Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процедура проведения экспертного опроса




Э.О. –это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности.

Проведение опроса включает: 1.подбор экспертов, участвующих в опросе; 2.выбор формы и метода проведения опроса и заполнение анкет; 3.оценку качества работы и компетентности экспертов.

Подбор экспертов составляет одну из наиболее трудноразрешимых проблем экспертного анализа. Природа этой проблемы - человеческий фактор, исходящий от самих же экспертов. Естественно, что в качестве экспертов привлекаются наиболее компетентные, не рядовые специалисты в данной области. Субъективные факторы, это личные качества эксперта - его компетентность, широта эрудиции, склонность к абстрактному мышлению, коммуникабельность, доброжелательность и т.п. Немаловажную роль может сыграть авторитетная рекомендация или личное знакомство исследователя с экспертом, значительно упрощающее взаимодействие в процессе работы.

Методы опроса делятся на: 1.очные (личные) и заочные; 2.индивидуальные и групповые.

Методы подбора экспертов: 1. Документальный, т.е. анализ информации об экспертах (стаж работы, наличие ученой степени). Цель- сузить круг экспертов. 2. Экспериментальный, т.е. отбор на основе письменных тестов, испытаний, либо отбор по результатам к.-л. деятельности. 3. Аттестация, т.е. подбор экспертов с помощью голосования спец. комиссии(члены-эксперты высокого порядка). 4. Самооценка, т.е. разработка спец.анкеты, отвечая на которую специалисты могут продемонстрировать отношение, знание объекта, эрудированность, критичность оценки, способность в прогнозированию.

Особенности инструментов Э.О.: большое количество открытых вопросов, ранжирование, техника парных сравнений (из пар суждений выбрать более сочетаемое), последовательное сравнение (предлагается определить важность к.-л. Фактора в сравнении с другими. 

Применяются 1. метод делфи, т.е. предполагает многократный опрос одной и той же группы экспертов с применением метода шкалирования, предполагает выработку согласованных мнений путем многократного повторения мнений одних и тех же экспертов (опрашиваются все эксперты заочно, инф. обобщается и выдвигаются выводы и сообщаются экспертами, проводится повторный опрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают либо изменяют ее в зависимости от мнения большинства, затем проводят еще 3-4 тура, что бы добиться согласованности. 2. Метод мозговойатаки. Основная направленность - выявление новых идей. Для этой цели организаторы экспертизы должны создать атмосферу, наиболее благоприятствующую генерированию идей, атмосферу благожелательности, поддержки, освобождающую эксперта от излишней скованности. Любая высказываемая экспертами идея должна быть обсуждена и не может объявляться ложной и подвергаться критике даже при ее почти очевидной бесперспективности. 3. Личный опрос - это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет непосредственный (очный) контакт с экспертом. Недостатком очного опроса являются большие затраты труда и времени. Иногда в ходе очного опроса могут возникать нежелательные искажения информации вследствие психологического воздействия исследователя на эксперта, что вызывает недовольство со стороны последнего. Заочный опрос-пересылка анкеты эксперту по почте - характеризуется простотой и дешевизной. Однако при этом он обладает низкой надежностью из-за того, что некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа. В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, что обусловило широкую популярность групповых методов опроса.

 

35. Апробация анкеты.До начала широкого использования анкеты необходимы ее тщательная проверка, апробация и устранение выявленных недостатков. Разрабатывая анкету, необходимо уделить достаточно внимания содержанию самих вопросов, их формулировке, и последовательности представления. Непосредственное апробирование скажем, анкеты, предполагает наблюдение за реакциями опрашиваемого и нахождение исследователем ответов на следующие, как минимум, вопросы:

· Адекватно ли понял респондент смысл каждой составляющей анкеты?

· Нет ли в анкете непонятных слов или терминов, допускающих их разнотолкование?

· Не является ли формулировка вопроса анкеты внушающей (навязывающей) заранее задуманный ответ?

· Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

· Не провоцирует ли вопрос уклонение от ответа?

· Соответствует ли предусмотренная анкетой техника регистрации ответа содержанию вопроса?

· Нет ли смещений в положительную или отрицательную сторону шкал, содержащихся в анкете?

· Компетентны ли опрашиваемые для ответа на данный вопрос?

· Правильно ли поставлены вопросы-фильтры, адресующие вопрос не всем, а только какой-то части опрашиваемых?

· Не превышает ли вопрос ресурсов памяти опрашиваемых?

· Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций?

· Не воспринимается ли он как оскорбительный, унижающий достоинство человека?

Пилотажный этап исследования – ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности. Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

36. Организация интервью.Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Интервью по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического Интервью следует отметить особую роль интервьюера, его инициативу. В этом случае контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует Интервью и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы.

Использование же самого метода Интервью требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования. Процедура использования Интервью требует осуществления действий в двух направлениях: 1) Создание опросного листа (бланка Интервью) на базе программы социологического исследования. Бланк Интервью содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество проведенного Интервью респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания. 2) Организация и проведение интервью, что предполагает определение места, времени опроса, с одной стороны, и соответствующую подготовленность, опыт интервьюера – с другой. Учитывая особый статус интервьюера как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма зависит качество и надежность получаемой информации. Интервью оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих целей: 1)налаживание контакта; 2)правильная постановка вопросов; 3)фиксация ответов. На протяжении всего времени общения с респондентом интервьюер обеспечивает социально-психологическое взаимодействие, создает дружескую атмосферу, в которой далее ведется беседа. Интервьюер лично, непосредственно взаимодействует с респондентом: он лично задает ему вопросы (соответственно опросному листу), лично регистрирует ответы. Он ведет беседу, направляет ее.

Контроль работы интервьюера. Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов: 1)  визуальный контроль на стадии приемки анкет; 2)       в период компьютерной обработки массива анкет, проверяя логические связи; 3)     в период проведения специально организованного контроля.

Визуальный контроль на стадии приемки анкет

Проверяется их на полноту заполнения. 100% заполнение. Важно проконтролировать анкету с точки зрения логических связей и переходов, на полноту заполнения открытых и полуоткрытых вопросов. Известно, что на открытые вопросы развернуто отвечают далеко не все респонденты (иногда лишь до 30%), однако, если один интервьюер получает меньше ответов на открытые вопросы, чем группа в среднем, возникает подозрение, что это вина интервьюера, а не инструментария.

Компьютерный контроль

Современные программные средства позволяют оценить как массив, поступивший из точки опроса в целом, так и работу отдельного интервьюера с точки зрения отклонения полученных результатов от среднего. Компьютерный контроль может дать информацию о том, что у того или иного интервьюера больше нормы ответов "затрудняюсь ответить", "не знаю", отказов от интервью или замен. Эти данные должны стать предметом обсуждения с конкретным интервьюером и группой в целом.

Специальный контрольный опрос.

Полевому контролю должны быть подвергнуты не менее 10% заполненных анкет. Лучшим методом полевого контроля работы интервьюеров является повторное посещение респондента специальным интервьюером-контролером. Он проверяет правильно ли был отобран респондент, не нарушались ли методические приемы проведения интервью, не оказывалось ли влияние на ответы "третьими"лицами, получает информацию о том, какое впечатление у респондента осталось о работе интервьюера. В контрольную анкету обычно включаются несколько содержательных вопросов анкеты исследования.

Телефонный контроль. В некоторых анкетах респондента просят сообщить свой номер телефона, а при телефонных интервью информационная база имеется для всего массива анкет. Телефонный контроль проводится примерно по той же схеме, что и контроль повторным посещением. Однако, необходимо помнить, что возможности телефонного контроля весьма ограничены из-за низкого уровня телефонизации даже в крупных городах, не говоря уже о небольших населенных пунктах. Поселенческий- выезд руководителя опроса на место опроса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...