Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 17. Соотношение сравнительного метода,эксперимента и статистики
Метод, предполагающий исследование сходств и различий между явлениями или их классами с целью установления классификаций и типологий социальных явлений, а также проверки гипотез о случайных отношениях посредством исследования эмпирической связи и временной последовательности факторов. Сравнениекак метод познания представляет собой способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах. Если же поставить вопрос о том, как же человек осуществляет сравнение, то здесь возникает множество проблем и тем. Сравнение как способность человека ориентироваться в мире вещей и слов может описываться через априорные формы чувственности, представление о ценностях, конструируемые идеальные типы, производство понятий. В политической науке сравнительный метод рассматривается через сопоставление его достоинств и недостатков с методами эксперимента, статистики и исследования отдельных случаев (<<case-study»). Вместе с этим возникают проблемы количественных и качественных сравнений, статического и динамического аспектов сравнения. Сравнительный метод в политической науке стал одним из центральных, поскольку многие исследователи считали и считают его наиболее подходящим заменителем метода эксперимента, используемого широко в естественных науках. Сравнение не тождественно экспериментуи его более слабому аналогу - статистическому методу, но логика сравнительного анализа в определенной мере сопоставима с логикой экспериментальной науки. 1) исследователь-компаративист способен выбирать те условия исследуемого феномена, в которых изучаемая взаимосвязь проявляется в наиболее чистом виде. 2) манипуляция условиями здесь относительная; она осуществляется исследователем скорее концептуально, чем в действительности. 3) сравнение напоминает эксперимент в том смысле, что позволяет контролировать условия, включенные в процесс исследования. Контроль-не абсолютный. 4) исследователь-компаративист стремится получить некий результат при наличии некоторых условий, которые он может ввести искусственно. Логика связана с поиском следствия.
+ Сравнения:он позволяет сочemать количественную и качественную методологию при сохранении ориентации на получение научных результатов. Статистический метод. Сравнение явл-ся менее чистым. Стат-й метод широко используется. Он состоит в изоляции и определенных частей изучаемого объекта в количественные переменные и концентрации на их взаимоотношениях. Однако, когда число случаев, из которых выделяются переменные, является небольшим, то статистическим метод достигает границ своей полезности. Рэйджин,2 типа сравнения: 1) количественны, ориентированные на изучение дисперсий признаков явлений 2)качественные,ориент-ые на сравнение категориальных переменных. В обоих случаях присутствует экспериментальная логика ограничения условий и поиск каузальных зависимостей между переменными.
Отличие сравнительного метода и эксперимента сост-ит в результатах конечных. Сравн-ый ориентр-ый на получение эмпир-х данных(законы,документы), являются описательными и иллюстрированными. Оно не дает нового знания а лишь проверяет сущ-ее. Является подходом для исследователя. Задачей исследователя является не сравнение форм полит-х феноменов и их условий, а поиск зависимостей, концепций и моделей. Методологические проблемы: -проблема сравнимости(сравнимы ли объекты?) -проблема эквивалентности(эквив-ть проблем, процедур и проблем исследования) -проблема универсальности(отражают ли общие понятия в политики все проблемы и суть политического процесса) -проблема «мало N-много переменных»(мало стран,но много переменных) -проблема Гэлтона(надо учитывать внешнее воздействие,как это сделать?)
Вопрос 10. Предпосылки и методологическое значение ТРВ Появление: 80-90гг в США, Скандинавских странах и Японию. Этот подход претендует на достоверность в прогнозировании поведения индивидов и групп. У него появились поклонники и решительные критики. Претензии сторонников "рационального выбора" на то, чтобы вообще заменить им социологическую теорию, вызывают острую полемику. Согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно лишь в случае, если возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил Название "максимизации выгоды". Главное для рациональности: ее индивидуальный характер, ограниченность и субъективность. Цели индивидов рассматриваются как предопределенные и зависящие от самого индивида. Школы ТРВ: Для чикагской школы, сформировавшейся еще в середине1930_х гг., характерны акцент на рыночный успех и вера в неоклассическую теорию цен и эффективность рынков. Вирджинская школа зародилась в Чикагском университете и оформилась позднее, уже в 1950_е гг. Здесь в центре внимания исследователей находятся на несостоятельность политики. Более того, сама политика понимается как обмен, причем в этом обмене представителей вирджинской школы интересует прежде всего не позитивный, а нормативный анализ этических основ конституционной экономики. В отличие от вирджинской школы, (во главе с К. Эрроу) пытается построить функцию общественного благосостояния, наилучшим образом отражающую интересы групп индивидов. Она характеризует институты не как механизмы правил и процедур, помогающих осуществить выбор, а как инструменты достижения равновесия, лежащие в основе политической игры. Вопрос 4. Этапы становления сравнительной политологии. (№3,4)
Вопрос 39. Основные предметные области СП 1940-50 гг. XX в - «Вертикальные» сравнения (между государствами) - «горизонтальные» сравнения (между структурами и институтами государств) 1960-70 гг. ХХ в - Проблемы модернизации - «Задержанное развитие» - «Зависимое развитие» 1990-2000 гг. - Глобализационные процессы - Проблемы демократизации - Конфликты и безопасность Международная политическая экономика - Экология - Демография - Права человека - Терроризм - Проблема отношений и различий «Севера» и «Юга»
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |