Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос  23. Виды и уровни переменных в сравнительном исследовании.




Стадия - концептуализация и выбор гипотез исследования.

Выделение видов и уровней переменных в сравнительной политологии собственно не отличается от любого социального исследования, ориентированного на измерение и анализ эмпирических данных.

Переменная - изменяющееся качество изучаемого политического феномена, к измерению

которого могут быть применены неметрические или метрические шкалы.

- организация переменных в исследовании предполагает разбиение их на группы в зависимости от поставленных целей и гипотез исследования.

- выбор переменных также определяется общей концептуальной схемой исследования и опирается на основные ее понятия.

1. Совокупность изучаемых переменных - оперативные переменные:

1) зависимые - изменяемое качество объекта изучения, которое рассматривается как следствие или результат действия некоторых условий, факторов, обстоятельств.

2) независимые - характеризуют эти воздействующие условия, факторы и обстоятельства.

3) вмешивающиеся – влияет на взаимосвязь (связь мб колич и качест) зависимой и независимой переменной. Ее влияние нужно контролировать, и иногда в процессе исследования, если обнаруживается большее влияние вмешивающейся переменной чем независимой, то первая получает статус независимой.

2. изменяемые качества объекта, которые исследователем берутся в качестве постоянных (параметры). Как раз при выборе стран в сравнительном исследовании одной из наиболее сложных проблем и выступает определение параметров, т.е. той группы характеристик, по которым изучаемые страны наименее всего различаются.

Уровни: Что касается уровней зависимых переменных в сравнительном исследовании,

то Смелзер, основываясь на идеях Талкота Парсонса о двойственной иерархии социальной жизни (одна: биологический организм, личность, социальная система, культурная система; другая [в социальной системе]: роли, коллективы, нормы, ценности), строит следующую иерархию уровней зависимых переменных:

- агрегативные качества населения,

- оценки бихевиоральных осадков,

- социальные структуры,

- культурные структуры.

Он подчеркивает, что переход от самого нижнего уровня (агрегативные качества населения) к самому верхнему (культурные структуры) усложняет организацию переменных, так как значительная часть из них не может трактоваться в качестве

параметров, а должна включаться в оперативные переменные.

Вопрос 25. Организация процесса сравнительного исследования.

1) Концептуализация – первый шаг в сравнительном исследовании политических систем; позволяет определить общий подход к пониманию изучаемых характеристик.

2) На ее основе осуществляется выбор переменных.

3) Их превращение в индикаторы и индексы.

4) Измерение качеств и анализ полученных данных.

Технология конкретизации качеств обозреваемого феномена получила название операционализации (переход от абстрактного выражения качеств в понятиях к набору

конкретных показателей, полученных в результате наблюдения за изучаемым феноменом). Таким образом, операционализация представляет собой переход от первоначальной теории к измерению и включает в себя концептуализацию, выбор переменных, инструментализацию и собственно измерение (сбор эмпирических данных). Результатом всех этих действий будут понятия, переменные, индикаторы и индексы, показатели.

Выбор переменных и индексов зачастую определяется следующими обстоятельствами.

- Во-первых, исследователь, конечно, связан исходной теорией политики и вынужден

выбирать переменные и превращать их в операциональные определения, подчиняясь логике теории и теоретических гипотез. Фактически исследователь здесь опирается на результаты предыдущих работ.

- Во-вторых, исследователь должен учитывать опыт прежних наработок в изучении политического феномена и стремиться не повторять ошибок прошлых измерений.

- В-третьих, он руководствуется принципами сравнимости и релевантности избираемых переменных, индексов и индикаторов, т.е. осуществляет их выбор, учитывая общее и особенное в изучаемой группе стран и применимость понятийного аппарата к исходной гипотезе (гипотезам), а последней — к изучаемому феномену.

- В-четвертых, исследователь ориентируется на точность анализа как с точки зрения содержания, так и математической формы его выражения. В-пятых, исследователь должен учитывать тот способ, каким он будет собирать эмпирический материал (наблюдение, анкетирование, изучение документов, интервьюирование, изучение статистических материалов, сбор имеющихся данных социологических обследований и т.д.), и наличность его в национальных или международных статистических отчетах.

- В-шестых, значительное влияние на выбор переменных и индикаторов оказывает

характер сравнительного исследования (статическое или динамическое исследования), избираемый для исследования временной интервал.

В целом, однако, выбор переменных и индикаторов определяется логикой сравнительного анализа.

Вопрос 33. Качественные и количественные методы в сравнительной политологии.

Два подхода: СП как отд.наука с методами, СП как метод (компаративистика, сравнение непосредственно). СП является одним из перспективных направлений и методов политических наук. Методы сравнительной политологии едва ли от­личаются от множества инструментов, применяемых в других социальных науках (Мэр). Однако, при обоих подходах – основной метод – сравнение (компаративный). Сравнение выступает общей установкой познания. Сравнивая некоторые (по меньшей мере, два) процессы, факты, элементы структуры, качества явлений, понятия, человек пытается обнаружить нечто общее или различное между ними. Если не задумываться дальше о сути того, как человек сравнивает, то достаточно сказать, что сравнение как метод познания представляет собой способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах. Сравнительный метод в политической науке стал одним из центральных, т.к. многие исследователи считали и считают его наиболее подходящим заменителем метода эксперимента, используемого широко в естественных науках. Виды сравнительных исследований: «Case-study» сравнение. анализируется одна страна (какой-либо политический феномен в отдельной стране) на фоне сравнения ее с другими странами. Не все считают подобное исследование сравнительным, но все, же большинство полагает, что среди исследований по типу «отдельного случая» можно обнаружить сравнительный акцент. Бинарное сравнение. Цель - выявить общее и особенное в их политическом развитии 2 стран.Региональное сравнение. Распространенным видом сравнения выступает сравнение регионов, т.е. группы стран, избранных в силу похожести их экономических, культурных, политических и т.д. характеристик.Глобальное сравнение. Особенностью глобальных исследований является то, что в качестве единицы анализа здесь берется вся политическая система, ее основные характеристики.Кросс-темпоральные сравнения. Все большее значение в сравнительных исследованиях начинает придаваться времени как оперативной переменной. Сравнивают разные страны в разные периоды времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 757.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...