Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 17. Соотношение сравнительного метода,эксперимента и статистики




 Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов.

Сравнениекак метод познания представляет собой способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах. Если же поставить вопрос о том, как же человек осуществляет сравнение, то здесь возникает множество проблем и тем. Сравнение как способность человека ориентироваться в мире вещей и слов может описываться через априорные формы чувственности, представление о ценностях, конструируемые идеальные типы, производство понятий. В политической науке сравнительный метод рассматривается через сопоставление его достоинств и недостатков с методами эксперимента, статистики и исследования отдельных случаев (<<case-study»). Вместе с этим возникают проблемы количественных и качественных сравнений, статического и динамического аспектов сравнения.

Сравнительный метод в политической науке стал одним из центральных, поскольку многие исследователи  считали и считают его наиболее подходящим заменителем метода эксперимента, используемого широко в естественных науках.

Сравнение не тождественно экспериментуи его более слабому аналогу - статистическому методу, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки.

1) исследователь-компаративист способен выбирать те условия исследуемого феномена, в которых изучаемая взаимосвязь проявляется в наиболее чистом виде.

2) манипуляция условиями здесь относительная; она осуществляется исследователем скорее концептуально, чем в действительности.

3) сравнение напоминает эксперимент в том смысле, что позволяет контролировать условия, включенные в процесс исследования. Контроль-не абсолютный.

4) исследователь-компаративист стремится получить некий результат при наличии некоторых условий, которые он может ввести искусственно. Логика связана с поиском следствия.

 

+ Сравнения:он позволяет сочemать количественную и качественную методологию при сохранении ориентации на получение научных результатов.

 Статистический метод. Сравнение явл-ся менее чистым. Стат-й метод широко используется.

Он состоит в изоляции и определенных частей изучаемого объекта в количественные переменные и концентрации на их взаимоотношениях. Однако, когда число случаев, из которых выделяются переменные, является небольшим, то статистическим метод достигает границ своей полезности.

Рэйджин,2 типа сравнения:

1) количественны, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений

2)качественные,ориент-ые на сравнение категориальных переменных.

В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными.

 

Отличие сравнительного метода и эксперимента сост-ит в результатах конечных. Сравн-ый ориентр-ый на получение эмпир-х данных(законы,документы), являются описательными и иллюстрированными. Оно не дает нового знания а лишь проверяет сущ-ее. Является подходом для исследователя. Задачей исследователя является не сравнение форм полит-х феноменов и их условий, а поиск зависимостей, концепций и моделей.

Методологические проблемы:

-проблема сравнимости(сравнимы ли объекты?)

-проблема эквивалентности(эквив-ть проблем, процедур и проблем исследования)

-проблема универсальности(отражают ли общие понятия в политики все проблемы и суть политического процесса)

-проблема «мало N-много переменных»(мало стран,но много переменных)

-проблема Гэлтона(надо учитывать внешнее воздействие,как это сделать?)

 

Вопрос 10. Предпосылки и методологическое значение ТРВ

Появление: 80-90гг в США, Скандинавских странах и Японию.

Этот подход претендует на достоверность в прогнозировании поведения индивидов и групп. У него появились поклонники и решительные критики. Претензии сторонников "рационального выбора" на то, чтобы вообще заменить им социологическую теорию, вызывают острую полемику.

Согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно лишь в случае, если возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил Название "максимизации выгоды".

Главное для рациональности: ее индивидуальный характер, ограниченность и субъективность.

Цели индивидов рассматриваются как предопределенные и зависящие от самого индивида.

Школы ТРВ:

Для чикагской школы, сформировавшейся еще в середине1930_х гг., характерны акцент на рыночный успех и вера в неоклассическую теорию цен и эффективность рынков. Вирджинская школа зародилась в Чикагском университете и оформилась позднее, уже в 1950_е гг. Здесь в центре внимания исследователей находятся на несостоятельность политики. Более того, сама политика понимается как обмен, причем в этом обмене представителей вирджинской школы интересует прежде всего не позитивный, а нормативный анализ этических основ конституционной экономики.

В отличие от вирджинской школы, (во главе с К. Эрроу) пытается построить функцию общественного благосостояния, наилучшим образом отражающую интересы групп индивидов. Она характеризует институты не как механизмы правил и процедур, помогающих осуществить выбор, а как инструменты достижения равновесия, лежащие в основе политической игры.

Вопрос 4. Этапы становления сравнительной политологии. (№3,4)

Вопрос 39. Основные предметные области СП

1940-50 гг. XX в

- «Вертикальные» сравнения (между государствами)

- «горизонтальные» сравнения (между структурами и институтами государств)

1960-70 гг. ХХ в

- Проблемы модернизации

- «Задержанное развитие»

- «Зависимое развитие»

1990-2000 гг.

- Глобализационные процессы

- Проблемы демократизации

- Конфликты и безопасность

Международная политическая экономика

- Экология

- Демография

- Права человека

- Терроризм

- Проблема отношений и различий «Севера» и «Юга»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...