Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема группы в социальной психологии.




Всегда возникает вопрос критерия выделения группы. Существует две трактовки понятия группы:

1) Группа как произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа (статистические подходы).

Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа — с другими показателями и т.п.

2) Группа как реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Выделяются также социологический и психологический подходы к описанию групп.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Выделяется объективный критерий различения групп.

С точки зрения этого критерия анализируется каждая группа, ее отношения с обществом и входящими в нее личностями.

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Наличие множества людей, среди которых протекает деятельность субъекта.

В рамках психологического подхода важно изучать, как действует индивид в присутствии других людей и как он взаиимодействует с ними. Содержательная деятелньость группы не изучается. Группа не выступает как микросреда формирования личности.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Включенность в группы определяет объективное место субъекта в системе социальной деятельности, а также эта включенность влияет на формирование сознания субъекта.

Человек является представителем разных групп, каждая из них оказывает влияние на его сознание. Ищется некая равнодействующая всех этих групповых влияний. Нужно выяснить. какие характеристики группы важны для данного индивида.

Изучается прежде всего особенности поведения и дяетельности людей, которые обусловлены их включением в реальные социальные группы. Важна содержательная характеристика этих групп.

Группа как система деятельности сама является субъектом определенной деятельность, т.е. она включена в общественные отношения.

Т.о. используя и социологичсекий и общепсихологический подходы к изучению группы, социальная психология выделяет некую социальную группу по определенному социологическому критерию, описывает психологические характеристики этой группы, а также их значимость для каждого члена группы.

Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Осознание принадлежности к группе происходит через принятие этих характеристик.

Социальная идентичность, причастность себя к групп определяется наличием «мы-чувства». Осознание общности некоторой группы происходит через разделения на «мы» и «они».

Группа – это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Некоторые авторы предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. Но нет данных о том,что этот подход продуктивен. 

Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются.

Основные характеристики группы:

— композиция группы (состав),

— структура группы,

— групповые процессы,

— групповые нормы и ценности,

— система санкций.

Анализ структуры групповой деятельности включает сопоставление эмоциональной структуры группы (межличностные отношения) и функциональной структуры (групповая деятельность).

Статус (позиция) – это место индивида в системе групповой жизни.

Роль – это динамический аспект статуса.

Статус более и мене постоянен, роль же меняется. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Понятие системы «групповых ожиданий».

Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна (нормы группы связаны с ценностями). Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.

Важная проблема — соотношение социальных и «личностных» норм у каждого индивида.

Санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм (бывают поощрительные и запретительные, позитивные и негативные).

КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП

Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов для класификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.

Именно реальные естественные группы являются объектом изучения социальной психологии.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ

Регуляторы социального поведения в больших группах: нравы, обычаи и традиции. Всё это вместе составляет образ жизни группы.

В больших группах может быть специфический язык (для процессиональных и половозрастных групп – это определенный жаргон).

Большое значение играет социальная детерминация происходящих в группе процессов, более очевидно значение ценностей и стереотипов.

Больше группы существуют на протяжении длительного периода времени. Поэтому при их исследовании обязателен учёт времени: синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяжённости). Диахрония позволяет проследить передачу признаков группы от поколения к поколению.

Сходные условия существования группы влияют на сознание ее представителей через личный жизненный опыт каждого из членов группы и через общение между ее членами.

Структура большой социальной группы:

— психический склад как более устойчивое образование (нравы, обычаи, традиции)

— эмоциональная сфера как более подвижное образование (потребности, интересы, настроения).

Важно соотношение психологических характеристик группы и сознания отдельных индивидов.

Психологические характеристики группы представляют собой то типичное (общее), что характерно всем индивидам, а не сумму черт, свойственных каждой личности.

Социальный тип личности – тип личности представителя определенного социального класса.

Иногда представитель конкретнйо группы обладает весьма незначительной частью общих характеристик группы.

Методы исследования больших групп:

— методы этнографии (анализ продуктов деятельности), межкультурные сравнения

— методы социологии (например, статистический анализ)

— языкознание

— социальные представления

— менталитет (типичные ответы людей на картину мира).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...