Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семантический дифференциал Ч. Осгуда




Семантический дифференциал— метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств. Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.

Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом в 1952 году. Ч. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал.

Семантическим дифференциалом (в узком смысле) называют также биполярную градуированную оценочную шкалу, используемую в методе семантического дифференциала.

ля построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов (понятий) по набору биполярных градуированных шкал.

Метод семантического дифференциала позволяет ставить и решать следующие типовые вопросы:

1. различие в оценке одного понятия разными испытуемыми (или разными группами испытуемых в среднем по группе);

2. различие в оценке двух (или более) понятий одним и тем же испытуемым (или группой);

3. различие в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым (или группой) в разное время (то есть измерять изменения значений, которые возникают под воздействием средств массовой коммуникации, из-за изменения социальных или культурных контекстов, в результате обучения и т. д.).

Построение семантических пространств и анализ положения объектов в семантических пространствах — важный инструмент во многих практических приложениях:

· Для анализа восприятия рекламы и для её проектирования;

· Для сравнительного анализа различных групп — от групп потребителей в маркетинге до гендерных стереотипов;

· Для исследования экономического поведения;

· Для изучения важнейших процессов социальной самоидентификации и для решения многих других задач социологии

· в политических технологиях.

и во многих других областях.

Технический аппарат и графика анкеты.

В анкете используется довольно разнообразный технический аппарат. Он необходим для пояснений, как отвечать на вопрос, где и что писать, для направления респондента, для сосредоточения или переключения его внимания и в целом для облегчения его работы.

Важную роль в анкете играют пояснительные фразы. Они необходимы для того, чтобы объяснить респонденту, как отвечать на тот или иной вопрос. Например: "В данном вопросе Вы можете выбрать любое количество ответов" или "В данном вопросе Вы можете выбрать только две (три) наиболее важные для Вас причины" или "В данном вопросе Вы можете выбрать только один ответ". Такое указание необходимо тогда, когда мы хотим сосредоточить внимание респондента на необходимости выбрать наиболее важные для него причины, мотивы, скажем, поведения, а не все возможные. Либо мы поясняем, что вопрос построен таким образом, что респондент может выбрать любое количество ответов, допустим, когда мы хотим узнать, какие культурно-бытовые предметы он имеет дома.

Пояснительная фраза может указывать, каким группам респондентов необходимо отвечать или не отвечать на данный вопрос или альтернативу: "Следующий вопрос предназначен только для тех, кто выбрал последнюю альтернативу предыдущего вопроса", или "На следующие пять вопросов отвечают только инженерно-технические работники", или "На данный вопрос отвечают только те респонденты, которые женаты (замужем)", и т.д.

Пояснительные фразы также используются, когда есть необходимость обратить внимание на техническое заполнение анкеты в целом или отдельных вопросов: "При ответе на данный вопрос поставьте галочку напротив выбранной Вами альтернативы" или "При ответе на данный вопрос подчеркните наиболее важные для Вас причины", или "В серии предлагаемых альтернатив выберите, которые соответствуют Вашему мнению, и поставьте крестик напротив каждой из них".

 В анкете применяется метод выделения отдельных слов, словосочетаний или предложений их подчеркиванием или разрядкой. Это чаще всего используется для привлечения внимания респондента к ключевым словам и словосочетаниям, чтобы он одинаково с исследователем понял смысл того или иного вопроса.

Для того, чтобы переключить или привлечь внимание респондента к тем или иным вопросам, направить его мысли в нужное русло, в данном случае для того, чтобы он отвечал на те вопросы, которые касаются его, и не отвечал на те вопросы, которые его не касаются, используются различные указатели: звездочки, стрелки, литеры и т.д.

Отличительные знаки способствуют эффективной работе респондентов, но нельзя ими злоупотреблять. Слишком частое их применение может, наоборот, затруднить чтение анкеты, отвлечь внимание респондента. Во всем следует знать меру.

Необходимо предусмотреть в анкете место и для ответов респондентов на полузакрытые или открытые вопросы, и для любых других высказываний и надписей. Обычно в полузакрытых вопросах после всего набора альтернатив оставляется место (проводятся две-три сплошные линии) и дается пояснение, что здесь респондент может написать свой ответ, например, "Что еще, напишите_____________ ...". То же самое делается и в открытом вопросе, но оставляются уже не две-три строчки, а больше, чтобы не ограничивать респондента в его желании высказаться. Иногда опрашиваемые заполняют целые странички анкеты при ответе на открытый вопрос.

Методические приемы ведения интервью. Проводиться по сценарию, гайду: 1.Вводное слово (представиться, цели, задачи, может быть, указать примерное время на проведение интервью и т.д.). 2.Вопросы (подготовительные, водные, основные, итоговые вопросы). 3.В ходе интервью респонденту могут показываться карточки. 4.В конце благодарность за участие в интервью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 751.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...