только нашим и будущим после нас дням, но и дням, предшествовавшим его появлению на свет.

 

В этом произведении запечатлена вечная трагедия несовместимости живого и трепетного дыхания жизни и искусственных (пусть и искусных!) подделок под нее.

 

Мэри Шелли (1797-1851)

Мэри Шелли была очень умна, не уступала ни Шелли, ни Байрону. Имела большую склонность к литературе, не писала постоянно – для нее это было развлечением.

Никто не ожидал, что «Франкенштейна» могла написать женщина.

«Франкенштейн» создан в 1818. Ключевая мысль – противостояние человека и природы. Это вопрос о границах познания: насколько ученый должен переступать через границы природы. Продолжение этой мысли прослеживается у Булгакова.

Романтический мотив – характерный для готики. Все куклы. Портреты воспринимались как двойники, стремившиеся вытеснить Творца. Нельзя наделять энергией никакие другие вещи.

Размышления о природе характерны для начала 19 столетия, существование внутренней жизни природы. За пределы этой природы выходить опасно, - все превращается в тлен. Раньше называли этот текст экологическим.

Большинство произведений создается в жанре поэмы. Байрон – философские драмы для чтения, Шелли – драматические трагедии с политическим подтекстом. Байрон – роман в стихах, Мэри Шелли – проза. У нее есть глубокая внутренняя связь, это произведения, созданные в духе готического романа. Также баллады, поэмы, лирические стихотворения.

Английский романтизм – поэтический роман, в меньшей степени мистический, в большей части жизнеподобный. Философия природы и в поэзии, и в прозе.

 

Принципы построения исторических романов В. Скотта. Проблематика и поэтика романа «Айвенго».

Английский романтизм – поэтический роман, в меньшей степени мистический, в большей части жизнеподобный. Философия природы и в поэзии, и в прозе.

Вальтер Скотт (1771-1832)

Пытался проявиться как поэт, писал баллады, лирические стихотворения. И одно время до появления Байрона значился английским поэтом.

Самое сильное место в стиле для него – повествование. Написав несколько исторических романов, как автор он себя не обнаружил. До этого все произведения выходили под псевдонимами.

Существует очень много подражаний.

1) Многие писатели, изображая прошлую эпоху, пытаются использовать архаический язык, чтобы стилизовать свой текст за счет архаической лексики, которая существовала в тот период. Постороннему читателю архаизмы и историзмы не нужны.

2) Писатели дают подробное описание среды, много подробностей. Такой роман англичане называют антикварным.

3) Многие предшественники пытались дать события по контрасту с действительностью.

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ИМ.

1. Изображение исторических событий должно отражать современное состояние общества. История и современность должны перекликаться, т.е. показывать общность между историческими событиями и современностью.

2. Не нужно увлекаться случайностями, историю нужно показывать как закономерность, это не хаотичное явление.

3. Выбор писателя между персонажами должен быть в пользу человека. Читатель следит за своим героем и неизбежно увлекается эпохой.

4. Использование вымышленных персонажей. Соотношение таково: главный герой – вымышленный герой, а исторические лица – второстепенные, либо эпизодические.

5. Его герои говорят на языке, современном читателю, но в некоторых случаях он может вставить некоторые языковые нюансы. Если писатель закручивает роман сложно, то у читателя складывается комплекс, что он не может читать сложный роман. Писатель не должен показывать, что он умнее читателя.

6. Занимательность. В романах В. Скотта главную роль играют четко выстроенные сюжетные линии: приключенческая (участие героя в исторических событиях) и любовная. Линии могут разветвляться – 2 женщины. История в таком произведении – фон. Всякому читателю интересно познать себя.

Скотт высоко ценил Шекспира, ему очень нравились яростные герои (Отелло, Макбет). В человеке чего-то больше, чего-то меньше. В героях – попытка показать двуплановость. Наоборот – в целомудренном герое может мелькнуть что-то иррациональное. Второстепенные герои выглядят более живыми, чем главные.

«Айвенго» 1820.

Посвящен истории Англии. Автор удаляется от шотландской истории.

12 век. Показано формирование английского государства. Общество – разрозненные феодальные княжества. Очень сложная политическая ситуация. Показана особая роль Ричарда Львиное Сердце. Эпоха Робин Гуда. Мелодраматизм, патриотическая идея сближает Ричарда и лесного разбойника.

Главный герой – доблестный рыцарь Айвенго, вымышленный герой, но связан с первыми семействами саксонцев. Не самый удачный образ – он почти идеален, автор не довел его до полной идеальности.

Леди Ровена – саксонка, скучно добродетельная.

Ревекка – исключительной красоты еврейка, умна, с мистическим оттенком, сама способна совершать подвиги ради любви. Знахарка, но ее считают колдуньей.

В. Скотт показывает, что Айвенго все понимает: любить нужно одну, а жениться на другой. Судьба Айвенго заканчивается звонм свадебных колоколов.

В. Скотт добавляет долю космического. Это не имеет 100%-ного значения. Есть сатирический и юмористический оттенок.

Большую роль играют слуги - Гурт и Вамба. Шут – носитель юмористического начала, но глубинного.

Вальтер Скотт является отцом исторического романа. С его произведений можно вести отсчет исторического романа. Этот исторический контекст – фон исторической судьбы.

 

Основные черты литературы французского романтизма.

Проблемы имморализма

Более принятыми в литературе были Рене де Шатобриан (1768-1848), Жермена де Сталь (1766-1817) и Бенжамен Констан (1767-1830), Альфред де Виньи (1799-1863), Жорж Санд (Аврора де Дуван 1804-1876), де Мюссе (1810-1857), Дюма (1802-1870).

Общая их концепция особого места художника, тема одинокого гения, к сер.века стала литературным штампом. Художник в широком смысле писатель, поэт, музыкант находящийся в определенной оппозиции к большинству, живущими определенными интересами, склонность к рефлексии, самоанализу. Каждая личность вписана в определенную ситуацию, публицистический характер многих произведений.

По жанру французская литература – роман, психологическая повесть, новелла, почти нет поэзии. Очень давно публицистика, жанры мемуарной литературы – воспоминания. Художественное и документальное воспроизведение действительности. Синтез худ литературы и публицистики 0 «Исповедь сына века», «Сен-Мар». С Жермены де Сталь появляется женская проза. Была весьма некрасива, но яркий живой ум, энергетика. Главная тема у нее художник женского пола, любой эпохи, сущностная проблема – невозможность обрести равенство в любви. «Каринна или Италия» - саамы известный роман». Трагедия женщины в том что она умна. К моменту знакомства с Констаном была очень известна, а он был «никто». Она ввела его в литературные круги. Сложные любовные отношения. После разрыва написал «Адольф». Очень высоко ценили во Франции и в России (Пушкин). Констан создал образ мечущегося, постоянно сомневающегося мужчины, который не может определится со своими стремлениями. По ощущениям Адольфа его женщина старше его лет на 10. Проблема свободной любви. Тема реализации в жизни женщины.

Де Сталь принадлежит открытие в женской прозе. В центре произведения женщина. Показать разницу между мужчиной и женщиной. Мужчина – человек разума, прагматика. Женщина – человек чувства, интуиции. На первом месте – любовь, потом карьера.

Любовный треугольник у Жорж Санд. 2 мужчин. Один – стабильный, адекватный, друг детства, но немного плоский. Другой эгоцентрист, с идеями, угловатый. Феминизм.

Де Сталь и Санд считаются одними из первых литературоведов.

Французская литература и ее основные особенности

1. Политическая ситуация во Франции в начале 19 века. Период революционных потрясений. Наполеон – культовая фигуряя европейской и русской мысли. Образ Наполеона – пример что может личность, если у нее есть воля. Литература отличается тем что писатели делились по полит. взглядам. Приверженцы старого порядка – махровые реакционеры – монархисты, противники республики и Наполеона. Шатобриан был приверженцем монархии и только на последнем этапе пришел к христианскому мировоззрению. Одни республиканцы принимали республику, но не Наполеона. И были вынуждены жить в эмиграции. Многие тексты создаются за пределами страны. Патриотический мотив изгнанничества. Историзм произведений изображение конкретной исторической среды и показ взаимосвязи между прошлым и настоящим.

2. Социальность. Серьезный экономический кризис во Франции. Осуждалась гос. система с голодными детьми, проституцией, множеством преступлений. Социальность и историзм – две ключевые черты реализма и этим и этим фр.романтизм близок к нему. В меньшей степени мистический взгляд на мир, в большей – жизнеподобный, психологический, жизнь в формах самой жизни.

3. Психологизм – тенденция фр.романтизма, но не его развития. Условность, гиперболизация чувств, усиление экзотической ситуации, идеализация положительный и отрицательных качеств героя.

Ранний фр. романтизм испытывал значительное влияние английского готического романа. Неистовый романтизм, неистовые романтики – к предельной чувствительности, все до придела, максимум. Либо сверхмелодраматичны, либо сверхжестоки, исключена закрученность авантюрно-исторического романа. Неистовый романтизм показал модель синтеза элементов готики, рыцарского романа; проза и поэзия, чувство эстетич. неприятия. Очень ярко у Дюма-отца.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...