Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности интервью как метода сбора социологической информации.




Интервью является более дисциплинарным методом

Интервью («беседа») – это вид исследовательского общения, метод получания информации путем целенаправленной беседы интервьюера = социолога с респондентом. Интервью имеет очень широкую сферу применения

Сфера применения на всех этапах социологического исследования. Применение как качественной так и количественной стратегии

Особенности

1. Учесть уровень культуры и компетентность респондента, его реакции

2. Появляется возможность учитывать невербальные характеристики респондента

3. В процессе интервью можно получить более качественную, искреннюю информацию

4. Наибольшее влияние интервьюера на респондента и обратно

5. Один интервьюер может провести ограниченное количество интервью в день

Типология

1. Степень стандартизации интервью

А. Нестандартизированное интервью. Относится к качественной стратегии, включает в себя широкий круг вопросов, которые могут не отвечать свойству сопоставимости вопросов и ответов. Наличие нестандартного опросника, доминируют открытые вопросы, от респондента ожидается свободное повествование

К нест. интервью относится:

1. Свободное интервью (психоаналитическое). В качестве стр.единицы выступает тема, а не вопрос (например, «Расскажите о своей жизни»)

2. Глубокое = Глубинное интервью. Обозначаются вопросы, проблемы, на которые обязательно следует получить ответ

Используется методика зондирования. Способ получения более глубинной информации.

Некоторые элементы техники зондирования: выдержать паузу, просить об уточнении, «наивный социолог»

Основные достоинства: возможность получения глубинной, нестандартной, скрытой информации (нарративы)

Основное ограничение: сложность сопоставления информации между собой

 

Б. Полустандартизированное интервью. Предполагается разработка тематических блоков, в которых есть обязательные вопросы, на которые должны ответить все респонденты, но сохраняется возможность задавать дополнительные вопросы

В. Стандартизированное интервью. Предполагает получение однотипной информации от каждого респондента. Ответы должны быть сравнимы, хорошо поддаваться классификации (анкета). Бывают интервью только с открытыми вопросами

2. В зависимости от цели исследования

А. Нарративные («повествование»)- свободное повествование респондента о своей жизни, практически без вмешательства интервьюера. Главная проблема : необходимость стимулировать респондента на новые рассказы

Б. Биографическое (Юность, Карьера, Дети..)

В. Лейтмотивное. Позволяет просмотреть динамику одного и того же аспекта жизни человека в разные периоды его биографии (Отношения с родителями)

Г. Фокусированные (Мертон). Связано с введением стимульной ситуации и выявлением мнений, оценок, суждений о них. Специфические черты: респонденты должны быть участниками ситуации, основанной на субъективных переживаниях респондента, на реакции на стимульную ситуацию. Анализ разговора стимульной ситуации

 

3. По степени непосредственности (непосредственного личного контакта)

А. Очное

Б. Заочное (телефон, интернет и др)

  4. По объекту

А. Групповые (2 и более)

Б. Индивидуальные










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 538.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...