![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разновидности экспертных методов
«Метод Делфи». В несколько этапов выдается анкета с информацией, усредняется, отбрасываются варианты и опять предлагаются к рассмотрению. Особенности метода: · полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; · многотуровая процедура опроса экспертов (обычно четыре тура); · обеспечение экспертов информацией, обмен информацией при сохранении анонимности, аргументации и критики; · обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. В 1-ом туре опроса экспертам выдается анкета (лично, по почте, с помощью ЭВМ и др.), собираются ответы, обрабатываются результаты, каждый эксперт знакомится с результатами. Во 2-ом туре опроса результаты опроса наносятся на шкалу, определяется медианное значение, квартили и экспертам предлагается скорректировать свою оценку, чтобы вписаться в интервал между квартилями. При изменении мнения или отказе от изменения требуется объяснить свое решение. В 3-ем туре всем экспертам представляются все экспертные оценки и вся аргументация (с сохранением анонимности). Если ответы экспертов перестают изменяться, это является сигналом к прекращению опроса. По решению ведущего опрос, объяснения могут представляться лишь экспертами, мнения которых существенно отличаются от среднего. Метод «Фокусных групп». В практике пилотажных исследований используется метод «Фокусных групп». Особенно эффективен он при изучении рекламы, отношения к новым неизвестным явлениям и процессам. Как полагают, этот метод дает неидеологизированный срез мнений, отношений на подсознательном уровне. Правила организации исследования: · численность группы не должна превышать 8—10 человек, чтобы все могли интенсивно участвовать в дискуссии, направляемой модератором; · члены группы должны быть отобраны случайно, но с соблюдением правил метода квотной выборки, и не должны быть знакомы друг с другом; · члены группы не должны быть информированы о теме и целях дискуссии до ее начала; · модератор должен обладать достаточной суггестивностью, чтобы направлять группу и не поддаваться ее давлению; · модератор не должен навязывать свое мнение респондентам, а только управлять дискуссией согласно сценарию; · модератор должен уметь подключать к дискуссии разных членов группы и вести ее с такой интенсивностью, чтобы респонденты не думали о «правильных» штампах ответов. · Длительность дискуссии не должна превышать 1,5 — 2 часа. Количество групп и их состав зависят от задач исследования и объекта оценки (от 2 до 8 групп). Группы могут быть одинаковые по составу для параллельного сопоставления или две разные однородные группы для контрастного выявления различий в установках. Дискуссия проводится по заранее разработанному сценарию, содержание которого известно только модератору. Ведется запись дискуссии, которая затем расшифровывается и анализируется. Метод морфологического анализа. Метод, предложенный австрийским астрономом Адольфом Цвики, позволяет проектировать новые невиданные конструкции, товары, процессы. Экспертам предлагается система критериев оценки объекта (например, для автомобиля, это будут: скорость, мощность, вместимость, экономичность и т. п.) и варианты значений оценки по этим критериям. Выбирая эти значения эксперты прогнозируют и проектируют появление нового объекта. Формы проведения анализа и представления модели объекта могут быть разными. Это, к примеру, может быть морфологический ящик и др. Метод парных сравнений. Данный метод позволяет придать весовые значения анализируемым явлениям и событиям и устанавливать их приоритетность. В результате сравнения создается методика оценивания и сравнения анализируемых объектов. 29. Шкала Лайкерта. Шкала Лайкерта - метод шкалирования социально-психологических характеристик индивидов, представляющий собой адаптацию теста к измерению установки. Метод предполагает, что респондент выражает свое согласие или несогласие с каждым суждением из предложенного набора по пяти- или семибалльной шкале оценок, а его место на итоговой шкале установки определяется суммой оценок каждого отдельного суждения. Характеристики метода экспертного опроса: его сущность, ф-ии, основное назначение Экспертный опрос – разновидность опроса, в ходе которого респондентами явл. специалисты (эксперты) в определенной области деятельности. Функции экспертного опроса: · Прогностическая. Прогноз развития тех или иных социальных явлений · Познавательная (ф-ция продуцирования нового знания). Объективная оценка каких-либо сторон деятельности, качества чего-нибудь, получение нового объективированного знания · Информационная. Получение информации, которая отсутствует в сознании респондента-не эксперта. Одна из ключевых особенностей экспертного опроса в том, что экспертный опрос предполагает активное участие экспертов в анализе и решении проблемы исследования. Ø Э. О. может применяться на различгных этапах соц.исследования Ø Используется в процессе диагностики состояния изучаемого объекта Ø Оценка состояния объекта и прогнозирование Ø Используется при принятии управленческих решений |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 655. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |