Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология стихийных групп.
Толпа, публика, аудитория и т.д. Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому – либо определённому поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такое образование нельзя считать субъектом совместной деятельности. Такая группа может быть кем – то организована, но чаще возникает стихийно, редко четко осознает свои цели, довольно активна. Психологические характеристики стихийных групп – формы коллективного поведения. Один из факторов формирования таких групп – общественное мнение. Массовое сознание: совокупность идей, убеждений, социальных представлений различных больших организованных групп. Массовое сознание – это выразитель общественного мнения, оно возникает по поводу отдельных событий общественной жизни, довольно изменчиво, может быстро изменять оценки явлений под воздействием новых, строится по принципу схожести «моих взглядов» и взглядов других. ТОЛПА. По определению Лебона, толпа – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий. Её цели могут быть различными: поглазеть, протестовать и т.д. В толпе могут возникать элементы организации, но они очень нестабильны. Для толпы характерны специфические формы коммуникации и информации: суждения из общественного мнения, сведения из СМИ, слухи. МАССА. Относительно стабильное образование с нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции: демонстрации или митинга. Необязательна физическая близость. Высокая роль организаторов, которые известны заранее. ПУБЛИКА. Может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Тард впрервые разделили толпу и публику (наличие психической связи). В помещениях публику можно называть аудиторией. Публика управляема. Однако достаточно какого-либо инцидента, чтобы она стала неуправляемой. СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ Источники информации: общественное мнение, СМИ, слухи и сплетни. Утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояним. Заражение возникает путем многократного отражения путем цепной реакции. Особая ситуация, в которой усиливается воздействие через заражение – ситуация паники. панкиа возникает в следствие дифицита или переизбытка информации о чем – то пугающем или непонятном. Панику сложно исследовать, но все равно выделяют некие циклы. Заражению предшествует некая общность оценок. Например, аплодисменты. Степень подверженности заражению зависит от уровня развития самосознания индивида. Внушение – целенаправленное, неаргументрированное воздействие одного человека на другого или на группу. Предполагается, что человек, принимающий информацию в случае внушения, не может ее критически оценивать. Можно выделить определенную степень активности передачи сообщения: сообщение, убеждение, внушени. «Социальная суггестия» – внушение, существляющий внушение – суггестор, объект внушения – суггеренд. Явление сопротивляемости внушению – контрсуггестия. Отличие внушения от заражения: 1) при заражении происходит сопереживание большой массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает равенства в переживании эмоций (суггестор не подвержен тому же состоянию, что и суггеренд), при внушении наблюдается односторонняя направленность, это активное воздействие, 2) внушение обычно носит вербальный характер, при заражении же используются также невербальные средства. Условие эффективности внушения – авторитет сугесстора (создается дополнительный фактор воздействия – доверие). Важны характеристики суггеренда. Блокирование психической самозащиты – контрконтрсугесстия. Элементы внушения есть в пропаганде и рекламе. Хотя основаня черта пропаганды – аппеляция к логике и сознанию, здесь используются средства убеждения, а нередко и внушения. Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Тард, теория подражания: подражаени – это основной приницп развития и существования общества, возникнвоения групповых ценностей и норм. Социальные конфликты – противоречия между возможными направлениями подражания. Виды подражания: логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание –мода и подражание – обычай и т.д. Законы подражания: — подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше чем обрядам), — низшие подражают высшим и т.д. Э. Дюгкгейм: в этом подходе смешиваются разные общественные явления, и , наприер, подражание ребенка взрослому осуществляется по другим законам. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |