Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
С. Московиси, концепция социальных представлений
Социальное представление – обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определённый образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Менталитет – интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира её представителями. Психология больших устойчивых социальных групп. Устойчивые социальные группы – это группы, сложившиеся в ходе исторического развитяи лбщества, занимающие определенное место в системе общественных отношений (социальные классы и слои, этнические, профессиональные и половозрастные группы). Эти группы имеют большое значения для понимания психологиеских характеристик исторического процесса. СОЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И СЛОИ Для американсой культуры характерны термины «среднйи класс», «низший класс», для европейцев – «рабочий класс», «буржуазия» и т.д. Сущность социально – психологического анализа: выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов. Направления исследования психологии классов: — вывление психологических особенностей классов, существовавших в истории и существующих сейчас — характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи — анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса. Эмоциональная динамическая сфера классовой психологии включает: классовые потребности, интересы и роли. Иногда используют понятие социальных чувств (например, классовая ненависть). Психологический склад проявляется в социальном характере. Э. Фромм связывал индивидуальную психику и социальную структуру общества через социальный характер. Фромм выделяет национальные характеры в связи с разными типами отчуждения человека в разные эпохи: человек раннего капитализма (накопительский тип), эпохи 20х гг XX века (рыночный тип) и т.д. Социальный характер проявляется в типичном образе действий представителей разных классов. Регуляторы социального поведения в больших группах: нравы, обычаи и традиции (все они характеризуют образ жизни человека). ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ Формы этнической общности: нации (больше всего изучаются), народности, национальные группы и др. Вундт, «психология народов». Народ – некая этническая общность. Чтобы исследовать этнические группы, нужно исследовать мифы, обычаи, языки. Психология этнических групп включает: — склад (национальный, этнический характер, темперамент, традиции и обычаи). — ямоциональная сфера (национальные, этнические чувства). Национальный характер – понятие, описывающее особенности психического склада этнической группы. Вопрос соотношения индивидуальных черт индивидов с с чертами национального характера, взаимодействия национального и социального характера. Эмоциональная сфера включает этническую идентичность (осознание своей принадлежности к этнической групп) и этническое самосознание (эмоциональное переживание своей принадлежности). Формируются этнические стереотипы. Принадлежность к группе определяется формированием «мы – чувства». Образ других групп упрощается, фиксируются установки (прошлый негативный опыт взаимодействия переносится на каждого встреченного представителя этой группы). Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции. Относительность психологических различий между группами: от поколения к поколению они меняются. ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ В американской социальной психологии доволньо много исследований «психологии мужчин» и «психологии женщин». Понятие гендер используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических, связанных с особенностями анатомии. Гендер – социальный пол. Гендер изучается на трех уровнях: — индивидуальный (субъективное отнесение себя к группе мужчин/женщин) — структурный (положение мужчин/женщин в структуре общественных институтов: начальники - подчиненные) — символический (образы «настоящего мужчины»/«настоящей женщины»). Гендерная социология:дифференциация мужских/женских ролей, полового разделения труда, социально – психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на поведение и общественную жизнь. Гендерная психология: гендерные различия в когнитивной сфере, в эмоциональнйо сфере. Социально спихологические исследования: гендерная идентификация, гендерные стереотипы, гендерные роли. Гендерная индентичность: феминность, маскулинность, андрогинность. тест Сары Бэн на гендерную идентичность. Теория справедливости Э. Уолстера. Критерии выбора партнера мужчиной или женщиной различны, к тому же они исторически меняются. Изначально мужчины выбирали партнершу на основе внешней привлекательности, здоровья («глазеющая культура», бессовестное рассматривание), позже из – за феменистских настроений стал популярным выбор равного («женщина со статусом»). Проблема пересечения гендерных и социальных ролей. Гендерные стереотипы (например, мужчина: сильный, стойкий, логичный, рациональный, активный и т.д. женщина: слабая. эмоциональная, усупчивая, пассивная и т.д.). При изучении возрастных групп анализируется процесс социализации. Появился инетерс к изучению зрелых возрастов. Проблемы поколений, субкультур, способы адаптации к социальным изменениям, вырабокта жизненных стратегий. Понятие возрастного статуса и соответствующих ему возрастных ролей и возрастных норма. Сейчас особенно тщательно изучается группа пожилых людей и молодежь. Понятие конфликта поколений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |