Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Недостатки и ограничения Интернет-исследований




Смещения выборки

1) Отсутствие репрезентативности.

2) Стихийность выборки. Отвечают все, кто хочет

3) Охват аудитории. Даже если мы определили генеральную совокупность нашего опроса как Интернет-пользователей и не интересуемся мнением остальных граждан, мы можем получить смещенные результаты. Здесь опасность смещения выборки заключается в возможности сужении её до части аудитории какого-либо одного сайта, на котором размещен опросник.

Дезинформация исследователя

5) Неоднократное участие в опросе. При проведении анонимных Интернет-исследований существует проблема с установлением факта уникальности участия человека в опросе. Некоторые респонденты могут принимать участие в исследовании по несколько раз.

6) Отсутствие данных о генеральной совокупности. В большинстве случаев отсутствуют надежные данные о социально-демографических параметрах генеральной совокупности – людей, которые потенциально могут принять участие в опросе.

7) Намеренное искажение данных. Трудно оценить степень достоверности полученных в ходе онлайн-исследования результатов – добросовестность заполнения опросника, искренность респондентов и т.п. Индивид может давать ложные или произвольные ответы на вопросы с целью позабавиться или посмотреть, что из этого получится.

Технические ограничения

9) Ограниченная длина опросника.

10) Коммуникационные проблемы. Возможна неверная интерпретация респондентами отдельных вопросов анкеты, ошибки в переходах и заполнении таблиц, искажение информации, неадекватное реагирование, пропуски отдельных вопросов – все ошибки, характерные и для обычного анкетирования.

11) Индивидуальные параметры системы. На восприятие пользователем текстового и, особенно, графического материала значительное влияние может оказывать тип программного обеспечения, установленного на компьютере, где происходит заполнение анкеты.

Виды опроса.

Разбивается на 2 большие разновидности:

1) Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

2) Интервью – проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует его ответы.

В свою очередь, каждый из этих видов делится на множество подвидов:

1) По числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный)

2) По месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях)

Анкеты бывают раздаточными, почтовыми, прессовыми.

Виды опросов можно классифицировать по другим критериям, а именно: а) количественные (с применением статисти­ки) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа); б) пись­менные (анкеты, тесты) и устные (интервью); в) очные и заочные; г) стандартизированные, полустандартизированные и нестандарти-зированные; д) клинические и фокусированные; е) направленные и ненаправленные; ж) пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные (как главный способ сбора первичной инфор­мации); з) массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области).

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятель­ство — вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому за­мыслу и логически выстроенная система вопросов — адресован­ных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утверди­тельной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответа.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту ра­боты и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15—20 чел. При этом обеспечива­ется стопроцентный возврат анкет, респонденты могут прокон­сультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и не­ясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтро­лировать качество заполнения.

В отечественной социологии самым популярным является ин­дивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75—80% случаев. При использовании индивидуального анкетиро­вания, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

Этапы подготовки и проведения интервью

1. Подготовительный (Общая и конкретная подготовка к интервью).

Общая связана с владением методиками проведения интервью; проведение тренингов.

Конкретная подготовка связана с конкретным исследовательским проектом (формирование выборки, выбор типа интервью, составление программы и инструмента, определение места и времени интервью, инструктаж интервьюера, определение способа записи, пробные интервью).

2. Полевое исследование. Этап связан с непосредственным проведением интервью.

Подэтапы (4):

-ориентационный (установление контакта: убедить человека, рассказать о целях, задачах, сформировать положительную мотивацию)

-закрепление контакта (использование специальных методик, направленных на сближение с респондентом. Первые вопросы – контактные, используется технология персонализации, подчеркиваем индивидуальность респондента; используются технологии присоединения. Присоединение идет до уровня продуктивного контакта: подстройка к речи респондента, жестам, позе)

-основной сбор информации (строится по программным вопросам; использование специальных методик проведения интервью)

-завершение беседы (основные выводы, благодарность, иногда мнение респондента об опросе)

3. Обработка результатов (аналитический этап).

Связан с процедурой написания отчета. Существуют специальные программы обработки данных в зависимости от стратегии.

 

Новые технологии опроса.

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных,контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц

Интернет-опросы:

1.Прежде всего, исследования через Интернет позволяют экономить основные ресурсы: время, деньги, трудовые ресурсы, а также повысить качество получаемых данных. В условиях информационного общества фактор «экономии ресурсов» в социологическом исследовании становится решающим.

2.Говоря о сборе качественной социологической информации, необходимо отметить, что при традиционных социологических опросах исследователь нередко испытывает трудности в этом деле.

3. Интернет-технологии предоставляют возможность индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что стимулирует респондентов к постоянному участию в Интернет-опросах, формирует у них положительный имидж социологических исследований по Интернету, служит фактором привлечения других участников.

4. Интернет-технологии позволяют легче и быстрее проводить пилотаж, а, следовательно, изменять анкету (вопросы)

5. В Интернет-опросах в меньшей степени сказывается влияние интервьюера (исследователя). У респондента не возникает чувства принуждения, неловкости, стеснения, нервозности, часто наблюдающиеся при ситуации, когда интервьюер в процессе общения невольно просит участника об одолжении, а человеку трудно ему отказать, но нет возможности как следует ответить.
И т. д.

Минусы: 1.Респондент может давать произвольные ответы на вопросы ради интереса - с целью посмотреть, что получится.
2. Велика вероятность намеренного искажения информации о себе, особенно социально-демографической. Ответы, которые даются, могут быть вполне правдоподобны и поэтому могут не поддаваться контролю с помощью программного обеспечения.
3. При проведении исследования в Интернете опрашиваемые не могут проконсультироваться с интервьюером по поводу правильности выполнения заданий. Это может приводить к неверному пониманию заданий, и, следовательно, искажению результатов.

Смс-опрос Применение нового метода сбора информации – SMS-опроса – имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Оперативность получения и обработки данных (SMS-система обрабатывает до 300 SMS-сообщений в секунду).
2. Актуальность получаемой информации.
3. Возможная масштабность и массовость исследования (практически не зависит от географических, экономических и других условий, часто мешающих проведению полноценного исследования).
4. Удобство и простота в проведении опроса.
5. Возможность анализа полученных данных с помощью автоматически построенных отчетов (в виде различных графиков, диаграмм, таблиц).

SMS-опрос предусматривает, во-первых, электронное обращение исследователя к определенной группе людей – респондентов – с вопросами, содержание которых представляет собой изучаемую проблему. Во-вторых, – автоматическое составление и статистическую обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию.









Принципы отбора экспертов

Первый критерий отбора экспертов — степень компетентности эксперта. частью ориентируются на наиболее “простые” показатели — ученая степень или звание, стаж работы по специальности. Но оба показателя не всегда являются мерилом компетентности. Поэтому приходится прибегать к дополнительным показателям — служебное положение, число опубликованных работ, число ссылок на эти работы в литературе, оценка работ научной общественностью и др. Встает проблема комплексности показателей компетентности эксперта.

Второй критерий отбора экспертов тесно связан с первым. Он предполагает, что эксперт знает “последнее слово” современной науки и практики в тех областях, которые являются предметом экспертизы. Здесь важен качественный анализ научной или практической деятельности эксперта и его трудов.

Третий компонент отбора — оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта. Для этого опять-таки необходим качественный анализ деятельности и научных трудов эксперта.

Четвертый критерий отбора — оптимальное сочетание индивидуальных качеств экспертов как научных или практических работников. Сюда относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, к объективной всесторонней оценке проблемы без чрезмерного уклона в сторону оптимистических либо пессимистических ответов по чисто психологическим мотивам, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую научную информацию.

Пятый критерий отбора — высокие моральные качества эксперта. Этот критерий очень сложен. Ясно, однако, что без должного морального уровня эксперта остальные его качества могут оказаться бесполезными, способными лишь увеличить опасность получения псевдопрогноза.

Методы отбора экспертов сводятся к двум основным подходам: объективному и субъективному. Первый предполагает использование организаторами исследования специальных методик отбора, второй — привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются.

Объективный подход имеет, в свою очередь, 2 варианта: документальный и экспериментальный. Первый предусматривает подбор экспертов на основе социально-демографических данных (ученая степень, звание, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах). В комплектовании групп экспертов могут учитываться также, пол, возраст и другие социально-демографические показатели. Экспериментальный метод проводится на основе испытания, тестирования кандидата в эксперты либо по результатам эффективности его прежней экспертной деятельности. Оба методических приема требуют большой деликатности по отношению к будущему эксперту. Так, тестирование не всегда приемлемо с этической точки зрения. Да и сами тесты пока еще оставляют желать лучшего. Проверка же эффективности рекомендаций кандидата по опыту его прежней работы фактически означает неформальную аттестацию специалиста. Поэтому оба приема должны носить, скорее, вспомогательный характер, применяться в сочетании с документальным подходом и другими приемами.

Субъективный подход также распадается на несколько приемов. Один из них —аттестация, когда подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...